Сценарий литературного мероприятия
творческая работа учащихся (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хакимова Гульчехра Алимжановна

Сценарий конкурса чтецов "И вновь душа поэзией полна..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_konkursa_chtetsov.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного конкурса чтецов «И вновь душа поэзией полна»

(Участники – учащиеся 5-11 классов)

Ведущий: Уважаемые гости литературного конкурса чтецов «И вновь душа поэзией полна»! Сегодня мы хотим представить для вас программу, в которой будут представлены импровизированные художественные произведения. Вы услышите басни, фрагменты из поэм, а также стихотворения великих русских поэтов и писателей: Некрасова, Крылова, Тютчева, Фета, Ахматовой, Блока, Цветаевой. Конкурс включает чтение стихотворений и литературный турнир. Каждый участник соревнуется в личном первенстве. Сегодня у нас в составе жюри : Елена Александровна, Вера Михайловна, Елена Дмитриевна, которые много лет преподают предметы литература и литературное чтение. Поприветствуем! Итак, начинаем!

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, прозаик и публицист. Является классиком русской литературы.

Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства.

Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» о русской женщине читает….. как вы думаете, кому мы доверили этот фрагмент? Его тёске - Некрасову Артему.

( Читает стихотворение Артем)

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.

Цветет Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Ведущий:

Афана́сий Афана́сьевич Фет — русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской академии наук, прозаик. По мнению Некрасова — единственный поэт, который мог конкурировать с Пушкиным. Стихотворение «Еще майская ночь» читает Корнеева Алевтина.

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

Ведущий:

Много лет Федор Тютчев​ был дипломатом и работал за границей, а стихи​ писал в свободное от службы время. Его произведения почти не печатали в России. Слава пришла к поэту после публикаций в журнале «Современник»​, где Николай Некрасов​ назвал его «русским первостепенным поэтическим талантом». Стихотворение «О, как убийственно мы любим» читает Елизавета Чумаченко.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Ведущий:

Мы продолжим чтение стихотворений следующими участниками конкурса. А сейчас - внеконкурсная часть программы – инсценировка басни Ива́на Андре́евича Крыло́ва — русского баснописца, публициста, издателя сатирико-просветительских журналов. Басня «Волк и ягненок». Исполняют Некрасов Артем, Корнеева Алевтина и Крылова Евгения.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

___

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Ведущий:

Александра Блока относят к самым ярким представителям поэзии Серебряного века. В литературе автор известен как символист, берущий вдохновение в идеях русских философов. Темы стихотворений поэта затрагивают разные стороны человеческой жизни, но преобладающей в его творчестве выступает любовная лирика. Также он выступал как писатель, драматург, публицист. Стихотворение «О, весна без конца и без краю» читает Крылова Евгения.

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!

Ведущий:

Сергей Александрович Есенин - русский поэт-лирик, один из самых популярных и известнейших русских поэтов 20 века. Сергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами​ новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Стихотворение «Отговорила роща золотая» рассказывает Александр Демин.

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Ведущий:

Анна Андреевна Ахматова писала: «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». Стихотворение «Ты письмо мое, милый , не комкай» читает Ротина София.

Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —

В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.

Переходим к следующему конкурсному заданию. Итак, Задание 1

Определения литературных жанров. Назовите их. Разделимся на 3 группы: 5и 6 кл., 7 и 8 кл., 9 и 11 кл. Для каждой группы отдельный вопрос, но сохраняется личное, а не командное первенство.

1 Для 5, 6 классов: Эпическое произведение аллегорического и нравоучительного характера, в котором повествование окрашено иронией и в заключении содержит мораль.

Ответ: басня.

2. Для 7,8 классов: Небольшое лирическое произведение, окрашенное грустными размышлениями, тоской, скорбью.

Ответ: элегия.

3. Для 9 и 11 классов: Вид лирики, произведение торжественного характера, содержащее хвалу человеку или событию.

Ответ: ода.

Задание 2

Выражения, которые стали “крылатыми”. Мы часто употребляем их в речи. Из каких произведений эти выражения? Назовите автора.

  1. Для 5 и 6 классов: «Да только воз и ныне там…» И.Крылов басня "Лебедь, Щука и Рак"

«Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку» из басни И. А. Крылова „Кукушка и петух“

  1. Для 7 и 8 классов: «Есть еще порох в пороховницах» Н.Гоголь «Тарас Бульба»

«Не хочу учиться, а хочу жениться» (Фонвизин «Недоросль»)

  1. Для 9 и 11 классов: «Служить бы рад, прислуживаться тошно…» Грибоедов «Горе от ума»

«Умом Россию не понять..» Ф.Тютчев

Задание 3 общее - для всех. Кто больше? У кого есть варианты, поднимает руку. В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия? («Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого и др.)

Ведущий:

Марина Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей, по праву считающаяся одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Цветаевские творения наполнены экспрессией, огнем, яркими образами под стать своему автору. Многие биографы отмечали непростой характер литератора, ее изменчивую натуру — но без этого не было бы прекрасных произведений, цитируемых и сегодня.

Итак, заключительный внеконкурсный показательный номер – исполнение песни на стихи Марины Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мной…». Исполняет Галина Алимовна.

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.

Ведущий:

Давайте представим на минуту, что было бы, если бы не было такого вида искусства, как литература.

Страшно подумать даже, как оскудела бы наша жизнь, насколько примитивным и удручающим казалось бы всё, окружающее нас. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное чтение – это своеобразные будни художественного творчества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни. И наш конкурс – подтверждение этому. А теперь слово жюри.

Подведение итогов жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я край родной ко всякому ревную… Литературные традиции Астраханской области. (Сценарий внеклассного мероприятия)

Материал данного внеклассного  мероприятия позволяет расширить и углубить знания учащихся о литературных традициях Астраханского края, о месте,  где они живут, с его историей, с его достопри...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Сценарий литературного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.Цели мероприятия: расширить и углубить представления о жизни и творчестве И.С. Тургенева....

Сценарий литературного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Сценарий литературного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева«Великий мастер слова»Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.Цели мероприя...

Сценарий литературного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева «Великий мастер слова»

Мероприятие посвящено русскому писателю-классику, великолепному мастеру слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка, Ивану Сергеевичу Тургеневу....