Сценарий музыкальной гостинной " Играй и пой, Русская душа"
материал

Гостинная распахнула двери русской песне и звукам народных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_muzykalnoy_gostinoy.docx34.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыкальная  гостиная « Играй и пой, русская душа»

Программное содержание:

 

- закрепить знания детей о русских народных шумовых инструментах (ложки, трещотки, рубель);

- познакомить детей с народными  музыкальными инструментами ( балалайка, гармошка, ( духовыми) инструментами: Абашевские свистульки, свистульки, расчёски

 

Участники:

 

- дети старших и подготовительных групп

- Дети детской музыкальной школы искусств « Вдохновение» коллектив

 « Ложки Драйв», « Ладушки» руководитель: …………….

- Родители воспитанников детского сада

  Под весёлую русскую народную музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья

Ведущая поёт приветствие, аккомпанируя себе на трещотке:

Здравствуйте, ребятки,
Розовые пятки,
Звонкие соловушки,
Умные головушки.

Ребята, а знаете ли вы о том, что, когда люди здороваются, они желают друг другу доброго здравия, т.е. здоровья. А раньше на Руси люди не только здоровались словами, но приветствовали друг друга низким поклоном. Давайте сейчас поздороваемся друг с другом, как это было много-много лет назад.   Ребята, наш русский народ издавна славился своим  трудолюбием, но в  минуты отдыха, и праздники шумные, веселиться русский народ всегда умел с удалью да размахом!

Сегодня мы  с вами совершим путешествие в страну русской народной музыки. Услышим народные песни, звуки народных инструментов, поиграем и повеселимся. Вы узнаете  много нового  и интересного. Ну что, в добрый путь?

На экране мини ролик.

 Муз. рук. Начинаем путешествие, и хочу загадать вам  загадку:

Расскажу я вам друзья, в древние века.

 Дунул тихий ветерок в трубку тростника. 
Человек услышал вдруг, мелодичный звук, 
И родился в тот момент
Музыкальный
….(инструмент.) 

На экране заставка.

Ребята, какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей-зрителей)

Правильно! Вот как много инструментов вам знакомо.

 А чтобы  в пути  нам было не скучно, позовем с собой гостей. Вот они к нам и пожаловали.( представить)  По старой русской традиции гостей нужно встречать с хлебом да  солью и  песней веселой.

 

Музыкальный руководитель и дети группы № 6 исполняют песню

« К нам гости пришли»

Муз. рук.  Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие! Отправляемся в путь, послушайте  следующую загадку:

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень". Ответы:

 На экране заставка

Балалайка

 Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Она стала настоящим музыкальным символом русского народа. Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Она имеет три струны, звук звонкий, но мягкий.

 Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником.

 Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты группы……………..

Музыкальный номер:……………………………………………..

Музыкальный руководитель: Вот спасибо музыкантом, ну а мы отправляемся дальше.

Стихи детей о ложках.

Есть ложки для каши

И есть для варенья,

Которые кормят

Вкуснятиной нас.

 

А есть для веселья

И для развлеченья,

С которыми люди

Пускаются в пляс!

 Они не для гречки,

Они не для риса,

Не любят, чтоб супом

Их пачкали зря,

 

Плохие хозяйки,

Ну что за актрисы!

Как щелкают ловко

В руках ложкаря!

Муз.рук: А сейчас для вас группа  ложкарей «Ложки драйв» с номером…………………………….

Муз.рук.: Ребята наши тоже не отстают и умело с ложками свою игру начнут!

Дети группы № 6 исполняют номер с ложками « У самовара»

 Е.А.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Пришла я к вам не с пустыми руками, принесла глиняную игрушку-свистульку. (Показ игрушки)

Оказывается, свистулька была известна еще в глубокой древности, только названия у нее были разные: сопелка, тутушка, гудуха, улютка, соловьей.

 Наши предки использовали свистульку как магический инструмент для вызывания дождя и ветра в засуху; тепла и солнца – в непогоду. Они верили, что мелодия свистульки отгоняет нечистую силу, поэтому свистульку часто вешали детям на шею как оберег. Со временем свистулька утратила свое магическое значение и стала  игрушкой, но необычной , а с волшебными звуками. 

Музыкальный руководитель: 

В Пензенском селенье
Игрушки лепили,
Они без труда
Всех детей покорили.
Будешь искать –
Не найдёшь лучше нашего
С глиной волшебной
Селенья ... (Абашево). Заставка на экране.

Музыкальный номер………………………………………………

 

Музыкальный руководитель: Ребята, очень интересно и наше путешествие продолжается. Сегодня у нас в гостях мама Димы  воспитанника нашего детского сада. Встречайте,…………………..

Музыкальные номера  и игра с детьми на расчёсках.

 Музыкальный руководитель: Ну, а наше  увлекательное путешествие в мир русской народной музыки. Кто следующую  загадку сможет отгадать, то на этом инструменте может  поиграть.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Заставка на экране.

Гармошка - это духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами, которые находятся с каждой стороны. Бывают гармошки однорядные, двухрядные и трёхрядные.

Сейчас мы с вами послушаем, как она звучит.

Папа воспитанников нашего детского сада Родиона и Леонида ……. исполнит произведение « Вологда».

Муз.руководитель: Ребята,  незаметно пролетело время, увлекательное путешествие подошло к концу. Попрощаться мы хотим, но

необычно, а   веселыми частушками!!!

Вместе с Е.А. В городке мы все живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём!

 

 Е.А. Балалайка заиграла,
И я, братцы, заплясала.             Играет на балалайке
Хоть тонка её струна -
Для нас - лучшая она!

 Е.В. Как заслышу балалайку,
Сразу в пляс пускаюсь!
Удивить честной народ
Очень я стараюсь!

Е.В.Я об ложку ложкой бью,

И танцую, и пою.

Ложки, ложки, вы дружней            Играют на ложках

Вы играйте веселей.

 

 Е.А. Ложки разные бывают

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой!

Е.В. Как гармошка заиграет.
Невозможно утерпеть.
Ох, держитесь, мои ножки,
Я частушки буду петь.                             Игра на гармошке

 

Е.А. На гармошке вам сыграю,
Настроение подниму,
Много песенок я знаю,
И гармошечку люблю.

Вместе: Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето.

До свиданья, уезжаем                          

За частушками ещё!

 

 

Ведущий: И начать свой рассказ я хочу с музыкального инструмента, на котором играли как раз в минуты отдыха во время жатвы. А что такое жатва? Это когда хлеб на полях собирали.

Мужчины косили, а женщины собирали колосья в снопы. Тяжёлая работа. Отдохнуть надо было обязательно! А в минуты отдыха не только посидеть и поесть хотелось, но и музыку послушать!

 

Выстроились дружно в ряд :

Если дуть, они гудят.

Сделаны из камыша,

Пятушкой звать малыша.

Женщины на нас играют

И, играя, подпевают.

Наигрыши мы играем,

В пляс народ мы вовлекаем.

                                          Кугиклы.

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.

Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги.

Именно так прежде назывался камыш.

Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).

Нижние концы-стволы  трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры.

Кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют.

 Игра на кугиклах.

 

Домра, как забытая царица,

Что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица,

Звуком ладным в голубой высИ,

Разносила на потеху миру

В скоморошьих озорных руках

СклАдных песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах.

 

Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. На длинной шее-грифе расположены полоски-лесенки, - лады; каждый лад соответствует определённой ноте. На головке – три ушка-колка. На них крепятся три струны.

Играют на домре с помощью медиатора. Скоморохи играли на домрах косточками и пёрышками.

Ребята, а кто такие скоморохи?

Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев властей и в XVII веке скоморохов начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

Лишь в самом конце XIX века восстановили инструмент, а потом создали и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек.

Самая маленькая - домра пикколо, обладающая самым высоким голосом. За домрой пикколо следуют малая (прима), теноровая, басовая и контрабасовая домры.

 

Игра на домре (или видео)

 

Ведущий: Ребята, мы с вами поговорили про гармошку, баян, балалайку и домру. Это самые известные русские народные инструменты. Символы России.

 

 

 

Ведущий: Мы с вами сегодня столько говорили о музыкальных инструментах! И теперь мы знаем, что есть инструменты для плясок и веселья, есть для работы (пастуха, например, или охранника), есть инструменты для того, что бы успокоить душу и слиться с природой… вот сколько разных инструментов есть у русского народа.

А закончить нашу беседу мы хотим весёлыми частушками!!!

 

Мы в Апрелевке живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём!

 

Как заслышу балалайку,
Сразу в пляс пускаюсь!
Удивить честной народ
Очень я стараюсь!

 

Балалайка заиграла,
И я, братцы, заплясала. 
Хоть тонка её струна -
Для нас - лучшая она!

 

Балалайка балаболит
И народ честной заводит.
Это, братцы, неспроста:
В (ней) есть русская душа!

 

Как гармошка заиграет.
Невозможно утерпеть.
Ох, держитесь, мои ножки,
Я частушки буду петь.

 

На гармошке вам сыграю,
Настроение подниму,
Много песенок я знаю,
И гармошечку люблю.

 

Ложки разные бывают

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой!

 

Я об ложку ложкой бью,

И танцую, и пою.

Ложки, ложки, вы дружней

Вы играйте веселей.

 

Деревянные пластинки,

Разноцветные картинки.

Трещат, звенят,

Плясать велят!

 

Во саду ли, в огороде

Я играл на домре.

Птицы все ко мне слетались

Подпевали хором.

 

Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето.

До свиданья, уезжаем

За частушками ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкальной гостиной "Моя дорога счастья"

Данный сценарий может использоваться преподавателями педагогических колледжей и учителями старших классов при проведении внеаудиторных мероприятий. Данное мероприятие направлено на воспитание эстетиче...

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству группы "АВВА", на английском языке для 9 класса

В материале представлен сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству популярной группы "АВВА", на английском языке для учащихся 9 класса....

Сценарий музыкальной гостиной "Звуки и краски"

Идея музыкальной гостиной, основанной на взаимодействии музыки и живописи, появилась в результате размышлений над тем, как научить детей выразительнее исполнять музыкальные произведения. Для этого нуж...

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта.

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта "Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе!"...

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ ТЕМА «МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ»

История возникновения джаза. Направления, особенности стилей и музыкальные иллюстрации....

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ ТЕМА «МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ»

История возникновения джаза. Направления, особенности стилей и музыкальные иллюстрации....

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИННОЙ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП".

Сценарий концерт для учащихся и  родителей, подготовленный педагогами музыкальной школы....