Краеведение.Литературная гостиная "Соловей"земли щигровской"
классный час (9 класс)

Баздырева Наталья Викторовна

Цель внеклассного  мероприятия -  показать отражение темы малой родины в произведениях  щигровского поэта и писателя Василия Афанасьевича Снегирёва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_solovey_zemli_shchigrovskoy.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная гостиная,

посвящённая жизни и творчеству Василия Афанасьевича Снегирёва

«Соловей» земли щигровской»

Пояснительная записка

      Курский край, соловьиный край… Сразу вспоминаются необыкновенные, талантливые, известные за его пределами люди (писатели, художники, композиторы, скульпторы), жившие и живущие на курской земле. Курский край- край с богатой историей. В 2024 году Курская область отметит 90-летие.

     Щигровская земля – наша малая родина, подарившая России поэта и прозаика Василия Афанасьевича Снегирёва. Его произведения интересны, доступны и понятны читателям: в них – жизнь села со всеми радостями и горестями, образ родной природы с ее тихими речушками, белоствольными березками, васильковыми полями.

     Литературное краеведение – это, несомненно, историческая память. Память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой родины. Его ценность заключается в расширении и обогащении знаний школьников о родных местах, привитии им любви к отчей земле, уважении к истории культуры курского края, к его выдающимся людям.

Актуальность выбранной темы

    Обращение к литературе родного края способствует духовно - нравственному развитию школьников, являющемуся одной из важнейших задач образования на современном этапе. Изображение малой родины в прозе и поэзии авторов курского края особенно важно для подрастающего поколения. Сегодня необходимо научить молодежь не просто созерцать красоту родного края, а понимать важность малой родины в жизни человека, знать ее прошлое и настоящее, гордиться ею.

    Внеклассное мероприятие «Соловей» земли щигровской» разработано на основе краеведческого материала. В ходе проведения литературной гостиной показано, что именно малая родина в детстве вдохновила нашего земляка на первые пробы пера, а в юности дала дорогу в настоящую литературу. Произведения В.А. Снегирева наполнены глубоким философским смыслом, они утверждают общечеловеческие ценности.  Данная краеведческая литература в культурном контексте родной (русской) литературы направлена на воспитание прекрасных чувств посредством художественного слова.

    Цель мероприятия: показать отражение темы малой родины в произведениях щигровского поэта и писателя В.А. Снегирёва.

Задачи мероприятия:

  • собрать информацию о нашем земляке и его малой родине;  
  • приобщить молодое поколение к творческому наследию нашего земляка.

    Ожидаемые результаты:

  • развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведений авторов-земляков;
  • воспитание гражданина и патриота своего края через ознакомление с жизнью и творчеством В.А. Снегирёва.

    Форма проведения: литературно-музыкальная гостиная.

    Методическое оснащение: выставка книг В.А. Снегирёва: «Живите и славьтесь, родные Щигры…», «Ой, сторонушка родная», «Край соловьиный, край родной, земля моя родная»; презентация «С любовью к родине»

Ход мероприятия.

Звучит народная песня «Курский край».

(Слова и музыка курской поэтессы Л. Фроловой, исполняет ансамбль «Истоки» МКОУ «Пригородненская СОШ»)

1-й ведущий – юноша в национальном русском костюме (Приложение1)

                               Местность моя соловьиная!

                               Значит, и я «соловей».

                               Дорога мне сторонка родимая,

                               Неразлучен душою я с ней.

2-й ведущий–девушка в национальном русском костюме

Эти строчки из стихотворения «Курский соловей» принадлежат  певцу нашей щигровской земли – Василию  Афанасьевичу Снегирёву.

1-й ведущий – юноша

Василий Афанасьевич Снегирёв родился 13 июля 1926 года в деревне Ивановка Щигровского района. Род его по линии отца был велик: это и военные, и служащие, и учителя, и кузнецы, и плотники, и печники.

2-й ведущий–девушка

 В рассказе «Горькая доля крестьянская» он поведал читателю о происхождении села Снегирёвка, которое в дальнейшем стало называться второй Ивановкой.

1-й ведущий– юноша (говорит под лирическую народно-инструментальную музыку «Ах ты, степь, степь широкая»)

 В период крепостного права многие сёла Щигровского района принадлежали богатому помещику Небольсину. Как же тяжело приходилось простолюдинам. Жестокость его не знала границ. Небольсин крепостных мог продать, обменять, проиграть в карты и даже за неповиновение засечь до смерти.

2-й ведущий–девушка

Но через некоторое время его сменил новый помещик – Снегирёв (однофамилец нашего земляка),  более прогрессивный и великодушный человек, который  оставил о себе память: одна из его деревень стала называться Снегирёвкой.

1-й ведущий– юноша

 Скупленные, обменянные им люди записывались на фамилию хозяина, так что в округе через несколько лет большинство крепостных носили фамилию Снегирёвых.

2-й ведущий– девушка

Василий Афанасьевич рос в многодетной крестьянской семье. Выживать  было трудно, но  для мальчишки примером всегда были родители, стойко переносившие все тяготы жизни. В одном из стихотворений Василий Афанасьевич вспоминает своё детство – безрадостное, мрачное и тяжёлое.

 Чтец                                          

Вспоминаю детство, но не золотое.

Да неужто было у меня такое?

Жили очень бедно, часто голодали.

По лугам оврагам травку собирали.

Нас она кормила, сохраняя силы,

Многих излечила, спасла от могилы.

И моя деревня только тем спаслася,

Что травой весенней досыта питалась.

Если бы не травка, что бы было с нами?

Вряд ли я  сегодня встретился бы с вами.

1-й ведущий– юноша

Когда началась Великая Отечественная война, Василию Снегирёву было 15 лет, поэтому его не призвали в Красную Армию. Пришлось остаться в селе и

пережить немецко-фашистскую оккупацию, длившуюся с осени 1941 г. по февраль 1943 год.

 2-й ведущий–девушка

О временах страха, голода и сопротивлении он напишет пронзительно- правдивый рассказ «Полушанок с красными розами», посвящённый чёрным дням оккупации Щигровского района.

(Чтение прозаического отрывка ученицей 8 «А»

класса Коноревой В, члена школьного юнармейского отряда имени Н.Анпилогова)

1-й ведущий– юноша

Война не щадила никого: ни взрослых, ни детей. На хрупкие детские плечи ложилась непосильная работа, но дети, как и весь русский народ, стойко переносили удары судьбы.

2-й ведущий–девушка

Дети военной поры рано повзрослели, но, что особенно страшно, война украла у них  самую прекрасную, светлую, беззаботную, радужную, счастливую пору – детство.

(Инсценировка рассказа В.А.Снегирёва «Кусок хлеба».Приложение 2)

1-й ведущий – юноша

 Начиная с нашествия Мамая никакие тяготы не смогли сломить  русского человека ,терпеливого ,выносливого, сильного духом. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», – говорил Александр Невский. Фашисты  забыли, что нет в мире силы, которая победила бы русский народ.

2-й ведущий – девушка

 Василий Афанасьевич  не мог спокойно смотреть, как немцы топчут родную землю, и, как только ему исполнилось 18 лет, добровольцем ушёл в армию. С января 1944 года служил в зенитно-артиллерийском полку. Освобождал Польшу, Белоруссию. За заслуги перед Родиной  был награждён орденом Отечественной войны и медалями.

1-й ведущий  юноша

«Всегда хотелось в жизни мне не прославить себя навечно, а след оставить на земле», – говорил Василий Афанасьевич. И мечты сбылись: чувства нашего талантливого земляка отразились в его богатом творческом наследии, где он оставил нам частичку своей любви к родному краю.

(Презентация рисунков к лирическим произведениям  В.А.Снегирёва)

2-й ведущий  девушка

Василий Афанасьевич был ценителем многокрасочного мира природы, её знатоком. Его стихотворение «Осень» – задушевный гимн русской природе.

Чтец

Обнялись, прощаясь, осень с летом.

Разродилась щедрая земля,

Запылали отражённым светом

На опушке лесом тополя.

Пахнет лес орехами, грибами.

Всюду видны осени дары,

И мелькают в просинь меж кустами

Небольшие стайки детворы.

Подросли за лето, загорели,

Отдохнули и набрались сил.

Слышу: песню звонкую напели,

Дрогнул лес и, кажется, застыл.

Край родной! Ты весь со мною:

Поле, лес и эта детвора,

Это небо с кромкой голубою –

Осени прекрасная пора.

(Звучит оркестровая сюита Г.Свиридова «Метель»)

1-й ведущий  юноша

Необыкновенно по силе выразительности  стихотворение «Зима в Щиграх». Лирический герой приходит в восторг от зимы, наступившей в его родном городе. Эта снежная пора приносит в Щигры веселье. Зима здесь настоящая, русская, с крепким морозцем и изобилием снега.

Чтец

Мороз крепчает. Окна, створки

Замуровал ещё сильней.

Оглашены катки и горки

Весёлым хохотом детей.

Здесь нынче снега изобилье,

Трамплин, — какие чудеса!

Раскинув руки, словно крылья,

Летят ребята в небеса.

Шалун-мальчишка раскраснелся,

Над ним клубится густо пар,

На санки радостно уселся,

Пыхтит, как тульский самовар.

Легко одеты, будто в мае,

Им нипочём мороз и лёд.

Девчонок легконогих стая

Коньками кружево плетёт.

И каждый год в Щигры веселье

Приносит русская зима.

На льду справляет новоселье

Россия-матушка сама.

(Звучит музыкальная миниатюра  Г.Свиридова «Весна»)

2-й ведущий– девушка

На смену зиме шагает ранняя весна, изображённая в стихотворении «Щигровский май». Лирического героя будоражит весна, для сердца дороги  светлые воспоминания о работе на известном своими буровыми установками  заводе «Геомаш». Ласковый весенний месяц делает родной город краше, вдохновляет на труд лирического героя, который хочет быть известен далеко за пределами родины.

Чтец

Под светлым майским небосводом

 Шагает ранняя весна.

Судьбою связан я с заводом,

 И жизнь моя, как день, ясна.

Завод. Станки мои отсюда

Идут в далёкие края.

И верю, что везде и всюду

 Известен с ними буду я.

Я в них вложил свой труд и душу,

Они — мечта моя, задор.

Рабочей чести не нарушу,

 Я вышел с ними на простор.

Станки-то наши буровые,

 Им все породы нипочём,

Их знает вся моя Россия,

 И знают их за рубежом.

Зелёным шумом над Щиграми

 Шагает наш весёлый Май,

 Ласкает первыми цветами

 Он вдохновенный милый край.

1-й ведущий – юноша:

    Лето – одно из самых удивительных времён года, когда природа ликует, предстаёт во всём величии, одним словом, дарит людям праздник. А как прекрасны колосящиеся, золотистые, бескрайные поля летним ветреным днём. После прочтения  стихотворения  В.А.Снегирёва «Поле» сердце наполняется  восторгом и искренней гордостью за дорогую  Родину.

Чтец

Хлебное поле, как море,

С ветром играет волной.

Над золотистым раздольем

Стал небосвод голубой.

Млеет он в солнечном свете,

Здесь ли себя не понять?

Мы за Россию в ответе

Совесть и честь отстоять

Мы россияне, и доля

Наша простая всегда.

Славное русское поле…

Нам не забыть никогда.

Милая наша Россия,

Вечно на этом стоим!

Я восторгаюсь бескрайним,

Вольным простором твоим.

( Танцевальная группа «Непоседы» обучающихся  МКОУ «Пригородненская СОШ» исполняет русский народный танец «Лес да поле»)

2-й ведущий – девушка

   Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя. Эти слова станут лейтмотивом творчества Василия Афанасьевича Снегирёва.

1-й ведущий– юноша 

   Они будут в течение всей земной жизни отражать гражданскую позицию «соловья» земли щигровской.

 Звучит  «Гимн Щиграм»

(автор: Снегирёв Василий Афанасьевич, исполняет преподаватель  школы искусств г.Щигры –Тимошечкина Н.В)

Список использованной литературы

1.Снегирёв В. А. Живите и славьтесь, родные Щигры. // Сборник избранных произведений, воспоминания. Н. Новгород, 2009. С 6-11. С 61-65. С 216.

2. Снегирёв В. А. Край соловьиный, край родной, земля моя родная…// Сборник избранных произведений, воспоминания. Н. Новгород, 2008. С 96. С 330. С364. С 374.

3. Снегирёв В. А. Ой сторонушка родная. // Стихи – К.: Изд «Ошо Дайджест», 1995. С15. С 29.

4. Страницы опалённые войной. // Проза и стихи участников Великой отечественной войны. – Курск. Издательский дом «Славянка». -2008 г. С 47-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Презентация к выступлению "Анализ результативности использования ИКТ в "КБМК", Щигровский филиал.

В презентации представлены в виде диаграмм результатыопроса студентов "КБМК" по теме:"Использование компьютера в урочное и вне урочное время"....

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...

Методическая разработка урока географии 5 класс по теме: "Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия"

Данный материал позволяет сформировать у обучающихся представление о планете Солнечной системы – Земле, о гипотезах возникновения Земли, о форме и размерах нашей планет и их географических ...