Выход ваш, эрудиты!
материал (8, 9 класс)

Немальцева Анна Николаевна

                  Выход ваш, эрудиты!

                  Интеллектуальная игра в рамках образовательного проекта «Югорские мотивы»

 (для учащихся 8 – 9  классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyhod_vash_erudity_8_-_e_klassy.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                                                Выход ваш, эрудиты!

                  Интеллектуальная игра в рамках образовательного проекта «Югорские мотивы»

                                              (для учащихся 8 – 9  классов)

Тема: Выход ваш, эрудиты!

Цели: - воспитание духовно-нравственных качеств;

            - формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского и мансийского      языка, русской и мансийской литературы;

   - развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;

   - воспитание интереса к истории, литературе и культуре русского народа.

Задачи: 

1. Знакомство с историей родного края; с поэтическими произведениями югорских поэтов и поэтов-земляков.

2. Распределение между учащимися поиска нужной информации в различных источниках по теме.

3. Научиться выразительно читать наизусть стихи, тексты, развивать творческие и артистические способности учащихся.

4. Воспитывать уважительное отношение к истории родного края, к творческому наследию поэтов Югры. 

 

Оборудование: Видеофильм. Презентация «Выход ваш, эрудиты!»; выставка книг со стихами поэтов.

Показ видеофильма о родном крае. Гости занимают места.                                                                                                    

Цель проведения:

Оборудование:  листы и ручки для каждой команды, галстуки, медали, видеозапись для «тёмной лошадки», экран, проектор, колокольчик, блокнот для подарка, секундомер.

 Формы работы:   групповая, индивидуальная

 Форма проведения: конкурс

В игре принимают участие уч-ся 8- 9  классов (3 команды) и жюри.

Команды

«Жёлтые» 8к1: __________ - капитан, _________________________________________

«Красные» : __________ – капитан, _________________________________________

«Синие» 8а:       _________ – капитан,  _________________________________________

Жюри: ___________________________________________________________________

Туры:

1. Блиц-эрудит

2. Язык художественной литературы

3. Конкурс капитанов

4. Тёмная лошадка

5. Мастер-класс

Описание конкурса: три команды (в галстуках: синих, красных, жёлтых). Капитаны команд вытягивают жребий очерёдности заданий. Участник команды закидывает обруч на фишки, а ведущий поочерёдно задаёт вопросы.

(Слайд 1) «Выход ваш, эрудиты!»

Ход игры.

Вступительное слово учителя:  Добрый день, ребята, дорогие гости! Сегодня мы с вами собрались на интеллектуальную игру  «Выход ваш, эрудиты!». В этом году наша школа отпраздновала  свой Юбилей – 50 лет, вспомним историю родного края,  творчество  поэтов Югры. Поговорим о литературе  30–х  годов. 

Задания построены на материале литературы, истории, русского языка.

                   

                               (Слайд 2) (литература, искусство, слово)

                    Принимают участие 3-и команды. Представляем наши команды:

«Синие» 8а, «Красные» 8к, «Жёлтые» 8к1 (ребята 8-9  классов) (представление команд).

В качестве судей присутствует жюри: ______________________________________       Жюри будет следить  за ходом нашего конкурса.

Наш конкурс будет состоять из 5-и туров. За каждый правильный ответ вы будете получать определённое количество баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем. Итак, начинаем.  

                                              (Слайд 3)

Конкурс «Блиц-эрудит» (по очереди за 2 минуты). Жюри засекает время.

Стартовый капитал 10 баллов.

    Красные

       Синие

   Жёлтые

1. Нужен ли дефис в слове Ханты-Мансийск? (да)

2.  В каком году был переименован в Нефтеюганск?      (в 1967 году). 52 года

3. В каком году был открыт первый школьный музей?       (в 1970 году)

4. В каком году был открыт первый кадетский класс?         (в 2002 году).

 

 

5. Закончи пословицу: «Грамоте учиться – … всегда пригодится».

6. Образование Ханты-Мансийского автономного округа?                                           (10 декабря 1930 года)

7. Сколько букв в русском языке? (33)                   

8. Литературный термин, делающий из Мухи Слона? (Гипербола)

9. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (Омонимы)

10. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. (Произведение «Тараканище» К.И. Чуковского)

1. Как назывался Нефтеюганск первоначально? (назывался п. Усть-Балык).

2. В каком году открылась средняя  школа                             № 4? ( в 1969году)

3. Название нашей городской газеты («Здравствуйте, нефтеюганцы»).

4. Сколько кадетских классов в школе  было открыто в 2007 году? (9 кадетских классов)

5. Закончи пословицу: «Корень учения горек – … а плод его сладок».

6. Коренное население ХМАО? (Ханты и Манси).

7. Сколько гласных букв в русском языке? (10)

8. В каком городе жили Чук и Гек с родителями? (в Москве)

9. Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

 Кто это такой? (рассеянный).


10. Из какой сказки эти строки?

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… (Произведение «Мойдодыр» К.И. Чуковского)




1. Нужен ли дефис в слове  Усть-Балык? (да)

2.Как звали первого директора школы №4? (Букалов Борис Алексеевич)

3. Название окружной газеты («Новости Югры»)

4. В каком году был открыт первый кадетский казачий класс? (в 2011 году).

5. Закончи пословицу: «Не стыдно не знать – … стыдно не учиться».

6. О буйные ветры,

Скорее, скоре! – эпитет или метафора? (эпитет)

7. Сколько знаков препинания

в русском языке (10)

8. Неизменяемая часть речи? (Наречие, деепричастие)

9. Какую букву ввёл Пётр I: «Фита, буки, ять»?

10. Из какой сказки эти строки?

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать!  (Произведение «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского)

                                          

                                   

                                         (Слайд 4)

Конкурс «Язык художественной литературы» (даются выдержки из произведений). Стартовый капитал 6 баллов по 2 балла за ответ.

                                         (Слайд 5, 6)                     

  1. Кто автор строк. Как называется произведение?  

Главная героиня сказки — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый, свою родную дочь она очень любила и баловала, а падчерицу нещадно заставляла работать.

(Самуил Яковлевич Маршак. Сказка  «Двенадцать месяцев»)                      

                                (Слайд 7, 8)

  1. Определите средства выразительности в отрывке из стихотворения Андрея Семёновича  Тарханова «Болото»:

              На кочках, как радуга дня,

              Морошка свежа и румяна.

              Хватает багульник меня,

              Своим ароматом дурманя…(«хватает багульник», «ароматом дурманя» - олицетворение, «как радуга дня» - сравнение, «морошка свежа и румяна» - эпитет»)

                               (Слайд 9, 10)                     

3.  «Капитанскую дочку» написал А. С. Пушкин. Назовите эпиграф этого     произведения. (Эпиграф: «Береги честь смолоду»)

                                                   (Слайд 11)

Конкурс капитанов. Стартовый капитал 15 баллов  (по 1 баллу за ответ).

 За 2 минуты написать имена и фамилии учителей, которые преподают в вашем классе

Название команды:

Предмет

ФИО учителя

1

Русский язык

2

Литература

3

Алгебра

4

Геометрия

5

Информатика

6

Физика

7

Химия

8

Биология

9

Иностранный  язык

10

Обществознание

11

История

12

География

13

Технология

14

Физкультура

15

Музыка

                                       

                              (Слайд 12, 13) («Тёмная лошадка»)

                                              Видеовопрос

Конкурс «Тёмная лошадка» (вопрос с экрана обращён к группе поддержки). Ответ засчитывается по первой поднятой руке и оценивается в 2 балла. Отвечающий приносит

«2 очка» команде и получает приз.

Видеовопрос: - Скажите, кому поставлен памятник в городе Нефтеюганске 16 октября 2012 года? («Архитектурно-скульптурная композиция «Первопроходцы» представляет собой монументальною скульптурную композицию, установленную на Набережной города. 

По замыслу авторов предложенный проект, включает в себя архитектурную часть, скульптурные композиции и прогулочную зону в виде круга диаметром 50 метров, где размещены скамейки и разбиты цветочные клумбы.
Архитектурные формы проекта состоят из треугольного постамента в центре, которого находится 23 метровая стела, увенчанная гербом города. Гранитная стела, является доминатом всего проекта и по форме напоминает «нефтяную вышку», в которою внесен скульптурный элемент стилизованной капли нефти, заключенной в слои земли.
Центральную часть от стелы открывает пяти - фигурная скульптурная композиция, где представлены: геолог, нефтяники-добычи нефти и сотрудники лаборатории.
Слева и справа от стелы находятся скульптурные композиции: семья и группа строителей.
Так как концепция проекта рассчитана на круговой обзор, то к монументу есть несколько подходов. Если обойти комплекс по кругу, то с обратной стороны стелы на обозрение представлены: в центре бронзовая плита с текстом из истории города, а по двум сторонам от плиты, установлены четыре рельефа на темы нефтяного производства и истории края.).

                                           

                                      (Слайд 14)

Конкурс «Мастер-класс». Команды участвуют в выступлении-инсценировании. 

Мы попали в необычную мастерскую – «мастерскую слова». Участники команд показывают фрагмент из художественного произведения или читают отрывки из художественного произведения, поют песни и частушки.  Жюри оценивает по критериям по 5-тибальной системе:

артистичность;

знание текста;

выразительность.

1. Команда «синих»: исполняет частушки на школьную тему. 8а класс.

2. Команда «жёлтых»: Баранчукова Полина читает отрывок из повести Бориса Васильева            «А зори здесь тихие». 8к1 класс.

3. Команда «красных»: исполняет песню  «Наш Нефтеюганск». 8к класс. 

                                     

   

Частушки                              (исполняют учащиеся 8а класса)

1. Школа, милая моя,

В школе я учусь не зря!

Школа – наш любимый дом,

Хорошо живётся в нём!

2.Разрешите похвалиться,

Рассказать всё без прикрас.

В этой школе обучались                                

Даже бабушки у нас!

3. Наша милая бабуля

Вспоминает от души,

С кем училась в нашей школе.                  

Были годы хороши!

4. Баба Надя с бабой Зоей

Очень уж дружили в школе.                      

Веселей вдвоём в пути

На лыжах к финишу идти!

5. Ну, а нам с бабулей нашей

Можно жить и не тужить:                            

Сочинить рассказ поможет

И задачку вмиг решить.

6. Всё решат и всё подскажут,

 Ведь учились здесь не зря.

- Я горжусь, что в нашей школе                                

Отучилась вся семья!

7. В  50 - ый юбилей,

Чтоб развеять скуку,

Приводите в нашу школу                                        

Маленьких правнуков.

8. Наши острые частушки

 И задорный перепляс

 Вызывают в нашей школе

 Повсеместный перетряс!

                 

                                                                                                                             

Подведение итогов: А теперь от эмоций перейдём к сухой математике – подсчёт баллов, определение мест. 

Подарки                                              

                                          (Слайд 15)

Заключительное слово. Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, и раскалённым железом…. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое – приносит беду». Действительно, слово – это великая сила. Учитесь каждый день правильно обращаться со словом,  чтобы быть эрудитом.   

                                                               

(Слайд 16) Молодцы, спасибо!

Литература:

  1. Гришина Е.А. Краткий словарь иностранных слов. Ок. 8000 единиц. Издательство «Астрель», 2002, - 640 с.
  2. Дмитриева Д.В. Толковый словарь русского языка: свыше 12000 значений. М. ООО, издательство «Астрель», 2003. – 989 с.
  3. Коровина В.Я. и др. – автор-составитель. / Литература/. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.. – М.:Просвещение.2015г.
  4. Коровина и др. – автор-составитель В.Я. /Литература/. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / – М.:   Просвещение. 2014г.
  5. Кулакова Е.Ю., /Русский язык/ Методическая газета для учителей-словесников стр. 9 – 14, № 5, 2011 год.
  6. Праздник в школе: Юнипресс, 2002. – 176. – (Досуг, игры, развлечения)
  7. Сухова О.М.,  Праздник в средних и старших классах. Издательство «Учитель», 2002. С. 38-42.
  8. Сметанин Н.И. Использование мансийского фольклора на уроках русского языка в начальной школе/  - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. – 94 с.
  9. Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн. 1996, - 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс эрудитов:"Занимательно о спорте"

Конкурс в рамках теоретического урока в 4 классе...

Состязание эрудитов "В мире И.С.Тургенева"

Состязание эрудитов «Сокровища русской классической литературы»  «В мире И.С.Тургенева». Цели: углубленное изучение произведений И.С.Тургенева, активизация познавательной деятельности ...

КОНКУРС ЭРУДИТОВ «ШКОЛЬНАЯ МОЗАИКА»

Интегрированное внекласное мероприятие по биологи, химии, географии, физике. ...

Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...

Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...

Благодарность проекта Лига Эрудитов №124472 за активную помощь в проведении Международного конкурса "Лига эрудитов 2"

Благодарность проекта Лига Эрудитов №124472 за активную помощь в проведении Международного конкурса "Лига эрудитов 2"...

Свидетельство проекта Лига Эрудитов №100627123 о подготовке победителей Международного конкурса "Лига эрудитов 2"

Свидетельство проекта Лига Эрудитов №100627123 о подготовке победителей  Международного конкурса "Лига эрудитов 2"...