Юлдашева Г.К.Рукоделие, 9 класс,« Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Урок  для 9 класса из раздела "Художественная обработка ткани.Вязание крючком."Урок построен так, что учащиеся знакомятся с историей возникновения платочков и учатся обвязывать платочки кружевом,  применяя  знания , полученные в 7 классе по вязанию крючком .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Yuldasheva_G.K.Obvyazyvanie_platochkov_kruzhevom.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

   

                                               Предмет технология (Обслуживающий труд)

                                                                Учитель технологии МОУ «Лицей №1»Юлдашева                                                    

                                                Гульшат Калеевна, МОУ «Лицей №1»п. Тюльган

                                                 Оренбургской области                 

                           Рукоделие, 9 – класс, 2 урока   по 40  минут                            

 

План-конспект  урока « Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»

       ( с применением ИКТ)

 Цели

 а) образовательные:

                     дать общее представление о кружеве;

научить  обвязыванию платочков кружевом и  пользоваться схемами;

 б) воспитательные:

воспитывать аккуратность  и терпеливость;

применить дифференцированный  подход при выполнении

практической работы;

                 в) развивающая:

                     развивать мышление и творческий подход  делу.

   .

 Оборудование:   стенд  с журналами     «Валентина», «Чудесные мгновения»,    таблица «Основные виды петель», раздаточный материал «Цветы на салфетке»,  схемы вязания крючком , выставка  изделий , связанных крючком, магнитофон, мультимедийная установка.

Инструменты и материалы: крючки и  нитки «ирис», «снежинка», платочки, с обработанными краями на машине   строчкой «зигзаг».

                     

Методы обучения: объяснение, показ наглядного материала.

                              Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.

                                                                                                               В.А. Сухомлинский.

Предварительная работа к уроку: экскурсия  в уголок рукоделия  школьного музея ,знакомство с изделиями  декоративно-прикладного  искусства  рукодельниц  района.

        

         

Ход уроков.

 

  1.     Организационный момент. Проверка подготовленности класса к уроку.                                                                                              Учитель объявляет тему и цель урока.

 

  1. Основная часть.

  1.Теоретические сведения. Вступительное слово учителя.

       

  Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было  исключительно мужским занятием, а крючок выглядел  как ровная палочка.

В России вязание крючком получило распространение  с конца  прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались  на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя  для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Пройдя через века, вязание  дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной  жизни вещей,         1   можно изготовить, умея вязать.       (   Учитель демонстрирует  иллюстрации  из журналов «Валентина», «Чудесные мгновения»: салфетки, воротники, сувениры, связанные крючком, обращает внимание на выставку вязаных крючком изделий).

Выступления учащихся.

 1 ученица: Носовой платок впервые появился в Италии, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. В XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. Да-да-да, высморкаться в платок никому бы и в голову не пришло! Ими обмахивались, их носили напоказ. Знатные щеголи и щеголихи друг перед другом хвастали роскошью нового модного предмета туалета. Вышивка, кружева… И размеры! Как всегда, мода в своих преувеличениях доходила до смешного: представьте себе носовой «платочек» длиной не менее метра. Иногда такие совершенно бесполезные «дополнения» чуть ли не волочились за своим владельцем по полу.

В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются только с XVIII века. А вот в XIX веке они становятся предметом, необходимым всем. К тому же этот век был веком путешествий. И возникла мода махать вслед уезжающим носовыми платками: «Возвращайтесь! Мы будем скучать без вас!» В Японии предпочитают удобные одноразовые бумажные платки. Даже существует загадка: «Что японцы выбрасывают, а европейцы прячут в карман?» Догадались?  О носовых платочках на  Руси слагали частушки, н-р: 

Милый мой, у нас с тобой
Любовь платочком связана...
Из за тебя, мой дорогой -
Семерым отказано!                                                                                                                                                                                                              
                                                     
Девушки, любовь горячую
Храните под платком -
А то сначала влюбитесь
И плачете потом.

Мы с подругой расставались -
Самовар поставили.
Любовь в платочек завязали,
На столе оставили    

                        

2 ученица: На Руси носовые платки появились в XVI веке. Их шили из кремовой шелковой ткани, украшали вышивкой. Вышивка выполнялась разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и даже жемчугом. Практического значения такой платок не имел, он служил украшением княжеского и боярского костюма. Девушки-боярышни сами создавали такие произведения искусства. Держа в руках платочек, они на балах демонстрировали свое мастерство. По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов.                                                                                                                                                 2
Учитель: Часто      края    носовых     платочков обвязывались кружевом.
Расскажите, вам нравится  вязание крючком, какие изделия  нравится   вязать? (Учащиеся  рассказывают , что больше всего нравится вязать салфетки , они украшают дом , придают уют и красоту  дому. Также понравилось  вязать игрушки  и сувениры по схемам из книг.

Учитель: Кто из ваших родственников вяжет, какие вязаные изделия  имеются дома? (Домашнее задание.)

 2.  Учащиеся рассказывают, кто из родственников вяжет крючком, демонстрируют принесенные изделия, связанные крючком.

:Учитель: Вспомните, какие основные элементы вязания крючком и технику их выполнения вы знаете?

Учащиеся рассказывают  о том,  как следует держать крючок, какие  петли они научились вязать.

Учитель: (обращает внимание детей на схему на доске.) Кто  расскажет , какие  петли  использованы  для вязания по этой схеме: ( схема к уроку в приложении 1)

 (Учащиеся читают схемы, н-р, рис. 125.на одной петле основания вяжут  5 столбиков с накидом.  Между группами петель пропущено 4 петли воздушной цепочки. Рис. 126: Из одной петли цепочки выполняют 2 столбика с накидом,  2 воздушные петли и 2 столбика  с накидом. Затем вяжут одну воздушную петлю и,  пропустив в основании 2 петли, провязывают столбик  без накида, воздушную петлю и снова, пропустив 2 петли основания, группу петель из 4 столбиков с накидом и 2-х  воздушных петель между ними и т.д.)

3. Изучение нового материала. Вводный инструктаж. Практическая часть.

Учитель :  Сегодня на  уроке мы должны  научиться  обвязывать платочки  кружевом. Слово «кружево» похоже на слово  «кружить», «окружить», поэтому можно догадаться , что это  узор, который  вяжется по окружности .Кружева, украшающие изделие, могут быть связаны отдельно или непосредственно по краю полотна. У вас имеются платочки, обработанные с помощью зигзагообразной строчки на машине. Они готовы к обвязке. Обвязываем  по краю  платочков, начинаем первую петлю с угла платочка  на петле  зигзагообразной строчки.

Кружева   мы будем вязать по схемам , которые лежат перед вами. Вяжем по окружности, каждый ряд замыкая  между собой и выполняя петли для подъема для следующего ряда.

 Для  дифференцированного подхода   схемы(Приложение 1)  разделены по  сложностям: рис. 124 – низкая степень сложности, рис.125-132 – средняя степень трудности, схема (Приложение2) кружева «Иммортели» (из журнала «Валентина»- повышенная степень трудности.)

4. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа со слабыми. Учитель напоминает о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком.

(Учитель оказывает помощь затрудняющимся, поощряет   словами  старательных и т.д. Включается  спокойная музыка.)

III. Организационно - заключительная часть урока.   Заключительный инструктаж. Оценка и анализ  выполненных работ.

(Дается оценка  выполненным работам, учитель анализирует  работы слабых и сильных учащихся , проявляя такт  при оценке (подбадриваются слабые)

IV. Подведение итогов, выставление оценок, уборка рабочих мест.

 Домашнее задание: закончить обвязку платочков, принести узоры   обвязки из других  журналов или книг по вязанию.

   Литература.

      1.Бешенков А.К.,Бычков А.Б.Методика обучения технологии. 5-9 классы.-М.: - Дрофа,2003.

      2.Симоненко В.Д. Технология ,Учебник для учащихся  9 класса общеобразовательной  школы.М.:- Издательский центр «Вентана- Граф»,2001.  

 Интернет- ресурсы:  http://www.masteriua.ru/         

http://www.crocheting.ru/catalog/16/0                                                                                                         3

                                                                           Приложение 1

 

                     

 

                             

 

                                                                                                                              Приложение 2

Кружева «Иммортели»  из журнала «Валентина»

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юлдашева Г.К. Презентация . Вязание крючком .

Презентация "Вязание крючком" может  использоваться на уроке в 7, 9 классах. Помещены  работы , которые связаны мною, я их демонстрирую на уроке. Использованы интернет- ресурсы.Презент...

урок технологии 7 класс "Вязание крючком"

Разработка урока с презентацией....

Тест по технологии по разделу «Рукоделие .Вязание крючком» за 7 класс

Тест по технологии по разделу «Рукоделие .Вязание крючком» за 7 класс . Данный тест можно применить для итоговой проверки знаний. За каждый правильный ответ ученица получает 1 балл. Если в ...

мастер класс "Вязание крючком"

мастер класс для учащихся  6 класса...

План открытого урока по технологии в 7 классе "Вязание крючком в технике "филе"

Урок проведен в рамках регионального компонента. Тема в настоящее время очень актуальная....

Конспект и презентация открытого урока по технологии для 7 класса «Вязание крючком по кругу»

приемами вязания крючком по кругу.Задачи:образовательная – научить учащихся началу вязания по кругу, плотному вязанию по кругу в виде круга, квадрата, шестиугольника....


 

Комментарии

 Коллеги, урок помещен  на  портале "Сеть творческих учителей" и получил уникальный номер 114268. Я думаю, что  урок заинтересует вас. 

Пискунова Зинаида Владимировна

Спасибо, интересно, романтично.