Шиповые соединения
методическая разработка (технология) по теме

Урок "Шиповые соединения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_shipovye__soedineniya.zip11.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о шиповых соединениях.

Цель: Ознакомить учащихся с пиломатериалами и шиповыми соединениями. Сформировать первоначальные умения и навыки разметки элементов шипового соединения. Развить графическую грамотность. Воспитать бережное отношение к лесу.

Объект работы: столярные угольники.

Оснащение занятия: образцы изделия, пилы, шерхебели, рубанки, напильники, измерительные линейки, угольники, стусла, карандаши, пиломатериалы, образцы шиповых соединений, диафильм «Промышленное изготовление пиломатериалов», заготовки размером 45x45x280 мм.

Общие методические рекомендации.

        Практика показывает, что знакомить учащихся со всеми шиповыми соединениями нецелесообразно. Для расширения их технического кругозора можно назвать наиболее распространенные из них, показать образцы, соединений, рассказывать об особенностях их устройства и области применения. Важно получить представление о многообразии форм шиповых соединений и шипов (плоские, трапециевидные, открытые, закрытые, сквозные, глухие, цельные), о зависимости выбора того или иного типа шипов от размеров и форм соединяемых деталей, условий работы изделия, требований к его внешнему виду, а также других факторов.

        В связи с тем, что на данную тему отводится малое количество времени, изготовление шипового соединения целесообразно поручать не одному, а двум учащимся. Один изготавливает шип, а другой – проушину. У учащихся появится больше времени на выполнение задания, чувство долга и ответственности за выполняемую совместную работу, что будет способствовать воспитанию коллективизма.

Ход занятия.

                Вводный инструктаж.

        Перед объяснением нового материала целесообразно восстановить в памяти учащихся те способы соединения деталей из древесины, которые они изучали в V классе, задав им следующие вопросы:

- Какие вы знаете способы соединения деталей из древесины? (Предполагаемый ответ: клеем, гвоздями, шурупами).

- В каких случаях применяются соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах, клеевые соединения. Приведите примеры применения этих соединений.

- Какие они имеют преимущества и недостатки?

        Чтобы показать, насколько распространены шиповые соединения, предлагаю учащимся рассмотреть изделия, окружающие их в учебной мастерской: столы, стулья, табуреты, шкафы, полку, оконные рамы и т. п. Как правило, они изготовлены без применения гвоздей и шурупов, а клей служит только для дополнительного упрочнения соединения.

Учащиеся приходят к выводу, что качественное изготовление большинства столярных изделий невозможно без применения шиповых соединений, более прочных, чем соединение на гвоздях и шурупах.

        На примере шипового соединения с открытым сквозным одинарным шипом показываю и называю элементы шипового соединения, даю им определение.

ШИП-это выступ на торце деревянной детали, с нем. «середина».

ГНЕЗДО-это отверстие в другой детали , которое соединяется с шипом.

ПРОУШИНА-это паз на торце детали, соединяемый с шипом, т.е. промежуток между ушками.

Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.

Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые, угловые серединные (тавровые), угловые ящичные.

Предлагаю учащимся перерисовать с доски в рабочие тетради детали этого соединения и указать его элементы.

        Проверить усвоение материала и повысить активность учащихся можно, задав им, такой вопрос:

- Для чего при изготовлении соединения увеличивают число шипов, уменьшая их толщину?

( Ответ: для наибольшей прочности). В заключении демонстрирую и объясняю последовательность выполнения несложного углового соединения с открытым сквозным одинарным шипом.

Сначала производят разметку шипов и проушин с двух концов заготовки. Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают знаком *.Затем запиливают шипы и проушины мелкозубыми продольными и поперечными пилами.

                Самостоятельная работа:

        Предлагаю учащимся принять участие в составлении плана работы по изготовлению изделия, которым является столярный уголок.

Коллективно вырабатывается следующий план:

  1. Изучить чертёж приспособления;
  2. Проверить соответствие размеров заготовок;
  3. Разметить элементы шипового соединения;
  4. Изготовить шип и проушину;
  5. Произвести подгонку, предварительную сборку;
  6. Нанести клей на поверхность шипа и проушины;
  7. Собрать шиповое соединение на клею;
  8. Зачистить шиповое соединение;
  9. Проверить размеры изделия.

Приступая к чтению чертежей, учащиеся анализируют чертежи деталей изготавливаемого изделия; устанавливают название детали материал, масштаб изобретения, какие даны виды детали, определяют размеры детали.

Затем учащиеся приступают к изготовлению чистовых заготовок и разметки шипов и проушин. Во время разметки слежу за правильностью и последовательностью действий учащихся, предостерегаю от следующих типичных ошибок:

  • - неточной разметки длинны шипа и глубины проушины из-за неплотного прилегания соединяемых брусков друг к другу.
  • - неточного переноса разметочных линий с лицевой стороны брусков на остальные стороны соединяемых деталей.

        Затем объясняю правило запиливания, что при запиливании надо постоянно следить за направлением полотна на обеих кромках.

        Во время самостоятельной работы обхожу рабочие места, проверяю закрепление заготовки, рабочую позу, хватку инструмента, направление при пилении, соблюдение правил безопасности труда.

        Очень важно обучить школьников безопасным приёмам работы молотом и стамеской. В процессе работы они должны усвоить следующие положения: работать только острым инструментом, ручки должны быть плотно насажены, запрещается направлять стамеску на себя или в сторону поддерживающей руки.

        После выполнения самостоятельной работы по долблению проушин и зачистки стамеской сопрягаемых элементов шипового соединения можно предложить произвести предварительную сборку изделия. Демонстрирую учащимся сборку изготовленного мною шипового соединения, отмечаю, что шип должен легко, но плотно входить в проушину. Предлагаю проверить перпендикулярность соединяемых деталей. Убедившись в отсутствии данных дефектов, предлагаю учащимся приступить к предварительной сборке и отделке своих изделий.

                Заключительный инструктаж.

        Подвожу итог занятия, анализирую выполнение практического задания учащимися. Разбираем типичные ошибки и характерные недостатки, рассматриваем пути их предупреждения и устранения, указываю на необходимость сознательного и внимательного отношения к выполняемой работе, напоминаю, что изготовление непригодных изделий наносит материальный ущерб, так как расходуются материалы, используется оборудование, инструменты, в заключении необходимо показать образцово выполненные изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 7 классе "Шиповые соединения"

Данный урок был разработан для раздела «Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений» после изучения темы «Понятие о многодетальном изделии и его гра­фическом изображении». ...

презентация урока по теме "Столярные шиповые соединения"

Данный материал включает в себя план урока по теме "Столярные шиповые соединения" и презентацию нового материалла для учащихся....

Шиповые соединения, 7 класс

Презентация к уроку...

Шиповое соединение.

На уроке узнают не только новое, но и закрепляют ранее изученный материал, выполняют тестовые задания по основным темам....

Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"

Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока   "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...