Главные вкладки

    Урок технологии в 7 классе "Шиповые соединения"
    методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

    Ястребова Ирина Николаевна

    Данный урок был разработан для раздела «Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений» после изучения темы «Понятие о многодетальном изделии и его гра­фическом изображении».  Урок по теме «Шиповые соединения» углубляет полученные в 5-6 классе технологические знания о соединениях деталей , совершенствуют сформированные умения и  способствует приобретению  новых, относящиеся к более сложным технологиям создания многократного шипового соединения.Для изучения темы «Шиповые соединения» я выделяю 4 часа. На 1-2 уроках учащиеся знакомятся с видами шиповых соединений, их элементами, способами расчетов шиповых соединений, с технологией изготовления и составляют технологическую карту. Я представляю разработку 3-4 урока по данной теме. На этом уроке учащиеся будут изготавливать рамку ящика с шиповыми соединениями, используя ранее полученные знания и умения. Данному уроку предшествовал работа по разработке  технологических карт на изготовление ящика для выдачи инструментов. На следующем уроке учащиеся продолжат работу по изготовлению ящика: будут изготавливать его дно и производить сборку изделия.

    Цели урока:

    дидактическая:способствовать  практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;

    развивающая:способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);

    воспитательная: способствовать формированию и развитию   нравственных, трудовых качеств;

    профориентационная: воспитывать уважение к работающему человеку.

    Для достижения поставленных целей применяю следующие методы обучения: печатно -словесные (диалог, технологические карты), наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий и показ трудовых приемов) и практические. А так же инструктаж как совокупность методов обучения.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

     В самом начале урока необходимо обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстояще­му восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в начале урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и ин­формационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

       Известно, что при проведении занятий по теме «Шиповые соединения» учителя встречаются с рядом затруднений. Это прежде всего недостаточное количество отводимого времени на выполнение учащимися практической работы. Стремясь выполнить задание в срок, учащиеся проявляют торопливость, приводящую к небрежности в работе и возникновению, ошибок при выполнении приемов по изготовлению шиповых 'соединений. Такими ошибками, например, могут быть неточные выполнения разметки элементов шипового соединения, пиления по разметке, долбления шипов и проушин. Все это, в конечном счете, приводит к тому, что изготовленные учащимися детали шипового соединения не соединяются или шиповое соединение не имеет достаточной прочности.

             В связи с этим задание      по изготовлению рамки  ящика с шипововым соединением целесообразно поручать не одному, а, например, двум учащимся. Тогда один учащийся будет изготавливать заготовки с шипами, а другой — с проушиной.Для организации групповой работы ставится единаяпознавательная задача  перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зави­симости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В данном случае группа состоит из двух человек.  У учащихся в этом случае появится больше времени на выполнение задания, чувство долга и ответственности за выполняемую совместную работу, что будет способствовать воспитанию коллективизма.При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, вниматель­ность, формирует интерес к работе товарища.

    Средствами активизации учащихся на уроке являются живое слово учителя, работа в парах, самостоятельная работа. Для создания эмоционального фона урока использую  ИКТ.

    Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

    На этих уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования рабочими и измерительными инструментами.

    Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формирование общей технологической культуры.

    Методическое оснащение урока:

    1. Материально-техническая база:

    кабинет (столярная мастерская) трудового обу­чения;

    — оборудование, приспособления и инструменты: ножовка столярная для поперечного пиления, ножовка  обушковая, рубанок, стамески, долото, рейсмус, штангенциркуль,  линейка измерительная металлическая, карандаш, угольник столярный, кисть.

    —брусок из древесины сосны: 15×110 1640 мм, 6 шт.; брусок из древесины сосны: 15×110 840 мм, 6 шт.

    2. Дидактическое обеспечение:

    — презентация «Шиповые соединения»;

    — учебные плакаты «Приемы продольного пиления шиповых соединений»,   «Обработка шипов и проушин в размер»;

    — образцы шиповых соединений: с одинарным шипом, с двойным шипом, с угловым ящичным соединением;

    — инструкционная карта «Изготовления шипового соединения»;

    — технологическая карта  для практической работы «Изготовление ящика для раздачи инструментов»;

    — мультимедийный проектор, компьютер, экран.

    Структура урока:

    1 Организация начала урока

    Цели:

    - психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

    - обеспечение нормальной обстановки на уроке.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся

    Цели:

    - выработка позитивной мотивации к новой теме;

    -повторение  знаний, необходимых для формирования умений и         навыков;

    На этом этапе урока, планируется «открытие» нового знания, через

    обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников. Для этого урок  начинаю словами «В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике» и предлагаю ребятам объяснить, как они понимают данное выражение. Учащиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что любые знания и умения будут бесполезны, если человек не может применить их на практике. Обращаю  внимание, что наша цель применит на практике знания, полученные на предыдущем уроке. Далее предлагаю рассмотреть изображения изделий, выполненных специалистами, умеющим  применять свои знания и умения в своей профессиональной деятельности. Во время просмотра предлагается  проанализировать данные объекты и ответить на вопрос «Что объединяет все эти предметы: табурет и стул, стол и верстак, оконная рама и дверной проем?». Учащиеся предлагаю свои варианты ответов и приходят к выводу, что все изделия изготовлены из древесины с применением шиповых соединений.

          Сообщение темы, цели, и задач урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навы­ки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет польза от того изделия, которое они изготавливают).

             3. Повторение знаний, необходимых для формирования умений

             Цели:

            - обобщение и закрепление первичных знаний и умений применения их в стандартных ситуациях - по аналогии;

           - выявление причин обнаруженных недостатков и пробелов в знаниях и умениях;

           -стимулирование опрашиваемых и весь класс к овладению знаниями и  рациональными приёмами.

               Перед объяснением нового материала целесообразно восстановить в памяти учащихся те способы соединения деталей из древесины, которые они изучали в Vклассе. Для этого можно провести фронтальный вопрос. Учащиеся должны назвать соединения, привести  примеры применения этих соединений, сделать сравнительный анализ соединений на гвоздях, шурупа, клеевых и шиповых соединений  выделите их преимущества и недостатки.

            С целью предупреждения неточностей и ошибок при выполнении шипового соединения на этом этапе урока целесообразно  повторить технологию изготовления одинарного шипового соединения.  Учащиеся рассказывают технологию изготовления шипового соединения, используя инструкционные карты, выполненные учащимися на предыдущем уроке и учебные плакаты «Приемы продольного пиления шиповых соединений»,   «Обработка шипов и проушин в размер».

    4. Физкультминутка

    С целью здоровьясбережения учащихся возникает необходимость включения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.

    Упражнение «Росток» способствует повышению активности организма. Для улучшения мозгового кровообращения проводится упражнение «Гибкая шея». Упражнение «Наклоны» способствует профилактике нарушений зрения,«Непоседа»- снятию статического напряжения мышц спины,«Лицо релаксанта»  - релаксация.

    5. Практическая работа

    Цели:

    - формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях и  в измененных условиях;

    - создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий;

    - развитие активности учащихся в учебной деятельности;

    - создание атмосферы  взаимной заинтересованности в работе  друг друга через организацию работы учащихся в парах;

    5.1Вводный инструктаж учителя

    Цели:

    - разъяснение задач практической ра­боты;

    - ознакомление с объектом труда (об­разцом);

    - инструктирование по выполнению за­дания в соответствии с технологической документацией: порядок  выполнения практической работы;

     - ознакомление со средствами обуче­ния, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, при­способления).

         Так как учащиеся будут самостоятельно изготавливать изделия с шиповыми соединениями, целесообразно инструктаж  начать с повторения технологии изготовления шипового соединении. Для этого можно использовать технологические карты изготовления шипового соединения, выполненные учащимися на предыдущем уроке и учебные плакаты.

              Учитель объясняет и демонстрирует рабочие приемы выполнения отдельных технологических операций,знакомить учеников с рациональными способами выполнения технологических операций; дает указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия; предупреждает о возможных за­труднениях при выполнении работы;

    проводит инструктаж по технике безопасности.

    На данном этапе урока очень важно подчеркнутьзначимости достижений  (успеха) каждого  в решении общей учебной задачи, что в значительной степени будет способствовать созданию атмосферы  взаимной заинтересованности в работе  друг друга.

     

    5.2 Самостоятельная практическая работа уч-ся и текущее инструктирование учителя. По времени это самая большая часть урока.

          Цели:

    - освоение учащи­мися рабочих приемов выполнения технологических операций;

    -формирование умений применять знания в практической деятельности;

     - совершенствование знаний, умений и навыков, полученных ранее;

    - развитие умения работать в группе.

           Формиро­вание умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами. На данном этапе урока учащиеся приступают к изготовлению чистовых заготовок и разметке шипов и проушин. При выполнении приемов разметки элементов шипового соединения желательно следить за правильностью и последовательностью действий учащихся, предостеречь их от следующих типичных ошибок

    Перед началом работы и по ее ходу необходимо обратить внимание на правильность использова­ния учащимися учебно-технической доку­ментации, сконцентрировать  внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполне­ния операций. Во время самостоятельной работы учитель внимательно следит за правильностью приемов разметки, организацией рабочего места, соблюдением правил безопасности.

     Особое внимание следует уделить оказанию помощи слабо подготов­ленным к выполнению задания учащимся, что способствует развитиюактивности всех учащихся на протяжении всей практической деятельности.

     

    5.3 заключительный инструктаж

    Цели:

    - подведение  итогов  практической работы уч-ся;

    - выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

    Учителю необходимо проанализировать выполнение самостоятельной работы учащимися, дать оценку успешности достижения цели, разобрать типичные ошибки учащихся, вскрыть причины допущенных ошибок и наметить перспективу на будущее.

    При необходимости можно дать повторное объяснение спо­собов устранения ошибок привлекая учащихся успешно справившихся с заданием.

    6. Уборка  рабочих мест учащихся и всего помещения

    7. Подведение итогов урока учите­лем:

    Цели:

    - дать анализ и оценку успешности достижения цели;

     - наметить перспективу последующей работы;

    - мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

    - усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества;

    - обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    Учитель сообщает о достижении це­лей урока, дает объективную оценку  результатов кол­лективного и индивидуального труда уча­щихся на уроке, выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся.

    Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. С этой целью  в конце урока происходит обсуждение результатов деятельности,  учащиеся могут объективно оценить свою активность и качество работы.

    Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс совместной работы.

     На данном этапе целесообразно сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Данное домашнее задание работает на последующие уроки. Идеи по созданию изделия с шиповым соединением, которые ребята будут разрабатывать дома, впоследствии могут быть воплощены в проектах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ
    Office presentation icon shpovye_soedineniya.ppt1.29 МБ

    Предварительный просмотр:

    Я, Ястребова Ирина Николаевна, учитель технологии МОУ СОШ № 15 г. Гуково в рамках распространения своего педагогического опыта представляю конспект урока в 7 классе «Шиповые соединения» по программе под редакцией В. Д. Симоненко.

    Модуль: Технология создания изделий из древесины. Элементы

                     машиноведения.

    Тема раздела: Технология изготовления изделий с использованием сложных

                            соединений

    Тема урока: «Шиповые соединения».

    Цели урока: 

    дидактическая: способствовать  практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;

    развивающая: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);

    воспитательная: способствовать формированию и развитию   нравственных, трудовых качеств;

    профориентационная: воспитывать уважение к работающему человеку.

    Методическое оснащение урока:

    1. Материально-техническая база:

     кабинет (столярная мастерская) трудового обучения;

    — оборудование, приспособления и инструменты: ножовка столярная для поперечного пиления, ножовка  обушковая, рубанок, стамески, долото, киянка, рейсмус, линейка измерительная металлическая, штангенциркуль, карандаш, угольник столярный, кисть.

    — брусок из древесины сосны: 15×110 1640 мм, 6 шт.; брусок из древесины сосны: 15×110 840 мм, 6 шт.

    2. Дидактическое обеспечение:

    — презентация «Шиповые соединения»;

    — учебные плакаты «Приемы продольного пиления шиповых соединений»,   «Обработка шипов и проушин в размер»;

    — образцы шиповых соединений: с одинарным шипом, с двойным шипом, с угловым ящичным соединением;

    — инструкционная карта «Изготовления шипового соединения»;

    — технологическая карта для практической работы «Изготовление ящика для раздачи инструментов»;

    — мультимедийный проектор, компьютер, экран.

    Методы обучения: печатно -словесные (диалог, технологические карты), инструктаж, наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий и показ трудовых приемов),  практические ( практическая работа по закреплению полученных знаний и развитию умений  их применения на практике).  

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная форма познавательной деятельности, групповая форма организации познавательной деятельности, групповая практическая работа.

    Словарная работа: долбление, долото, запиливание проушин и шипов.

    Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

    Ход урока

    1. Организационный момент

      - приветствие;

      -  проверка явки учащихся;

      -  заполнение учителем классного журнала;

       - проверка готовности учащихся к уроку.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся

    Урок  начинаю словами «В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике» (слайд 8)

    Учитель: Ребята, как вы понимаете значение этих слов?

    Учащиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что любые знания и умения будут бесполезны, если человек не может применить их на практике.

    Учитель: Цель   нашего урока научиться применять на практике знания, полученные на предыдущем уроке.

    Рассмотрите изображения изделий, выполненные специалистами, умеющими  широко применять свои знания и умения в своей профессиональной деятельности. (слайды 8-12) Проанализируйте  данные объекты и ответе на вопрос:

    -Что объединяет все эти предметы: табурет и стул, стол и верстак, оконная рама и дверной проем?

    Учащиеся предлагаю свои варианты ответов и приходят к выводу, что все изделия изготовлены из древесины с применением шиповых соединений.

    Учитель: Шиповые соединения  получили широкое распространение в столярных изделиях. Рассмотрите изделия, окружающие нас в учебной мастерской: столы, стулья, табуреты, шкафы, полки, оконные рамы и т. п. (слайд 13)

    - Какие соединения использовали мастера для их изготовления?

     Учащиеся приходят к выводу, что они изготовлены без применения гвоздей и шурупов, основным видом соединений служат шиповые соединения, а клей служит только для дополнительного упрочнения соединения.

    Учитель: Какие вы знаете способы соединения деталей из древесины? (слайды 14-15)

    - В каких случаях применяются соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах, клеевые соединения?

     - Приведите примеры применения этих соединений.

     - Сделайте сравнительный анализ соединений на гвоздях, шурупа, клеевых и шиповых соединений  выделите их преимущества и недостатки.

    В результате учащиеся приходят к выводу, что качественное изготовление большинства столярных изделий невозможно без применения шиповых соединений, более прочных, чем соединения ни гвоздях и шурупах.

    3. Повторение  знаний, необходимых для формирования умений

    Учитель: Сегодня на уроке мы будем изготавливать изделие с шиповыми соединениями. С целью предупреждения неточностей и ошибок при выполнение шипового соединения на необходимо повторим технологию изготовления одинарного шипового соединения. (слайды 16-17)

    - Из каких основных элементов состоит любое шиповое соединение?

    При ответе учащиеся использую образец одинарного шипового соединения. Разъединяя и вновь соединяя его детали, они показывают и называет элементы шипового соединения, дают им определения.

    Учитель:  Какую форму могут иметь шипы? (слайды 18-19)

    - Чем отличается гнездо от проушины?

    - Какие виды шиповых соединений используют чаще всего?

      - От чего зависит выбор числа шипов на заготовке?

    Учащиеся определяют, что число шипов зависит от ширины соединяемых деталей.

    Учитель:  Найдите  соответствие между количеством шипов и шириной деталей. (слайд 20)

    Учитель:  Расскажите о технологии изготовления шипового соединении.(слайды 21-23)

    Учащиеся рассказывают технологию изготовления шипового соединения, используя технологические карты, выполненные учащимися на предыдущем уроке и учебные плакаты «Приемы продольного пиления шиповых соединений»,   «Обработка шипов и проушин в размер».

    Учитель:  Очень часто ученики допускают  неточности и ошибки при выполнение  запиливания шипов и проушин. Необходимо внимательно следить - где должно проходить полотно пилы при запиливании. (слайд 24)

    -С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании проушины?

    -С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании шипа?

    4. Физкультминутка

    Цель

    -Проведение упражнений направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины.

    «Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза. (слайд 25)

    «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед.
    Темп медленный. Повторить 3 раза.

    «Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты.
    Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз.

    «Непоседа». И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков.

    «Лицо релаксанта». Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.

    5. Практическая работа

    5.1 Вводный инструктаж.

    Учитель:  На прошлом уроке вы  познакомились с  шиповыми соединениями и технологией  их изготовления. Сегодня мы приступаем к изготовлению рамки ящика для выдачи инструментов. При выполнении работы вы должны применить все свои знания и умения по технологии работы с древесиной. Ваша задача усложняется тем, что ящик сдержит многократное шиповое соединение, но я думаю, что вы успешно справитесь с данной задачей. Для работы нам необходимо разбиться на группы по двое.(слайд 26)

    Учащиеся разбиваются на группы.

    Учитель:  На предыдущих уроках мы составили технологическую карту изготовления ящика. Давайте еще раз просмотрим технологию изготовления ящика.

    Учащиеся объясняют этапы выполнения изготовления ящика по технологическим картам

    Учитель демонстрирует  образцы шипового соединения с открытым сквозным одинарным шипом, выполненные учащимися в прошлом году  и объясняет какое соединение правильно выполнено, обращая внимание на ошибки при выполнении шипового соединения.

    Объяснение и демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, знакомство учеников с рациональными способами выполнения технологических операций.

    Задание :

    1. Пользуясь рисунком, прочитайте сборочный чертеж ящика для выдачи инструментов;
    2. Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповыми соединениями;
    3. Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;
    4. Запилите шипы и спилите "щечки";
    5. Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;
    6. Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;
    7. Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;
    8. Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки. (слайды 27-28)

    5.2 Самостоятельная  работа

    Перед началом практической работы учащиеся вспоминают правила техники безопасности при работе с режущим инструментом:

    • Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
    • Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
    • Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
    • Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
    • Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
    • Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
    • По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака. (слайд 29)

    Затем  приступают к выполнению работы в парах. Самостоятельно распределяют обязанности каждого, составляют план совместной работы.

    Во время самостоятельной работы учитель делает целевые обходы, обращая внимание учащихся на правильность использования учащимися учебно-технической документации, инструктирует учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.  (слайд 30)

    5.3 Заключительный инструктаж.

     Учитель подводит итоги практической работы, анализирует выполнение практического задания учащимися. Разбирает типичные ошибки и характерные недостатки, рассматривает пути их предупреждения и устранения.

    Учитель:  На следующем уроке мы продолжим работу над изготовлением ящика: изготовим дно ящика и произведем его сборку. А сейчас приступам к уборке рабочих мест. (слайд 32)

    6. Уборка рабочих мест и  всего помещения

    7. Подведение итогов урока

     7.1 Учитель сообщает о достижении целей урока;

           Оценивает результаты коллективного и индивидуального труда

           учащихся на уроке;

           Выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся.

    7.2 Рефлексия

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    • Чему вы научилась?
    • Где вам пригодится это?
    • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
    • Какой стиль общения преобладал в работе?
    • Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
    • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
    • Понравился ли вам урок?
    • Что вам понравилось больше всего?
    • Что не понравилось? (слайд 33)

    1. Задание на дом: 

    1.Прочитать параграфы 7-8 в учебнике;

    2.Рассмотреть различные идеи и выполнить  эскизы изделий с применением шиповых соединений.  (слайд 34)                  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок технологии в 7 классе Урок разработан учителем технологии МОУ СОШ № 15 г. Гуково Ястребовой Ириной Николаевной

    Слайд 2

    Программа под редакцией В. Д. Симоненко. Модуль: Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. Тема раздела: Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений Тема урока: «Шиповые соединения».

    Слайд 3

    Цели урока: дидактическая: способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений; развивающая : способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать); воспитательная : способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств; профориентационная : воспитывать уважение к работающему человеку.

    Слайд 4

    Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: — кабинет (столярная мастерская) трудового обучения; — оборудование, приспособления и инструменты: ножовка столярная для поперечного пиления, ножовка обушковая, рубанок, стамески, долото, рейсмус, штангенциркуль, линейка измерительная металлическая, карандаш, угольник столярный, кисть. — брусок из древесины сосны: 15×110 1640 мм, 6 шт.; брусок из древесины сосны: 15×110 840 мм, 6 шт.

    Слайд 5

    2. Дидактическое обеспечение: — презентация «Шиповые соединения»; — учебные плакаты «Приемы продольного пиления шиповых соединений», «Обработка шипов и проушин в размер»; — образцы шиповых соединений: с одинарным шипом, с двойным шипом, с угловым ящичным соединением; — инструкционная карта «Изготовления шипового соединения»; — технологическая карта для практической работы «Изготовление ящика для раздачи инструментов»; — мультимедийный проектор, компьютер, экран.

    Слайд 6

    Методы обучения: печатно -словесные (диалог, технологические карты), инструктаж, наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий и показ трудовых приемов), практические ( практическая работа по закреплению полученных знаний и развитию умений их применения на практике). Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная форма, групповая практическая работа. Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

    Слайд 7

    Структура урока 1. Организационный момент 2 . Актуализация опорных знаний учащихся 3. Повторение знаний, необходимых для формирования умений 4. Физкультминутка 5. Практическая работа 5.1 Вводный инструктаж 5.2 Самостоятельная работа и целевые обходы 5.3 Заключительный инструктаж 6. Уборка рабочих мест и всего помещения 7. Подведение итогов урока 7.1 Подведение итогов урока 7.2 Рефлексия 7.3 Задание на дом:

    Слайд 8

    В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике. Как вы понимаете значение этих слов?

    Слайд 9

    Цель нашего урока научиться применять на практике знания, полученные на предыдущем уроке. Рассмотрите изображения изделий, выполненные специалистами, умеющими широко применять свои знания и умения в своей профессиональной деятельности.

    Слайд 10

    Проанализируйте данные объекты и ответе на вопрос: Что объединяет все эти предметы: табурет и стул, стол и верстак, оконная рама и дверной проем?

    Слайд 13

    Шиповые соединения получили широкое распространение в столярных изделиях. Рассмотрите изделия, окружающие нас в учебной мастерской: столы, стулья, табуреты, шкафы, полки, оконные рамы. Какие соединения использовали мастера для их изготовления?

    Слайд 14

    Какие столярные соединения вы знаете?

    Слайд 15

    В каких случаях применяются соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах, клеевые соединения? Приведите примеры применения этих соединений. Сделайте сравнительный анализ соединений на гвоздях, шурупа, клеевых и шиповых соединений выделите их преимущества и недостатки.

    Слайд 16

    Из каких основных элементов состоит любое шиповое соединение?

    Слайд 17

    Какую форму могут иметь шипы? Чем отличается гнездо от проушины? Какие виды шиповых соединений используют чаще всего?

    Слайд 18

    Найти соответствие 3. Угловые концевые 2. Угловые серединные 1. Угловые ящичные а б в

    Слайд 19

    Выбор числа шипов на заготовке зависит : а ) от ширины соединяемых деталей; б) от толщины соединяемых деталей; в) от длины соединяемых деталей; г) от влажности древесины.

    Слайд 20

    Найдите соответствие между количеством шипов и шириной деталей бруски толщиной до 40 мм бруски толщиной 40…80мм бруски свыше 80 мм Тройным многократным шипом соединяют Двойным или тройным шипом соединяют Одинарным шипом соединяют

    Слайд 21

    Расскажите о технологии изготовления шипового соединении. Проверить ширину заготовок и правильность углов. 2. Разметить длину шипа. 3. Разметить глубину проушины.

    Слайд 22

    4.Разметка толщины шипа. 5. Разметка ширины проушины 6. Запиливание шипа . 7. Отпиливание щечек у шипа.

    Слайд 23

    8. Запиливание проушины. 9. Выдалбливание проушины. 10. Подгонка шипов и проушин.

    Слайд 24

    Очень часто ученики допускают неточности и ошибки при выполнение запиливания шипов и проушин. Необходимо внимательно следить - где должно проходить полотно пилы при запиливании. С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании проушины? С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании шипа?

    Слайд 25

    4. Физкультминутка «Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза. «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза. «Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз. «Непоседа». И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков. «Лицо релаксанта». Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.

    Слайд 26

    5. Практическая работа 5.1 Вводный инструктаж . Вы познакомились с шиповыми соединениями и технологией их изготовления. Сегодня мы приступаем к изготовлению рамки ящика для выдачи инструментов. При выполнении работы вы должны применить все свои знания и умения по технологии работы с древесиной. Ваша задача усложняется тем, что ящик сдержит многократное шиповое соединение, но я думаю, что вы успешно справитесь с данной задачей. Для работы нам необходимо разбиться на группы по двое.

    Слайд 27

    Задание : Пользуясь рисунком, прочитайте сборочный чертеж ящика для выдачи инструментов; Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповыми соединениями; Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины; Запилите шипы и спилите "щечки"; Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление; Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля; Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения; Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки.

    Слайд 28

    Многократные шиповые соединения

    Слайд 29

    Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке; Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом; Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении; Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя; Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота; Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз; По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака Техника безопасности при работе с режущими инструментами

    Слайд 30

    5.2 Самостоятельная работа и целевые обходы Изготовление рамки ящика для выдачи инструмента 5.3 Заключительный инструктаж

    Слайд 31

    6. Уборка рабочих мест и всего помещения 7. Подведение итогов урока 7.1 Подведение итогов урока Учитель сообщает о достижении целей урока; Оценивает результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; Выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся .

    Слайд 32

    На следующем уроке мы продолжим работу над изготовлением ящика: изготовим дно ящика и произведем его сборку.

    Слайд 33

    7.2 Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научилась на уроке? Где вам пригодятся знания и умения полученные на уроке? Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? Какой стиль общения преобладал в работе? Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? Понравился ли вам урок? Что вам понравилось больше всего? Что не понравилось?

    Слайд 34

    7.3 Задание на дом: 1.Прочитать параграф 9 в учебнике (6, с. 43-46); 2.Рассмотреть различные идеи и выполнить эскизы изделий с применением шиповых соединений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

    Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

    План-конспект урока технологии (9 класс) на тему: «Болтовое соединение»

    Закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, выполнить сборочный чертеж болтового соединения....

    Конспект урока технологии по теме "Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха"

    Конспект урока технологии по теме "Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха"...

    Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.

    Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным.  Поэтому его цель такова: повторение и проверк...

    Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"

    Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока   "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...

    Урок технологии в 5-ом классе. Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов.

    Предлагаю урок  в 5-ом классе. Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов...


     

    Комментарии

    Костина Елена Ростиславовна

    Мне очень понравился подход к разработке урока Ястребовой Ириной Николаевной. Все доступно,понятно,видно Ирина Николаевна профессионал. Спасибо.