Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования.
статья по технологии (6 класс) по теме

Петрышева Любовь Алексеевна

В статье освещены следующие вопросы: возможности предмета "Технология" в развитии у учащихся мотивации к творческому проектированию, система работы по развитию творческого потенциала детей в процессе проектной деятельности.Результатом является своеобразный кукольный театр, где каждая ученица в процессе работы может примерить к себе роль кукловода - актера, сценариста,оформителя сцены и т. д.Опыт подобной работы может быть использован в организации внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация

Данная работа «Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования на уроках технологии» представляет собой обобщение опыта работы, своеобразный отчет о внедрении в практику преподавания технологии для девочек метода творческих проектов для развития и реализации творческого потенциала детей с учетом их возрастных и психологических особенностей, осуществлении личностного подхода в рамках развивающего обучения.

Автор рассказывает о том, как он строит работу с ученицами на уроках и во внеурочное время. Результатом является своеобразный школьный кукольный театр, в котором каждая девочка-шестиклассница имеет возможность «примерить» на себя различные роли: актера-кукольника, сценариста, костюмера, художника-декоратора.

Опыт подобной работы может быть рекомендован в преподавании предметов школьного курса и во внеурочной деятельности


1

В условиях модернизации современной системы образования приоритетным направлением становится воспитание творческой личности способной возродить духовный потенциал России и ее культурные традиции. Общество постоянно испытывает потребность в личностях созидательных, способных активно действовать, нестандартно мыслить, умеющих адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. При этом важно, чтобы их творческий потенциал был тесно связан с духовным и нравственным началом. Ведь от их наличия и степени развития в человеке зависит то, как человек и человечество в целом сможет реализовать себя в столь разнообразном богатом и прекрасном мире «второй природы», т.е. культуры [1]. Но культура сама по себе не возникает. У Б. Пастернака есть замечательная фраза о том, что культура в объятия «первого желающего не падает», культурой нельзя «овладеть», ее можно только присвоить. Причем присвоение (осмысление и переживание) является, событийным, предельно личным, определяющим отношение человека к Миру, к Творцу. В процессе этого происходит саморазвитие, самопознание, самосовершенствование личности, открывающей для себя «дом бытия духа».[ 2 ]

Для создания благоприятных условий личностного становления и развития в школьном возрасте очень важна побудительная мотивация к творчеству, к поиску и открытию своих интересов и склонностей, развитию сил и способностей.

Технология, как учебный предмет является в этом отношении уникальным, т.к. дает возможность помимо реализации технологического и прикладного аспекта, что само по себе является очень важным для нахождения своего места в жизни, реализовать так же основные компоненты воспитательных технологий. Это:

  1. содержательный компонент – целевые установки,
  2.  деятельностный – организация деятельности детей,
  3. заключительный – оценка результативности, то, насколько они были успешны.

Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение технологических знаний, технологической культуры;
  2. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов;
  3. Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

2

  1. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
  2. Получение опыта применения политехнических  и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Для реализации означенных целей предусматривается выполнение ряда задач, в частности

  1. Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.[1]

Достижение этих целей и решение задач осуществляется посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.

Формы организация учебно-воспитательного процесса с использованием творческого проектирования могут быть различными. В ходе  работы  с использованием метода проектов у меня постепенно накапливался опыт и определенные дидактические наработки, которые позволяли находить более эффективные методы работы по организации учебно-воспитательного процесса, наполнять его новым содержанием и применять, соответственно, новые подходы. Так, при проектировании творческой работы в шестом классе, я уже на протяжении пяти лет использую новый подход для выбора объекта проектирования. .В школьной программе по технологии для девочек шестого класса рекомендован раздел «Художественная обработка материала», где предусматривается использование различных видов вышивки для отделки и украшения одежды. Сама по себе эта идея не вызывает большого интереса у школьниц данного возраста. Более привлекательной выглядит предложение использовать данный вид отделки для украшения костюма куклы. Причем не просто куклы, а куклы - игрушки, являющейся персонажем кукольного спектакля. Но и такое предложение не всегда  вызывает интерес , вернее сказать, не у всех девочек возникает желание шить подобное изделие. Мотивация явно недостаточная для возникновения интереса и формирования стойкого желания изготовить качественную игрушку. Для того, чтобы заинтересовать девочек в результатах своего труда, ,я предложила им не просто сшить игрушку, а еще и организовать кукольное представление. Это вызвало неподдельный интерес у учениц и позволило ввести абсолютно новую мотивацию и, соответственно, новое содержание в данную форму проектной деятельности..

3

За прошедшие с тех пор пять лет система моей работы по данному направлению выстроилась следующим образом.

1 этап.  Запуск проекта.

Мне очень важно провести его так, чтобы идея кукольного театра заинтересовала детей. В зависимости от состава класса я подбираю необходимый материал и организую вступительный момент урока., то есть применяю дифференцированный подход к обучению детей , учитывая степень их подготовки.  Это может быть беседа о театре, о тех кукольных спектаклях, которые им довелось увидеть. Девочки вспоминают и рассказывают, какие спектакли они смотрели, что им понравилось и запомнилось более всего. Мы беседуем и о содержании просмотренных спектаклей, о том, с кем  и где они смотрели эти спектакли. Для запуска проекта важно применять наглядность: это может быть просмотр фотографий с предыдущих показов, знакомство с проектами на тему кукольного театра или просматривание слайдов с предыдущих постановок, которые хранятся в электронной библиотеке кабинета. Кроме того, в кабинете накопился достаточный набор театральных кукол, девочки с большим удовольствием их рассматривают и примеривают на руку, представляя себя уже в роли.

Таким образом, я создаю предпосылки для возникновения и обоснования потребности детей участвовать в создании своего кукольного спектакля. И когда звучит вопрос: «А хотите вы поставить свой спектакль?» - ответ детей однозначен: «ДА!»

Итак, потребность определена! Хотя надо заметить, что в последнее время девочки пятых классов после просмотра спектакля , представленного им шестиклассницами, уже настраиваются на аналогичную работу, строят планы и делятся ими со мной и своими классными руководителями.

2 этап  Формулировка задачи:

Разработать и изготовить куклы и декорации для постановки кукольного спектакля.

3 этап Исследование:

Необходимо определить, что нужно для выполнения поставленной задачи. Составляем так называемую «звездочку обдумывания». В ходе обсуждения выстраивается следующая схема.

4

музыкальное сопровожде ние

необходимые

декорации

История возникнове-

ния куклы

как изготовить куклу

Экономичес кий расчет

оформление лица  

куклы

или

мордочки

материалы для изготовления

Текст

Его озвучвание

выбор

сказки

виды театральных кукол

Игрушка

 для кукольного спектакля

Какие же исследования следует провести? Одно из первых – это выбор сказки для будущей постановки. Это очень важный компонент будущего проекта, который во многом определяет успешность нашей будущей работы. Поэтому при выборе текста сказки я предлагаю детям определить и озвучить перечень требований , которым должно соответствовать наше будущее изделие( критериев), по которым мы и  будем выбирать сюжет для нашей постановки. В проектировании этот момент называется «дизайн-спецификация», с ним я как раз и знакомлю девочек. В ходе обсуждения мы приходим к мнению, что сказка должна быть понятна и несложна; она должна содержать действия и не быть перегруженной диалогом. Количество действующих лиц тоже важно, чтобы каждой

5

девочке удалось выбрать героя по душе. При выборе сказки я направляю обсуждение таким образом, чтобы содержание сказки было не только понятным, но и полезным, то есть содержать воспитывающий аспект, ведь наши будущие зрители - это учащиеся младших классов, ровесники и даже дошкольники. Довольно часто возникает спорная ситуация, когда кто-то из девочек предлагает к постановке современные сюжеты, взятые из зарубежных мультсериалов, где действуют довольно агрессивные герои с весьма специфической внешностью. Для того, чтобы направить обсуждение в нужное русло, я как раз предлагаю обратиться к дизайн- спецификации, которую мы уже выработали. Выбор сказки получается обоснованным и правильным в точки зрения воспитания: ведь народные сказки учат добру, милосердию, трудолюбию, взаимовыручке. Они мудры и оптимистичны.

В ходе исследования я предлагаю ученицам изучить некоторые исторические моменты  возникновения театральных кукол:: какие виды театральных кукол существуют, где и когда были представлены первые театрализованные представления, историю русского Петрушки , в чем состоят особенности постановки спектакля с участием кукол и т.д. В процессе таких исследований девочки знакомятся с историей народа, его культурными традициями, обычаями и обрядами , пришедшими к нам из глубины веков. Зачастую бывает так, что они сами находят дополнительный  и интересный материал по теме проекта и представляют его на уроке. Таким образом, ученицы осваивают и закрепляют навыки работы с различными источниками информации: книгами, журналами, ресурсами Интернета. Конечно, такая исследовательская работа  поощряется с моей стороны дополнительными оценками. Разумеется, не остается без внимания и краеведческий аспект: знакомство с историй нашего нижегородского театра кукол. По договоренности с классными  руководителями организация поездки на кукольный спектакль или приглашение артистов кукольного театра в школу со спектаклем – это организует заместитель директора по воспитательной работе. Такое сотрудничество просто необходимо, и поддержка коллег и администрации школы очень важна.

Следующий этап работы – Выработка идей, их обсуждение.

Выбор лучшей идеи, ее проработка.

Каждая из учениц выбирает себе персонаж будущего спектакля. Как всякий выбор он непрост, а в данном случае он  неизбежно ставит учениц в ситуацию сотрудничества, необходимости работать в коллективе, а значит учиться сочетать свои интересы  и желания с таковыми у других людей – это предполагает воспитание коллективизма.

6

При выборе материала для изготовления кукол девочки учатся оценивать технологические свойства материала, анализировать, сравнивать, делать выводы, ведь кукла должна быть изготовлена качественно, из прочных материалов.

Следующий этап самый сложный

Планирование и изготовление изделия.

Он требует аккуратности, усидчивости, настойчивости. Ученицы, используя знания, умения, навыки работы с тканью, изготавливают игрушку. В ходе этой кропотливой работы им приходится не только применять и закреплять уже имеющиеся знания, умения и навыки, но и приобретать новые. А это требует от них трудолюбия, целеустремленности, терпения.

Заключительный этап проекта

Оценка качества. Испытание изделия.

Этот этап важен тем, что помогает воспитывать чувство ответственности и долга, самостоятельности и целенаправленности. Ведь объективно оценивая работы своих товарищей, ученицы становятся более требовательными к выполнению своего собственного изделия, понимая, что общий успех зависит от индивидуальной  работы каждого. Конечно же  это самый долгожданный и волнительный момент – испытание изделия, другими словами – постановка спектакля. А для этого надо еще подготовить декорации, отредактировать текст, отрепетировать роли, по возможности добавить музыкальное сопровождение. Все это девочки выполняют с большим энтузиазмом, не жалея сил и времени: ни своего, ни моего, разумеется. Приходится разумно ограничивать их и учить рационально использовать время, так как четко и быстро подготовить сцену и провести репетицию не всегда получается.

Репетиции и постановку спектакля конечно же нельзя уместить в рамки урока – внеурочная деятельность здесь просто неизбежна. Эта работа согласуется с классными руководителями, с завучем по воспитательной работе, с родителями, чтобы организовать все это в рамках школьного режима.

О сотрудничестве с родителями следует сказать особо, ведь оно очень важно и необходимо. Вполне понятно, что для организации сотрудничества с родителями мне важно вначале заинтересовать детей, а затем на стимуляции этого интереса вовлечь родителей, познакомив их на родительском собрании с основными задачами по технологии, требованиями к выполнению изделий и проектных работ. Мне важно .обосновать необходимость их помощи и поддержки своих детей в работе над этим проектом: в выборе изделия, обеспечении всем необходимым для работы, в проработке идей и изготовлении изделия. Было даже такое приятное совпадение: родители одной ученицы оказались

7

профессиональными художниками оформителями кукольных спектаклей. Они оказали нам помощь в изготовлении декораций и советом и делом.

Заключительный этап работы над проектом по теме «Кукольный театр своими руками» - постановка спектакля. Ученицы пробуют себя в роли актера- кукольника. Это интересно, это сложно, это захватывающе. Реакция зрителей для них важна – это оценка их творчества и труда.

Спектакль мы представляем в стенах школы как минимум три раза. Во- первых, для учащихся начальной школы, причем обязательно соблюдаем такую традицию:- показываем работу классу их  первой учительницы, то есть второклассникам. Обязательный показ для параллели четвертых классов, ведь они уже готовятся к переходу в среднее звено; для пятиклассников, так как им предстоит такая работа в будущем году и, конечно, сами девочки тоже являются зрителями. Они смотрят спектакли, поставленные  ученицами параллельных классов , сравнивают, оценивают. Это вносит определенный дух соперничества и соревнования, и в то же время помогает более объективно оценить свою работу и сделать необходимые выводы.

Работа шестиклассниц в рамках проекта «Кукольный театр своими руками» уже стала хорошей традицией в нашей школе, все ученицы старших классов вспоминают, как они ставили спектакли; а ученицы младших классов и особенно пятиклассницы уже ждут того момента, когда они тоже будут ставить спектакль. Уже сейчас пятиклассницы постоянно затрагивают эту тему, спрашивают, рассказывают, планируют, обсуждают  какую сказку, какого персонажа сыграть, обсуждают между собой различные варианты, в том числе и сочинительство своей сказки.

В практике нашего проектирования работа над текстом занимает достаточно значимое место. Причем зачастую девочки предлагают и реализуют свой вариант развития действия, сочиняют текст, находят другие варианты текстов, как например в этом году «Волк и семеро козлят,… но на новый лад» отыскали текст и поставили ученицы 6 а класса, , «День рождения ослика Иа» -ученицы 6 б класса  - здесь автором  и корректором текста изъявила желание стать ученица Полина , сказка «Рукавичка»  в постановке учениц 6г класса - по мотивам «Теремка», сказка «Лечебная травка - неизвестная, но поучительная, где смелые зайчата спасли  свою маму  и обхитрили  лису. – была представлена ученицами 6 в класса. Нельзя не сказать о том , что мальчики с охотой нам помогают и бывают рады помочь. Так в этом году мы приглашали на озвучивание роли Волка в 6 г мальчика, так как тембр девчоночьих голосов явно не «тянул» эту роль .Ребята под руководством учителя

8

охотно изготавливают для спектаклей элементы декораций. Репертуар нашего театра  за прошедшие годы был таков:

2010-2011 учебный год это спектакли  на тему «Волк и семеро козлят»

 «День рождения ослика Иа»

«Лечебная травка»

 «Рукавичка»

2009-2010 учебный год.

«Золушка»

«Теремок»

 « Репка»

2008 – 2009 учебный год «Колобок»

«Теремок»

«Каникулы в Простоквашино

«День рождения Нюши» («Смешарики»)

2007-2008 учебный год

«Три поросенка»

«Курочка Ряба»

«Красная шапочка»

2006-2007учебный год

«Репка»

«Петушок – золотой гребешок»

Все постановки мы стараемся снимать, чтобы фотоматериалы приложить к проекту. Лучшие проекты участвуют в выставках и конкурсах. Так, проект по сказке «Теремок « был отмечен на городской выставке декоративно-прикладного творчества как один из лучших.

В этом году мы решили расширить сферу нашего сотрудничества и отправились в детский сад. Вместе с нами там побывали корреспонденты газеты «Нижегородской рабочий», их заметка и наш фотоотчет об этой встрече представлены в приложении.

Тема «Кукла в нашей жизни» получает свое дальнейшее развитие на уроках технологии в 7-9 классах. Эта тема благодатна для воспитания нравственных и духовных качеств. Это позволяет обращаться к истории нашего народа, его традициям, культуре, народным ремеслам. А игрушки и куклы, сделанные своими руками, бесспорно интересны и по-прежнему находят путь к сердцам детей и взрослых. Есть в них что-то такое, что притягивает, наполняет теплотой и нежностью наше сердце и душу, вызывает радость и умиление, а любимая игрушка остается в памяти на всю жизнь. При знакомстве с этой

9

темой я обязательно обращаю внимание на историю возникновения народной игрушки. Девочки учатся находить информацию, и мы знакомимся с тем, где и когда появились первые куклы и игрушки, какую роль они играли в жизни людей. Отмечаю, что куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять заботу и милосердие, тренируют речь и память. Особенно важен эмоциональный контакт с куклами, дети не просто привыкают к игрушкам, а привязываются к ним как к близким и родным. Любимая игрушка остается в памяти на всю жизнь. Я считаю необходимым проводить определенные параллели при изучении этой темы с тем, чтобы обращать внимание учениц на нравственные и духовные аспекты жизни. Так, я обращаю внимание на то,. что традиционной игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Игра в куклы поощрялась взрослыми. Ведь играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретая образ семьи. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла была не просто игрушкой , а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека от рождения и до смерти и была атрибутом любых праздников. А в кукольных забавах  проигрывались почти все праздничные деревенские события.

 Кукла, изготовленная своими руками, не была стандартна даже в пределах одной улицы: в каждой семье ее делали по-своему , поэтому она несла отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Такую куклу создавали для своих детей отцы и матери, дедушки и бабушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклами и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Отсюда вывод – бережное отношение формируется в детстве.

Здесь же появляется прекрасная возможность провести сравнение между народной тряпичной игрушкой и современными куклами типа «Барби». Я обращаю внимание на то, какое мировоззрение формирует та и другая.

Все эти вопросы и были взяты для исследования ученицей 9 класса Железовой Юлией. Она подготовила работу «Кукла в жизни человека». На заседании районной секции научного общества учащихся. работа заняла 1-ое место и была оценена дипломом 1-ой степени и рекомендована на городскую конференцию Н.О.У., которая состоятся в середине апреля. В своей работе ученица рассмотрела большой спектр вопросов, провела обширные исследования .по теме. сделала выводы о том, что русская тряпичная кукла является одним из загадочных символов России и искусство изготовления таких кукол вобрало в себя культурные традиции и обычаи Руси. Ученица настолько прониклась идеей, что решила  не только изготовить куклу, но применив ткацкие навыки(а с ними я обязательно знакомлю

10

девочек), на маленьком ткацком станочке сама  изготовила ткань и сшила из нее костюм для своей куклы.

Интерес к теме «Изготовление игрушек своими руками» остается у девочек более старших классов. Так в начале этого учебного года мы с ученицами 7-9 классов для организации выставки-ярмарки в честь дня рождения города изготовили яркие сувенирные куклы, которые понравились посетителям и пользовались спросом. Были даже заказы на изготовление кукол. При подготовке к выставке декоративно-прикладного творчества мы с ученицами 9 классов создали экспозицию «Народная кукла». Она была оценена экспертной комиссией и получила право быть представленной на районной выставке декоративно-прикладного творчества.

Также в этом году при выполнении творческого проекта «Подарок своими руками» ученица 7 класса Михайлова Кристина выбрала в качестве объекта тему «Кукла». Она исследовала  вопросы, связанные с историей народной куклы, ее значением в жизни народа, изучила технологию изготовления тряпичной куклы и изготовила сувенирную куклу: Кукла - колокольчик и Кукла – радужка. В районной олимпиаде по технологии работа Михайловой Кристины заняла 4 место

Все перечисленное выше  позволяет утверждать, что творческий потенциал детей развивается и реализуется лучше, если для этого создаются условия, организуется пространство. Инновационный подход в организации обучения возможно реализовать ,используя в совокупности с обучающими технологиями технологии воспитывающие:

  1. Технология коллективной творческой деятельности
  2. Технология педагогической поддержки
  3. Технология самосовершенствования личности в обучении
  4. Технология игровой деятельности
  5. Технология создания воспитывающей среды
  6. Технология сотрудничества учителя и ученика

Позитивным и очень важным моментом  такого подхода к обучению является то, что ребенок ощущает при этом - это его духовный заработок, который придает ему силы, уверенности и желания выполнять новые интересные задания. Кроме того, у него в арсенале остаются навыки ,которые пригодятся в будущем и возможно станут основой для его творчества во взрослой жизни .Творчество само по себе является не просто  характеристикой ума, а скорее характеристикой разума. Понятно, что человек, работающий на уровне понимания, а тем более способный решать задачи творчески и находить новые нестандартные  решения  в новой нестандартной ситуации, обладает большим потенциалом выживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе анализа текста

В данной статье рассматривается проблема развития творческой личности учащегося. Как научить ребят творчески, а не формально подходить к анализу текста, к процессу исследования? На ...

Реализация творческого потенциала детей в процессе обучению современному музицированию.

Творчество является одной из центральных проблем педагогики.  Наряду со знаниями,  умениями,  навыками,  нормами отношения к миру и своему окружению, творческая деятельность формир...

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...