Урок технологии в 7 классе "Накладное шитьё"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Селина Елена Владимировна

На уроках технологии перед учителем стоит много целей, например, сформировать и воспитать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, а также развивать трудолюбие и мыслительную деятельность. Предмет быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство и, в частности, накладное шитьё в полной мере способствует этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_nakladnoe_shityo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии.

7 класс.

«Аппликация»

Разработан учителем технологии

 МБОУ «Верхнекужебарская средняя  общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»,

                                               Каратузского района

                                                                   Селиной Еленой Владимировной

 План-конспект урока  

   Тема урока «Аппликация»

Цели урока:

I. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации, научить выполнять её.

II. Развивать представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;

понимание необходимости декоративной переработки изображаемых в вышивке предметов  и образов реального мира.

III. Совершенствовать  у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Наглядные пособия: таблицы с рисунками (фотографиями, иллюстрациями) предметов и образов реального мира и их декоративной переработки – стилизации; отделочные материалы, образцы видов отделки: аппликации, вышивки, эскизы расположения узоров; виды швов: петельный, тамбурный, стебельчатый, крестообразный.

Оборудование и инструменты: утюг, гладильная доска, ножницы, иголки,  лоскутки ткани одноцветные и различных рисунков и расцветок для аппликации, нитки мулине, копировальная бумага.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

I. Организационная часть.

10 -15 мин

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята тема нашего урока «Аппликация».

В переводе с латинского слова аппликация означает «прикладывание».

- В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?

Давайте построим логическую схему и посмотрим что представляет собой аппликация

(у учащихся на партах лежат аншлаги со словами) 

-из бумаги;

- природного материала.

Аппликация

                     Материал                                                 По способу прикрепления

                                                                                               аппликации

бумага                 природный материал              

                             (семечки, листья и т.д.)              приклеивание        прикрепление

                                                                                         клеем                 различными

ткань              кожа                                                (ПВА, «Момент»)             стежками

                                                                                                      ручными      машинными

10-13 мин

III. Формирование новых умений и навыков.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех –  и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

- Какие ручные стежки вы знаете?

 При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань  изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки -  проклеивают с изнаночной стороны флезилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

- Почему это необходимо учитывать?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копиро-

вальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позво-

ляет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накла-

дывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла.

Вырезанные детали узора примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми, или лавсановыми

- Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

Ответ: прямые, петельные, тамбурные,  косые, крестообразные.

Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно  расположена.

Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.

45 мин

IV. Применение полученных навыков

Практическая самостоятельная работа .

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при аппликации: длина стежка,  цвет ниток и ткани-фона.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц иголок. И соблюдать эти правила во время работы.

(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку)

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики  во время выполнения работы, и помочь исправить их.

Выполнение практической работы по инструкционным картам.

Ответы:

- Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.

- Нельзя шить ржавой и тупой иглой.

- Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.

- Не прикусывать нитки зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.

10 мин

V. Подведение итогов урока 

1.Вопросы для повторения:

- Что такое аппликация?

- Как подготовить ткань для аппликации?

- Какими стежками прикрепляют аппликацию?

- Как перевести рисунок на ткань?

Ответы:

- В переводе с латинского слова аппликация означает «прикладывание». Аппликация из ткани – накладное шитьё.

-Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флезилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

- Петельными, тамбурными, косыми, крестообразными.

- Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом

2.Анализ выполненной работы и оценка

оценить, каждую работу  учитывая аккуратность и правильность выполнения  ручных стежков пришитой аппликации.

Оформить выставку  выполненных работ

Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы

2 мин

Уборка рабочего места каждой девочкой.

Инструкционная карта выполнения аппликации

  1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов)
  2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.
  3. Выбранную аппликацию вырезают отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.
  4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.
  5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации)
  6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.
  7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом «вперёд иголку».
  8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани  косыми, петельными или тамбурными стежками.
  9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.
  10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

Или:

  1. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата
  2. Выполнить рамку из цветной бумаги
  3. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку  и приклеить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: «Лоскутное шитьё»

Наглядные пособия для урока по теме  «Лоскутное шитьё». Целью этой презентации является приобщение детей к истокам русской народной культуры через нетрадиционные формы урока и формирование духовн...

разработка урока по теме:Лоскутное шитьё. 5 кл.

На уроке дети учатся диалогу, высказывают своё мнение и учатся принимать мнение окружающих....

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...