Элективный курс
элективный курс по технологии (10 класс) по теме

Элективный курс по технологии "Художественная обработка древесины" предназначена для 10 классов. Программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит основными задачами:

·         Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду;

·         Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием;

·         Ценить красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОУ – Кобяйская средняя общеобразовательная школа

Программа элективного курса по технологии

для 10-х классов:

“Художественная обработка древесины”

Составитель: учитель технологии

Максимов Сергей Александрович

с. Кобяй

Пояснительная записка

Цель курса: способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Одна из задач, которую решает школа, - раскрытие и дальнейшее развитие способностей и дарований учащихся, самореализация личности школьника. Необходимо создать все условия для его самоопределения, самореализации, пробуждения и развития его творческих задатков и способностей, желания быть нужным и полезным людям.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.

Данный вид деятельности вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы. К ним относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объем работы, последовательность ее выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим дает уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит основными задачами:

  1. Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду;
  2. Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием;
  3. Ценить красоту.

Художественная обработка древесины (34 часов)

Перечень знаний и умений

Учащиеся должны знать:

  1. Столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке.
  2. Отделка древесины  лакокрасочными материалами (воскование, лакирование, полирование).
  3. Общие основы художественного конструирования.
  4. Виды орнаментов и узоров.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий.
  2. Подготавливать поверхности изделия под художественную обработку.
  3. Осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, геометрической резьбой, окраской).
  1. Столярная подготовка поверхностей древесины к отделке.

Обработка поверхностей деталей ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка),  шлифовальный станок, ручное выпиливание. Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.).

  1. Отделка древесины лакокрасочными материалами.

Воскование. Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда). Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и др. красками).

  1. Выжигание.

Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Профессия – мастер-выжигальщик.

  1. Резьба по дереву.

Понятие о видах резьбы. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы.

  1. Общие основы художественного конструирования.

Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требования технической эстетики к промышленным изделиям. Исходные принципы художественного конструирования. Понятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Виды композиции. Профессия дизайнера.

  1. Орнамент и узор.

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. виды узоров. Основы построения узоров. Художественная роспись.

Практические работы.

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.). Отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощение и т.д.).

Примерный перечень изделий:

  1. Игрушки
  2. Шкатулки
  3. Шахматные доски
  4. Разделочные доски
  5. Подсвечники
  6. Подставки под горячую посуду
  7. Полочки
  8. Подносы
  9. Рамки
  10. Декоративные композиции и панно
  11. Украшения
  12. Якутские национальные предметы домашнего быта (хамыйах, ытыйах, чороон, кытыйа и др.)

Темы занятий

Всего часов

В том числе

Примечание

Теор.

Практ.

1

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке

4

1

3

2

Отделка древесины лакокрасочными материалами

4

2

2

3

Выжигание

6

2

4

4

Резьба по дереву

8

3

5

5

Основы художественного конструирования

4

1

3

6

Орнамент и узор

8

2

6

Всего

34

11

23

Литература

  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М, 1998г.
  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М. 1979г.
  3. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения под ред. С.Н.Чистяковой. М.: ИОСО РАО, 2002г.
  4. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение, 2003г.
  5. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М.: Новая школа, 2004г.
  6. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 классах. М. Просвещение, 2002г.
  7. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты. Якутск, 1994г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...