Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.
статья по технологии по теме

Шмидт Татьяна Дмитриевна

Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность  в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostanay_audany_kimdigi_bilim_boliminin.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Қостанай ауданы әкімдігі білім бөлімінің

«№1 Затобол орта мектебі» ММ

ГУ «Звтобольская средняя школа №1»

отдела образования акимата Костанайского района

Учитель технологии Шмидт Т.Д.

2011 год.

Дифференцированный подход в обучении технологии.

Методика обучения в сотрудничестве.

Дифференциация и индивидуализация в подходах к учащимся -обязательные составляющие учебно-воспитательного процесса.

Основные направления дифференциации обучения на уроках труда:

  1. подбор объектов труда;
  2. выбор схемы построения учебного процесса;
  3. использование активных форм организации работы учащихся.

Отправной позицией, является выбор схемы построения учебного процесса, особенно той его части, которая проявляется в деятельности самих учащихся. Здесь и активное добывание ими знаний и применение их при изготовлении изделий, т.е. проверка практической ценности усвоенного. Общепринятая схема такова: образец —> анализ конструкции образца —* технологическая карта —► изготовление. Ученики анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании анализа составляют технологическую карту и изготовляют изделие.  Такая схема безотказно действует на этапе формирования у школьников знаний, умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке. Но результатом ее в лучшем случае будет хорошая копия образца.

Многим ученикам подобный подход не дает возможности в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить тягу к творчеству.

Для таких учащихся схема работы такова: идея —> разработка конструкции—» чертеж —> план работы —> изготовление. Задача учителя создать условия для зарождения у них технического замысла, идеи, и, если потребуется, помочь им при движении от этапа к этапу. При этом от учащихся требуется привлечение знаний по другим предметам, использовать воображение, что способствует развитию у них пространственного мышления, эстетического вкуса. Если в первом случае деятельность детей носит в основном репродуктивный характер, то во втором - созидательный, творческий.

На уроках технологии большая часть времени, как правило, отводится практическим работам. По их результатам судят и об успехе всего занятия. Определяющим фактором при этом, наряду с материальным обеспечением, выступает использование оптимальных форм организации труда учащихся. Из сложившихся форм - фронтальной, бригадной, индивидуальной - первую я почти не применяю, так как при фронтальной работе ученики выполняют одинаковое задание что обезличивает труд каждого отдельного школьника. Оптимальным вариантом считаю разумное сочетание бригадной (методика обучения в сотрудничестве) и индивидуальной работы.

Практически в любом классе можно вычленить по меньшей мере три уровня подготовленности учащихся:

  1. минимальный (удовлетворительные знания и владение умениями),
  2. общий (хорошие знания и владение умениями);
  3. продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы).

Бригаду из 3-х учеников формируют так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем подготовки.

Индивидуальную форму организации труда применяю, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам отличаются от остальных. Конечно, при этом нелегко обеспечивать всех необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время занятия. Такие уроки требуют много времени на подготовку, но результаты оправдывают все издержки.

Такая схема безотказно действует на этапе формирования у школьников знаний, умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке.

«Метод» - по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы с учащимися, позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Однако практика доказала, что ни один из методов (методик-технологий) будучи использован сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при обучении технологии стабильных успехов можно достигнуть только при использовании системы методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

Идея обучения в сотрудничестве получила свое развитие усилиями многих педагогов в многих странах мира, ибо сама идея чрезвычайно гуманна по своей сути, а следовательно, педагогична.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Практически в любом классе можно вычленить по меньшей мере три уровня подготовленности учащихся:

  1. минимальный (удовлетворительные знания и владение умениями);
  2. общий (хорошие знания и владение умениями);
  3. продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы).

Бригаду из 3-х учеников формируют так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем подготовки. Если дать им одно общее задание, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат

1. « Обучение в команде».

Метод разработан в университете Джона Ханкенса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию этого варианта. Успех всей группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над темой. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том , чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировав нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. При этом используют три основных принципа:

  1. одно задание - одна оценка для всей группы;
  2. индивидуальная ответственность;
  3. равные возможности каждого ученика (каждый ученик приносит своей группе очки).

Виды работы в команде:

  1. совместное обучение;
  2. обучение на основе игры, турнира;
  3. индивидуализация обучения;
  4. творческая работа.

2. «Ажурная пила».

Метод разработан в 1978 году профессором Эллиотом Аронсоном. Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Порядок работы в группах:

  1. каждый член группы находит материал по своей части;
  2. «встреча экспертов» из разных групп по одному и тому же вопросу;
  3. обучение других членов в своей группе.

Все члены узнают материал в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3. «Учимся вместе»

Метод разработан в университете штата Миннесота в 1987 году Девидом и Роджером Джонсонами. Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы (3-5 человек). Каждая группа получает одно задание.

какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается

усвоение всего материала. Учитель контролирует не только успешность выполнения академического задания группами, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

4. «Исследовательская работа».

Метод разработан Шрамо Шаран. университет Тель-Авива в 1976 году. Акцент делается на индивидуальную самостоятельную деятельность. Учащиеся выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В этом методе используют дифференцированный подход. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий, то будет справедливо получить одинаковые оценки

Литература.

  1. Леонтьев А.А Психология обучения. М. 1997
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М 1999
  3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. . М.2000
  4. Ресурсы Интернета

/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

"Методика обучения технологии в неделимых классах"

В настоящее время существует проблема "неделимых классов на уроках технологии". Каждый учитель,который столкнулся с такой ситуацией не раз задавался вопросом, а как же все-таки найти ту самую "золотую...

Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)

    В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах  говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...

Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания

Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...