РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ
статья по технологии по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Именно поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребёнком образовательного процесса как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из важнейших путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samokontrolya.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

АВГУСТ 2000 Г. СШ № 16

                        РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ

                        САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

Образовательный процесс должен быть направлен на согласование двух разнонаправленных источников знаний: обучения и учения.

Обучение задаётся учителем в виде законов, правил, приёмов действий, поведения, обязательных для всех.

Учение – есть особая индивидуальная деятельность ученика по овладению социокультурными нормами познания. Оно опирается, прежде всего, на субъективный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности, источники и условия которой у каждого свои. Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Именно поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребёнком образовательного процесса как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из важнейших путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.

Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения. При этом могут быть выделены два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль.

При аффективном самоконтроле человек акцентирует внимание на своих эмоциональных процессах и побуждениях (чувствах, желаниях).

Предметом когнитивного самоконтроля являются собственные представления и мысли.

Поэтому проектирование работы учителя должно быть направлено на формирование у школьников специальных навыков самоконтроля. Такая работа начинается, как только ребята приступают к изучению предмета. Вначале у девочек невысокий уровень самоконтроля, т.к. у них слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Следовательно, побуждение их к самоконтролю важно вводить на всех этапах самостоятельной работы. Прежде всего, учащихся надо обучить предварительному самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания. Он необходим для того, чтобы убедиться в верном понимании учебной задачи, требований учителя. Ученику необходимо подсказать чего он должен достичь по окончании работы (образец эталон, пример оформления лабораторной или практической работы), предупредить наиболее встречающиеся ошибки (верно-неверно, примеры – так не надо)

На исполнительском этапе самостоятельной деятельности следует поощрять и провоцировать текущий самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются промежуточный контроль в технологических и инструкционных картах типа: проверьте ширину шва, расстояние между строчками, аккуратность влажно-тепловой обработки и т.д.

На заключительный самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы. Например:

Критерии оценки качества выполнения стачного шва:

- расстояние от среза до строчки стачивания 10-15 мм.         2балла

- ровность строчки стачивания + 1 мм.                                     2балла

- качество строчки (равномерность натяжения нитей,            2балла

   пропуски, обрыв нитей)

- качество в.т.о.                                                                             1балл

- наличие и качество закрепок                                                     1балл

Пример второй: даётся тест для контроля знаний, затем самопроверка своих ответов по таблице учителя.

Любой вид деятельности на уроке можно использовать для обучения детей самоконтролю, самооценке и самоанализу. Убедимся в этом на нескольких примерах.

Рефлексия в конце урока, темы, выполнения творческой работы.

- какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

- при изучении материала ты помогал другим или помогали тебе?

-что вызвало наибольшую трудность?

- как ты оцениваешь полученные сегодня знания? И т.д.

2. При презентации творческих заданий, творческих проектов используется «лестница успеха», ученики располагают свои работы на лестнице трёх уровней, затем в процессе взаимного рецензирования и соотнесения личных результатов с результатами группы помогает формировать адекватную самооценку, т.е. изделие может подняться или опуститься по лестнице успеха.

3. Ещё одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки, как развивающей функции (умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат деятельности). Для этих целей из числа наиболее подготовленных учеников выделяются консультанты, мастера, помощники.

Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает, как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то наиболее важное значение имеет формирование у школьников контрольно-оценочных способностей. Обучая школьников самостоятельному оцениванию, необходимо познакомить их с многообразием функций оценки:

- определение актуального уровня знаний и его соответствие учебным требованиям,

- непосредственная информация о личном успехе в данной ситуации (сравнение с собой вчерашним, а не с общим успехом),

- выбор оптимального пути решения поставленной задачи.

Учителю следует стремиться к постепенному формированию у учеников потребности и привычки к самоконтролю, самооценке. Самооценка, как мнение о себе, выступает в качестве своеобразной точки отсчёта, ориентируясь на которую человек воспринимает и оценивает всё то, что происходит вокруг него. Кроме этого, способность к самооценке опирается на потребность ребёнка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Языковое портфолио как возможность развития самоконтроля и самооценки учащихся"

В статье автор описывает свой опыт внедрения "Языкового портфолио" в образовательный процесс, дает определение языковому портфолио и приводит этапы работы по его созданию....

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"

Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе  обучения игре на  аккордеоне (баяне)»....

Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство"  Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....

Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ

Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ...