РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ
статья по технологии по теме
Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Именно поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребёнком образовательного процесса как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из важнейших путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samokontrolya.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
АВГУСТ 2000 Г. СШ № 16
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ
САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ
Образовательный процесс должен быть направлен на согласование двух разнонаправленных источников знаний: обучения и учения.
Обучение задаётся учителем в виде законов, правил, приёмов действий, поведения, обязательных для всех.
Учение – есть особая индивидуальная деятельность ученика по овладению социокультурными нормами познания. Оно опирается, прежде всего, на субъективный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности, источники и условия которой у каждого свои. Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Именно поэтому одна из важнейших задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребёнком образовательного процесса как результата своей собственной деятельности, своей личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из важнейших путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности.
Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения. При этом могут быть выделены два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль.
При аффективном самоконтроле человек акцентирует внимание на своих эмоциональных процессах и побуждениях (чувствах, желаниях).
Предметом когнитивного самоконтроля являются собственные представления и мысли.
Поэтому проектирование работы учителя должно быть направлено на формирование у школьников специальных навыков самоконтроля. Такая работа начинается, как только ребята приступают к изучению предмета. Вначале у девочек невысокий уровень самоконтроля, т.к. у них слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Следовательно, побуждение их к самоконтролю важно вводить на всех этапах самостоятельной работы. Прежде всего, учащихся надо обучить предварительному самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания. Он необходим для того, чтобы убедиться в верном понимании учебной задачи, требований учителя. Ученику необходимо подсказать чего он должен достичь по окончании работы (образец эталон, пример оформления лабораторной или практической работы), предупредить наиболее встречающиеся ошибки (верно-неверно, примеры – так не надо)
На исполнительском этапе самостоятельной деятельности следует поощрять и провоцировать текущий самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются промежуточный контроль в технологических и инструкционных картах типа: проверьте ширину шва, расстояние между строчками, аккуратность влажно-тепловой обработки и т.д.
На заключительный самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы. Например:
Критерии оценки качества выполнения стачного шва:
- расстояние от среза до строчки стачивания 10-15 мм. 2балла
- ровность строчки стачивания + 1 мм. 2балла
- качество строчки (равномерность натяжения нитей, 2балла
пропуски, обрыв нитей)
- качество в.т.о. 1балл
- наличие и качество закрепок 1балл
Пример второй: даётся тест для контроля знаний, затем самопроверка своих ответов по таблице учителя.
Любой вид деятельности на уроке можно использовать для обучения детей самоконтролю, самооценке и самоанализу. Убедимся в этом на нескольких примерах.
Рефлексия в конце урока, темы, выполнения творческой работы.
- какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
- при изучении материала ты помогал другим или помогали тебе?
-что вызвало наибольшую трудность?
- как ты оцениваешь полученные сегодня знания? И т.д.
2. При презентации творческих заданий, творческих проектов используется «лестница успеха», ученики располагают свои работы на лестнице трёх уровней, затем в процессе взаимного рецензирования и соотнесения личных результатов с результатами группы помогает формировать адекватную самооценку, т.е. изделие может подняться или опуститься по лестнице успеха.
3. Ещё одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки, как развивающей функции (умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат деятельности). Для этих целей из числа наиболее подготовленных учеников выделяются консультанты, мастера, помощники.
Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает, как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то наиболее важное значение имеет формирование у школьников контрольно-оценочных способностей. Обучая школьников самостоятельному оцениванию, необходимо познакомить их с многообразием функций оценки:
- определение актуального уровня знаний и его соответствие учебным требованиям,
- непосредственная информация о личном успехе в данной ситуации (сравнение с собой вчерашним, а не с общим успехом),
- выбор оптимального пути решения поставленной задачи.
Учителю следует стремиться к постепенному формированию у учеников потребности и привычки к самоконтролю, самооценке. Самооценка, как мнение о себе, выступает в качестве своеобразной точки отсчёта, ориентируясь на которую человек воспринимает и оценивает всё то, что происходит вокруг него. Кроме этого, способность к самооценке опирается на потребность ребёнка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " Языковое портфолио как возможность развития самоконтроля и самооценки учащихся"
В статье автор описывает свой опыт внедрения "Языкового портфолио" в образовательный процесс, дает определение языковому портфолио и приводит этапы работы по его созданию....
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...
Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка
Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....
Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"
Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на аккордеоне (баяне)»....
Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"
Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство" Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....
Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ
Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ...