«Методы развития у учащихся умения разбираться в характере музыкальных произведений.»
статья по музыке по теме

КРАСНЯНСКАЯ ЛИЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Методы развития у учащихся умения разбираться в характере музыкальных произведений.»

Одна из важнейших задач эстетического воспитания детей заключается в формировании хорошего художественного вкуса. Надо научить детей понимать и любить подлинные произведения искусства, а это требует систематической подготовки в процессе обучения.

Так же, как  на уроках русского языка и литературы школьники учатся понимать и ценить литературные произведения, так и на уроках музыки они должны учиться полноценно, сознательно и эмоционально воспринимать музыку.

Хороший музыкальный вкус детей формируется лишь в том случае, если они слушают музыку в подлинно художественном исполнении. Однако не многие учителя настолько свободно владеют инструментом и голосом, чтобы хорошо исполнять даже не сложные произведения.  Использование записи на уроках имеет и свои особенности. Прежде всего, в механической записи дети воспринимают музыку хуже, чем в живом исполнении. Поэтому полезно предварительно сыграть или пропеть отдельные мелодии, темы произведений, относительно сложных, это поможет детям услышать, затем их в записи и воспринять сочинение в целом.

Чтобы побудить школьников сосредоточеннее слушать музыку, полезно задавать им вопросы, на которые они должны ответить после того, как прослушают произведение.

Вступительное слово учителя, его объем, содержание и форма зависят от музыки и возраста учащихся. Если содержание произведения доступно детям, то, разумеется, нет нужды его пояснять. Если учитель предполагает, что слова будут хорошо слышны и понятны детям, то незачем рассказывать содержание песни. Для примера «Колыбельная» Флиса. Она не требует пояснений. Дети уже знают, что такое колыбельная песня, слова вполне доступны, они отчетливо слышны в записи. Остается лишь направить внимание детей на данное сочинение, дать толчок к тому, чтобы у них возникло желание послушать «Колыбельную». Потом уже говорит за себя музыка, которая обычно с первых же звуков очаровывает маленьких слушателей.

Так же некоторые произведения, как вокальные, так и инструментальные, требуют предварительного, в самых общих чертах, изложения содержания. Это касается таких произведений, как «Мой Лизочек» Чайковского, где много непонятных слов (в том числе  и «Лизочек»); «Форель» Шуберта, хотя все содержание песни, ее основной образ детям очень интересны и понятны. Иногда учитель сообщает отдельные факты из жизни композитора, подчеркивает какие-либо черты его творчества.

Если исполняется отрывок из произведения (оперы, балета), учитель объясняет детям, какую роль он играет в целом произведении. Не обязательно при этом рассказывать подробно содержание оперы или балета. Например, «Сказка о царе Салтане» Пушкина детям известна и нет нужды ее рассказывать. Учитель ограничивается тем, что напоминает о том, какие есть три чуда в этой сказке: белка, которая грызет золотые орешки и поет песню «Во саду ли в огороде», 33 богатыря, выход из волн морских, и прекрасная Царевна-лебедь. Рассказывает, что композитор Римский-Корсаков посвятил этим чудесам целую музыкальную картину.

При последующих повторениях проводится беседа, разбор сочинения, в котором активное участие принимают дети. Они общими силами определяют под руководством учителя характерные черты, особенности произведения, настроение, чувства, которыми оно проникнуто.

На первых порах в младших классах учитель иногда сам характеризует музыку, если детям это сделать еще трудно. Он помогает им наводящими вопросами, дает иногда на выбор два или три контрастных определения, предлагая выбрать наиболее подходящий, активизирует внимание. При характеристике произведений учитель широко пользуется методом сравнения. Например, в 4 классе дети слушают две очень разных песни на одну и туже тему – борьба за мир: «Гимн демократической молодежи» Новикова и «Летите голуби» Дунаевского. Первая – героическая, решительная, энергичная. Вторая – нежная, протяжная, немного мечтательная. Первая написана в остром маршеобразном ритме, вторая – очень плавная, напевная.

На уроке сопоставляются не только контрастные сочинения, но и схожие. Сравнивая, например, прослушанные колыбельные песни, дети находят в них общие черты.

В процессе разбора, дети учатся замечать и определять некоторые наиболее доступные и яркие выразительные средства, связанные с содержанием произведения. Учатся постепенно замечать, как на смену одному музыкальному материалу приходит другой, как возвращается первоначальный. Когда это доступно, школьники определяют, в чем заключается разница между одной частью и другой, каким образом композитор использует такие выразительные средства, как строение мелодии, темп, силу звучности, регистр, лад, характер движения для того, чтобы передать то или иное содержание, чтобы воплотить свой замысел.

Возможности такого разбора ограничены возрастом детей и их музыкальной подготовкой.

Ряд примеров. Песня, которую чаще всего на первом уроке слушают дети – «Веселые путешественники» Старокадомского. Она очень проста и надо только направить на нее внимание детей. Учитель рассказывает, что композитор совместно с поэтом Михайловым, сочинил эту песню фор к/ф «Веселые путешественники», в котором показано, как ребята возвращаются домой из пионерского лагеря и везут с собой в поезде жителей из живого уголка. Дети очень довольны, им весело, и под стук колес они поют песенку.

Во втором классе дети слушают «Танец эльфов» Грига. Учитель говорит, что замечательный норвежский композитор сочинил пьесу про маленьких эльфов, маленьких сказочных, лесных человечков, с легкими прозрачными крылышками. Похожи они на бабочек и стрекоз. Вот они весело и беззаботно танцуют, но внезапно танец прерывается (в мелодии низкие ноты). Не испугал ли их кто-нибудь? Но эльфы успокаиваются и продолжают свой танец. А под конец музыка звучит так, словно эльфы один за другим разлетаются в разные стороны и исчезают.

В третьем классе слушают песню Шуберта «Форель». Дети узнают от учителя, что великий композитор Шуберт жил много лет назад в Австрии, в Вене. Больше всего он прославился своими прекрасными песнями. Многие из них описывают природу, чувства, которые она вызывает у человека. «Форель» одна из самых лучших песен Шуберта. Форель – рыбка, которая водится в горных речках, ручьях. Поэт сидел в ясный день на берегу и любовался форелью, которая беззаботно резвилась в прозрачной воде. Рядом сидел рыбак. Он взмутил воду, и вскоре бедная рыбка забилась в его руках. Поэт чуть не заплакал от жалости к ней.

Знакомство с большими произведениями растягивается на несколько уроков. Важно включать в работу и другие разделы урока: пение, музыкальную грамоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, тво...

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...

Презентация на тему: "Развитие аналитических способностей учащихся при работе над формой музыкальных произведений"

В жизни нас окружают предметы разнообразной формы. Яблоко, апельсин, солнце - круглые; дома, машины - квадратные или прямоугольные и т.д. Музыкальные произведения тоже имеют форму, только не визуальну...

Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ

Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ...

«Развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением в классе гитары»

Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, препод...

Описание педагогического опыта Развитие эстетической грамотности – как результат правильного восприятия музыкального произведения

Над полями дремлет голубое небо,Льётся синь рекиИ у всех околиц пахнет свежим хлебом,И плывут над крышами дымки…Именно эта песня произвела на меня глубокое впечатление в детстве в далеком 1980 ...

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ      Формирование у...