Урок "Технология выполнения ручных работ"
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Шмидт Татьяна Дмитриевна

 Материалы урока помогают сделать обыденный труд по ремонту одежды творческим и интересным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vypolneniya_rkchnyh_rabot.docx774.64 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии  5 класс

Учитель высшей категории  Шмидт Т.Д.

Тема урока: Технология выполнения ручных работ

Цель урока: развитие общеучебных, коммуникативных компетенций

Задачи урока:

  1. научить детей подбирать и выполнять заплатку-аппликацию;
  2. закрепить пройденный материал по теме «Ручные швы»;
  3. развивать самостоятельность и творческое мышление;
  4. воспитывать аккуратность, усидчивость, коммуникабельность.

Тип урока: практическая работа.

Методы урока: обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированный подход.

Оборудование урока: образцы аппликации, ткань, иголки, ножницы, нитки, трафареты, памятки, учебники.

Учащиеся должны знать: технику безопасности при  работе с иголками, ножницами, технологию выполнения ручных работ.

Учащиеся должны уметь: выполнять ручные швы – вперед иголку, назад иголку, петельный.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Наличие швейных принадлежностей.
  2. Актуализация знаний.
  1. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.
    - Тема нашего урока звучит так же, как и название  рассказа, с которым вы знакомились еще в начальных классах. (Учитель начинает читать рассказ Носова «Заплатка», дети  называют автора, продолжают рассказ.)  Название рассказа записывается на доске.


- Это и есть тема нашего урока. Как вы понимаете слово «Заплатка»?  (Заплатка – это один из видов ремонта одежды ,когда наповрежденное место пришивают ткань)

  1. Рассказ учителя.
    Было время, когда сшить себе новую одежду было проблематично, так как в магазинах не было тканей. В то далекое время одежду занашивали до дыр. Чтобы продлить жизнь своим вещам, люди научились ставить заплаты. Такую одежду в заплатах мы можем увидеть в старинных сказках. В настоящее время одежду до дыр не занашивают. Но! Многие из нас имеют любимые вещи, которые мы можем нечаянно порвать, сделать затяжку или посадить пятно. Заплата в этом случае не только продлит жизнь вашему изделию, но и может оказаться «модной изюминкой», так как, несомненно, окажется в центре внимания.
    - Рассмотрите образцы заплат, представленных на доске. На что похожи эти заплатки? (
    На аппликацию)
  2. Заплата, превращенная в аппликацию, превратит ремонт одежды в создание уникальных, самобытных, эксклюзивных моделей, способных подчеркнуть индивидуальность. Для заплаты-аппликации используются любые материалы – от войлока до кружева. Различные технологии предоставляют практически неограниченные возможности реализации идей. Аппликация не противоречит не одному стилю в одежде. Чтобы заплата-аппликация украшала нашу одежду, а не наоборот, необходимо творчески подойти к выбору материала, технологии пришивания. Например, кружевной цветок лучше пришить на швейной машинке или строчкой «назад иголкой». Нитки подбирать в цвет ткани или заплаты. Работа должна быть выполнена очень аккуратно.
    - Какие неприятности были у Бобки (из рассказа Носова), когда он пришивал заплату?
    (
    «Заплата торчала,  как сушеный гриб… одна штанина торчала короче другой»  - не было аккуратности)

  1. Беседа по технике безопасности.

Мы с вами читали сказку «Принцесса-Иголочка». Давайте вспомним – какой характер был у принцессы?  (колючий)
А в какую игру больше всего любила играть иголочка
(в прятки).  
Почему?  
(Поэтому  ваша иголочка должна быть всегда с ниткой, чтобы ее всегда было легче найти, если она надумает спрятаться).

  1. Какие еще правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами вы знаете?  
    (
    Все колющие и режущие предметы должны хранится в футляре.
    Иголка  должна быть с ниткой и находиться в игольнице.
    Иголку нельзя брать в рот.
    Если иголочка упала, её надо обязательно найти, можно с применением магнитика
    Ножницы передают и  кольцами вперёд.
  1. Работа учащихся с памяткой. Дети читают памятку, разбирают каждый пункт.

Памятка №1.

  1. Подобрать ткань по фактуре и цвету.
  2. Выбрать форму заплаты, в соответствии с рисунком ткани, назначением изделия, местом заплаты.
  3. Выбрать способ пришивания заплаты.
  4. Аккуратно пришить заплату.
  1. Вопросы к учащимся.
  1. Какие ручные швы вы знаете? (Шов «вперёд иголку», «назад иголку»,обмёточные швы.)
  2. Какую ошибку сделал Бобка из рассказа Носова и почему ребята сразу узнали, что заплату пришивал он сам? (Он обвёл заплату ручкой, не подобрал цвет ниток, пришил неаккуратно)

Практическая работа.

  1. Задание №1 (методика обучения в сотрудничестве). Класс разделен на группы по степени владения навыком шитья( сильный, средний, слабый).
    Общее задание – общая оценка. Дано 5 лоскутков. Выполнить следующую работу:
  1. Подобрать ткань для заплаты.
  2. Выбрать размер и форму заплаты.
  3. Выкроить ее и наметать.
  4. Определить способ пришивания.

 Результаты работы каждой группы.
Подобранные ткани и созданные образцы вывешивается на доску. Обсуждается достоинства, недостатки. Выставляется оценка

  1.  Задание №2 (личностно-ориентированный подход).
    Каждый ученик выбирает один образец ткани и заплаты, способ пришивания. Все дети работают индивидуально, учитель по необходимости консультирует и помогает учащимся.

Подведение итогов.

Обсуждение правильности выполнения работы, аккуратности, эстетичности созданной заплаты.  Выставление оценок с учетом сложности выполненного задания.

  1. Рефлексия. Карта отслеживания эффективности урока.  
    Прошу вас, ответственно отнестись к этому заданию, так как это поможет нам  проводить интересные уроки и получать те знания, которые вам в дальнейшем в жизни пригодятся . (Каждый ученик отвечает на вопросы  карточки).

Карта эффективности урока.

  1. Твое отношение к уроку (подчеркнуть)
  1. Хороший, интересный
  2. Обычный, нормальный
  3. Скучный, неинтересный
  4. Другой _____________________________________________
  1. Вспомни (как можно точнее) название темы урока ____________________________
  2. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ____________________________________
  3. Чему новому ты научилась? _______________________________________________
  4. Какие ранние полученные знания были использованы.___________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления.5 кл.

Класс: 5 классЦель урока:сформировать у учащихся знания о ручных работах, правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;познакомить с необходимыми инструментами и приспособле...

"Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления"

•    сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;•    познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, ...

Презентация к уроку технологии 5 класс"Организация рабочего места при выполнении ручных работ"

Презентация  Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ...

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...

Тема: Технология выполнения ручных работ.

Цели: ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитывать аккуратность в работе, внимательность....

Правила выполнения ручных работ

Правила выполнения ручных работ...