Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Литвиненко Лариса Борисовна

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.6.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

            Инструменты и приспособления.

             Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор инструментов для выполнения ручных работ.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся.

  1. Повторение пройденного материала

Вопросы:

  • Для чего надо знать свойства тканей?
  • Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним  относится?
  • Назовите положительные свойства х/б тканей.
  • Назовите положительные свойства льняных тканей.
  • Назовите отрицательные свойства х/б и льняных тканей.

3.Изучение  нового материала.

1. Чтение вступительного текста к разделу «Ручные работы» (учебник, с. 14).

  • Какие качества развивает у девушки умение шить?
  • Что нужно для того, чтобы научиться шить?
  • Как вы считаете, какими ручными работами вы уже владеете?

  1. Слово учителя.

- Перед тем, как начнем работу с тканями, которые мы изучили, надо правильно оборудовать свое рабочее место.

  • Очень важно, чтобы то место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  • Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
  • Голову слегка наклонить вперед.
  • Нельзя опираться грудью о стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем  на 10 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
  • Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на  руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.

Для выполнении различных ручных работ необходимы следующие инструменты:

  • Сантиметровая лента,
  • Ножницы,
  • Иглы для ручных работ,
  • Булавки,
  • Наперсток, нитки, подушечка для игл и булавок,
  • Мел.

Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.

После работы все инструменты и  рабочее место надо обязательно убирать.

Сообщение учащимися, о том как появилась иголка. (план с. 43-44)

Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев.                                                                                Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от №1 до №12, самые толстые иглы №12.

 Иглы подбирают в зависимости от ткани, из которой шьется изделие. Для х/б тканей      используют иглы №1-3.

 От номера иглы зависят и нитки, которыми шьют. Если шьют из х/б ткани, то используют нитки № 40-80.

Наперсток  предназначен для предохранения пальца от укола иглы. Его надевают на средний палец правой руки. Наперстки также различают по номерам, и он должен точно соответствовать толщине пальца.

Сантиметровая лента – это лента из прорезиненной ткани, ее длина 150 см,  ширина 1-2 см, с металлическими закрепками на концах. Она применяется для снятия мерок с фигуры человека, при  раскрое, при шитье и тогда, когда надо проверить размеры изделия, которое шьем.

Ножницы используют для раскроя ткани и для других ручных операций. Ножницы также делятся по номерам от 1 до 8 и размер зависит от выполняемой операции и такни, из которой шьётся изделие.

Ножницы должны закрываться без резкого звука, лезвие – хорошо резать по всей своей длине.

Булавки бывают с металлической или стеклянной головкой. Их используют для скалывания деталей изделий, при креплении лекал из бумаги к ткани, на примерке. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применят для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Края мела должны быть заточены. Чтобы проводимые линии были тонкими. Вместо мела можно использовать - тонко заточенное сухое мыло.

Колышек- приспособление для удаления наметки при шитье. Он представляет собой стержень длиной около 10см, заостренный с одной стороны. Он может быть сделан из дерева, кости или стекла.

  При выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами.

  • Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.
  • Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.
  • Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для  этого коробку.
  • Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
  • Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
  • Передают ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

4. Закрепление  изученного материала.

  1. Работа с текстом п.3(учебник,с.14-20)

Вопросы и задания:

- Прочитайте, какие относятся к ручным. (Операции, выполняемые ручной  иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из деталей  или изделий временных стежков)

- Ознакомьтесь с памяткой «Правила техники безопасности при выполнении ручных работ» (учебник, с.14-15)

- Какие опасности могут встретиться в работе?

- Что нужно сделать во время работы?

- Что сделаете по окончании работы?

- Что принято называть рабочим местом?

- Расскажите по рисунку 9 на с.16 учебника о правильной посадке при выполнении ручных работ.

- Изучите таблицу 1 «Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ» на с.17-20, работая в парах.

   2. Учащиеся выполняют практическую работу №4 «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ» (учебник, с.20)

5. Итог урока

1.Проверка заполненной в рабочей тетради таблицы. Учащиеся сравнивают, правильно ли они заполнили графы с инструментами и приспособлениями для выполнения ручных работ.

2. Объяснение основных понятий по теме (учебник, с.21)

3.Уборка рабочего места.

6.Домашние задание: учить п.3; ответить на вопросы 1-4 на с.21 учебника; укомплектовать рабочее место необходимыми инструментами и приспособлениями  в соответствии  с правилами техники безопасности.

 

Тема: Технология выполнения ручных работ.

 

Цели: ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор образцов с ручными работами.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличия материалов и инструментов.

  1. Повторение  материала предыдущего урока.

 Вопросы:

1.   Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

2.   Что относится к приспособлениям?

  1. Что принято называть рабочим местом?
  2. Какие требования к организации рабочего места предъявляются учащимся?

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

- При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: заметывание, наметывание, выметывание, обметывание срезов, пришивание, сметывание.                                                                                                               По виду выполняемых операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология.

      Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют следующую таблицу.

                   

РУЧНЫЕ РАБОТЫ

Название работы (термин)

Содержание работы

Применение

            1

                       2

                 3

Сметывание

(сметать)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, сметочными стежками.

Сметывают плечевые, боковые или другие срезы деталей.

Наметывание

(наметать)

Временно соединить две детали   сметочными стежками, когда одна деталь накладывается на другую

Наметать карманы, кокетку, отделку и др.

Заметывание

(заметать)

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали  сметочными стежками.

Заметать низ юбки, платья, жакета, бретели, воротник, планку и др.

Пришивание

(пришивать)

Прикрепить к изделию фурнитуру, отделку или украшение

Пришить пуговицы, крючки, кнопки

Обметывание срезов

Обработать срезы детали обметочной строчкой

Предохранение срезов от осыпания

Выметывание

(выметать)

Выправить и временно закрепить  сметочной строчкой края детали

Выметать обтачку горловины, бретели, планку и т.д.

                               

В ходе объяснения учитель комментирует каждый термин и выполняемую операцию

4.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа по таблице 2 « Терминология ручных работ» (учебник, с.21)

5.Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует ошибки и совместно с учащимися осуществляет поиск их исправления.

Объявление оценок за урок.

6.Домашнее задание: учебник, п.4 на с. 21; ответить на вопрос 4 в конце                            параграфа на с. 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления.5 кл.

Класс: 5 классЦель урока:сформировать у учащихся знания о ручных работах, правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;познакомить с необходимыми инструментами и приспособле...

"Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления"

•    сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;•    познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, ...

Презентация к уроку технологии 5 класс"Организация рабочего места при выполнении ручных работ"

Презентация  Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ...

Виды чертежных инструментов и принадлежностей. Организация рабочего места и рациональные приемы работы чертежными инструментами.5-класс

Общие понятия о чертежных инструментах и принадлежностях, ознакомление с правилами работы с чертежными инструментами и организацией рабочего места....

Презентация к уроку "Правила техники безопасности при выполнении ручных работ"

Презентация к уроку "Правила техники безопасности при выполнении ручных работ"...