"Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя"
методическая разработка по технологии на тему

Панюков Юрий Анатольевич

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей,  формирования информационной культуры личности, а также компетенций учащихся по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1»

 

 

 

 

 

 

 Творческий отчёт на тему:

 

«ИКТ как средство  реализации целей образования на уроках технологии»

 

 

  

    Автор  работы:

          учитель технологии

                            МБОУ Излучинская ОСШ №1

                                                   Панюков Юрий Анатольевич

 

 

                                 пгт.  Излучинск,  2010 г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

1.1.Актуальность темы    ……….……………………………………………. 3-5

1.2. Информационная справка    ………………….………………………  5-8

2. Теоретические основы информационно-коммуникационных технологий………………………………………………………………………9

2.1.Характеристика  ключевых компетенций обучающихся образовательной области «Технология».................................................................................9-11

2.2.         Характеристика программных средств и информационных                                        технологий…………………………………………………………………  11 - 16

3. Использование информационно-коммуникационных технологий для реализации целей образования на уроках технологии…………………17

3.1. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы  как средство  реализации целей образования на уроках технологии……………………………………………………………17-24

3.2.Цифровые контрольно-измерительные материалы как средство диагностики  школьников   для реализации целей образования на уроках технологии ................................................................................................24-26

4.  Заключение   .....................…………………………………………….27-30

5. Практическая часть  (разработки уроков)…………………………31-42

6.  Приложение (из опыта работы): ………………………………………43

6.1. Рабочая программа по технологии в 5 классе. Рецензия на рабочие программы по технологии в  5-8-х классах.

6.2. Перечень цифровых контрольно-измерительных материалов (программа MyTest).

6.3. Пояснительная записка к методическому мультимедийному пособию «Выбор профессии».

6.4. Памятки для учащихся по различным темам предмета «Технология».

6.5. Перечень творческих проектов учащихся (электронная версия).

6.6. Мониторинг обучающихся по сформированности общеучебных умений и навыков.

7. Используемая литература…………………………………………………44

  1. Введение

  1. Актуальность темы

Поддержка преподавания школьных предметов компьютерными технологиями – основное направление всех программ информатизации.

В своей работе учителю следует учитывать, что  современные компьютеры и программные средства делают образовательный процесс эффективным только при использовании соответствующих технологий обучения, мотивирующих учащихся на активные познавательные действия, развивающих их личностные и профессионально значимые качества.

Инструменты компьютерных технологий не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе и в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.

В наше время учителю необходимы не только знания о возможностях программных средств ИТО, создаваемых профессиональными разработчиками, но и готовность реализовать свои методические наработки в учебных электронных курсах.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» я применяю при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

         По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование ИКТ высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

         Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки учителя может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

        Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  1. Для более глубокого восприятия учебного материала;
  2. В проектной деятельности;
  3. В презентационной деятельности;
  4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  5. При работе в локальной и глобальной сети.

        На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты. Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Наиболее интересные презентационные проекты преподаватели включают в свои уроки. Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

  1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
  2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
  3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
  4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

   Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей,  формирования информационной культуры личности, а также компетенций учащихся по предмету.

       «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

        Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

        Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Поэтому, считаю тему моей работы актуальной.

  1. Информационная справка

       Я работаю учителем технологии с 1997 года. Общий стаж педагогической работы  и стаж работы в Излучинской  средней школе №1 составляет 12 лет. С 2000 года работаю по учебно-методическому комплексу, который состоит из учебника по технологии под редакцией Симоненко В.Д., рекомендованный Министерством образования Российской Федерации:

  1. «Технология для мальчиков 5 класс» Москва «Просвещение» 2005 г.
  2. «Технология для мальчиков 6 класс» Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
  3. «Технология для мальчиков 7 класс» Москва «Вентана-Граф» 2006 г.
  4. «Технология для мальчиков 8 класс» Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

С моей точки зрения, все учебники этого учебно-методического комплекса отвечают задачам развивающего образования, способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному, речевому развитию учащихся, закладывают основы дальнейшего успешного обучения, дают возможность педагогу учитывать индивидуальные возможности учащихся, легко корректировать работу с классом  с учетом его своеобразия и особенностей. Учебники данной программы написаны таким образом, что они стимулируют любознательность, познавательные интересы и творческий поиск учащихся.

Цель учебного предмета:  Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
  2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
  3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения.
  4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета:

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  1. формирование политехнических знаний и экологической культуры.
  2. привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи.
  3. ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.
  4. развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
  5. обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
  6. воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.
  7.  овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
  8. использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.

Для решения этих задач я разработал и внедряю рабочую программу по предмету «Технология» с 5 по 8 класс, на которую имею рецензию. Приложение № 1

Разработал и применяю цифровые контрольно-измерительные материалы по всем разделам предмета «Технология». Приложение № 2

Разработал и применяю мультимедийное пособие «Выбор профессии» для предпрофильного обучения учащихся. Приложение № 3

Разработал и использую памятки-алгоритмы для учащихся по различным темам предмета «Технология». Приложение № 4

II. Теоретические основы информационно – коммуникационных технологий

2.1    Характеристика ключевых компетенций обучающихся образовательной области «Технология»

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Чтобы выпускник школы был востребован обществом при любых условиях, его не просто надо научить – не менее, если не более важно научить его учиться. Сегодня необходим высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности.

Рынок рабочей силы требует определённых качеств.

  1. профессиональной самостоятельности,
  2. способности к профессиональному росту,
  3. коммуникативной культуры,
  4. умения ставить цели, анализировать результаты,
  5. ответственности за качество труда.

Программа по технологии предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

       Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции.

Для эффективного формирования ключевых компетенции используются новые педагогические технологии обучения, применение которых позволяет сместить акценты на следующие важные моменты:

  1. самоуправление;
  2. саморегуляция;
  3. самоконтроль;
  4. собственная активность обучаемого.

Изменение целевой ориентации, как уже говорилось выше, изменяет акцент и в методах обучения. На первый план следует выдвигать поисково-исследовательские методы, суть которых можно охарактеризовать таким образом: выявление и понимание учащимися недостаточности полученных ранее знаний и навыков работы - постановка учебной задачи совместная с преподавателем поисковая исследовательская деятельность - самооценка, анализ, обоснование найденного способа решения задачи. Учитель при таком подходе участник процесса поиска, коллега ученика, его деловой партнёр. Задачей педагога является создание благоприятной среды для самостоятельной деятельности и саморазвития учащегося, для чёткого понимания учеником целей и задач обучения, мотивация учащихся на самостоятельную деятельность по решению поставленной задачи.

Выбор средств формирования ключевых компетенции достаточно многообразен,  все они служат достижению поставленной цели, но, опираясь на свой опыт работы,  я на первое место ставлю информационно-коммуникативные технологии.

2.2  Характеристика программных средств и информационных технологий

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность. И в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

  В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Поэтому я при подготовке к урокам стремлюсь максимально заинтересовать учащихся, вовлечь их в активную творческую и самостоятельную деятельность. Для этого я использую следующие программные средства и информационные технологии.

Мультимедиа.

Мультимедиа (англ. multimedia – многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Виртуальная реальность.

Виртуальная реальность (англ. virtual reality – возможная реальность) – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире».

Гипертекстовая технология.

Гипертекст (англ. hypertext – сверхтекст), или гипертекстовая система – это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Дает возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые могут быть представлены в виде специально оформленного текста, или графического изображения.

Видеофрагменты – это фильмы, включённые в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.

Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса птиц, звуки, издаваемые животными и т.д.), сопровождающие демонстрацию изображений и  видеофрагментов.

Дистанционное обучение (технологии) – это взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному  процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

Дидактические свойства и функции дистанционного обучения:

  1. Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, вида (визуальной, графической, звуковой, статичной, динамичной, мультимедийной).
  2. Хранение этой информации в памяти компьютера в течение нужного отрезка времени, возможность ее редактирования, распечатки.
  3. Возможность организации электронных конференций, аудио и видеоконференций.
  4. Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, конференциям.
  5. Возможность диалога с любым партнером, в том числе с учащимися (через Skype, Mail.Ru Агент)
  6. Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
  7. Возможность перенести полученные материалы на свою дискету и распечатать их.
  8. Возможность организации электронных конференций в том числе, в режиме реального времени.

    Эффективность дистанционного обучения зависит от:

  1. Эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся.
  2. Используемых при этом педагогических технологий.
  3. Эффективности используемых методических материалов и способов их доставки.
  4. Эффективности обратной связи.
  5. Эффективности выхода в международные информационные сети.

     Виды самостоятельности учащихся в дистанционном обучении:

  1. Работа с гипертекстом.
  2. Поиск информации по сети.
  3. Поиск партнеров по сети.
  4. Дискуссии в сети (телеконференции).
  5. Выполнение индивидуальных и групповых проектов.
  6. Работа в виртуальной библиотеке.
  7. Работа в группах сотрудничества.

            Мобильный компьютерный класс (МКК)

Мобильный компьютерный класс - это полнофункциональный компьютерный класс "на колесах". С помощью тележки-сейфа, предназначенной для хранения и транспортировки компьютеров, МКК в считанные минуты может быть перемещен в любое место учебного заведения и подготовлен к работе.

Наглядность, простота управления, функциональность; а также существенно более низкая совокупная стоимость владения по сравнению с традиционным компьютерным классом, - отличительные черты МКК.

Использование вандалоустойчивой тележки-сейфа гарантирует сохранность компьютерной техники.

Особенности мобильного компьютерного класса:

Комплект мобильного компьютерного класса сохраняется в мобильной тележке-сейфе. В рабочем состоянии тележка трансформируется в рабочее место преподавателя, мобильные компьютеры учащихся расставляются на столах и объединяются в беспроводную сеть с возможностью выхода в Интернет.

Работу мобильного компьютерного класса поддерживает специальное программное обеспечение для коллективной работы (CRMS), позволяющее преподавателю руководить действиями учеников со своего компьютера.

После завершения занятия компьютеры возвращают в тележку, в которой предусмотрено централизованное подключение к электросети и внутренняя разводка для подзарядки аккумуляторов мобильных компьютеров во время хранения.

 Возможности мобильного компьютерного класса

МКК предоставляет преподавателю возможности:

  1. свободно перемещать оборудование из одного помещения в другое и быстро разворачивать компьютерный класс;
  2. произвольно располагать компьютеры в классе во время занятий или лабораторных работ;
  3. мониторить рабочие столы компьютеров учащихся и при необходимости брать на себя управление ими;
  4. управлять индивидуальной и групповой работой учащихся во время урока
  5. проводить опросы и голосования.

    Все озвученные выше виды программных средств и информационных технологий,  при определенном оборудовании в ОУ, реально применять для решения целей образования на уроках технологии. Но особенно важным является применение дистанционного обучения в нашем регионе, из-за большого количества актированных дней и в связи с этим пропусками учебных занятий учащимися.

  При подготовке учащегося к Всероссийской олимпиаде на муниципальном уровне в этом учебном году, я использовал дистанционное обучение. Отвечал на вопросы и помогал при подготовке творческого проекта не только по электронной почте, но и через Skype, где особенно можно полно ответить на все интересующие вопросы учащихся.

III. Использование информационно-коммуникационных технологий для реализации целей образования на уроках технологии

3.1. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы  как средство  реализации целей образования на уроках технологии

Рассмотрим мультимедийные средства обучения (далее МСО) с наиболее привычной для учителя-практика точки зрения и попробуем выяснить, каким образом МСО могут помочь педагогу в его профессиональной деятельности, подразумевая, что даже если речь идет о самостоятельной деятельности учащегося, чувствуется рука учителя, подготовившего для него учебный материал и поставившего ему учебную задачу. Сосредоточимся на организации учебной деятельности на уроке при помощи МСО.

Интеграции МСО в учебный процесс должен предшествовать анализ конкретного электронного учебного пособия силами учителя-предметника или методиста с целью исследования педагогической целесообразности его использования по данному предмету. Такой методический анализ, включает следующие этапы:

  1. определение степени соответствия программе обучения – необходимо опираться не только на образовательный стандарт, но и на конкретный печатный УМК, входящий в федеральный перечень учебной литературы;
  2. определение конкретных задач использования данного МСО на конкретном уроке – при этом учитель может выделить не только определенный дидактический материал МСО, но и способы предъявления этих материалов учащимся, учитывая текущее оснащение кабинета и перспективу развития (используя, к примеру, программу информатизации учебного заведения или иной перспективный план развития школы);
  3. выделение основного материала, с которым должны работать все учащиеся, и дополнительного – это позволит более эффективно задействовать возможности МСО (зачастую дорогостоящего, если речь идет о сетевых версиях) и дифференцированно подходить к каждому учащемуся.

В результате методического анализа, учитель сможет составить поурочное планирование с привязкой определенного МСО или группы МСО к соответствующему этапу урока. Важно, чтобы не проделывать по нескольку раз одну и ту же работу, формировать на уровне учебного заведения банк подобных методических наработок в электронном виде, доступный заинтересованному кругу лиц, чтобы сохранить преемственность достигнутого результата в случае ухода педагога из школы или его временной болезни.

       Конечно, распечатывать материалы МСО или демонстрировать их без помощи компьютера можно, но это несложно делать, пожалуй, только, когда речь идет о единичных мероприятиях, если же мы говорим о планомерном внедрении ИКТ в учебный процесс, то без компьютера на рабочем месте учителя не обойтись.

       Данное оснащение позволит учителю организовать общую работу с классом, а также работу в группах и индивидуальную деятельность учащихся с использованием учительского компьютера. Важно, что для учителя создаются комфортные условия по использованию МСО на всех стадиях учебного процесса с ограничением по количеству учащихся при организации деятельности, предполагающей индивидуальную работу.  При таком оснащении кабинета организация индивидуальной работы учащихся в урочное и внеурочное время будет мало отличаться, что позволит без дополнительных временных затрат со стороны педагога перенести работу учащихся с МСО в классе в компьютерный класс, на компьютер в школьной библиотеке или дома.

       Используя проектор и экран (или телевизор с большой диагональю экрана) педагог при фронтальной работе с классом может на этапе сообщения новых знаний продемонстрировать видеофрагмент, иллюстрацию, карту, схему, трехмерную модель – важно, чтобы информация была наглядной, а ее использование – педагогически оправдано. Последний критерий особенно важен при демонстрации текстовой информации на общий экран. При этом, в отличие от варианта демонстрации наглядного материала МСО без помощи компьютера, у учителя экономится время на подготовку к уроку. Поскольку навигацию между заготовленными ресурсами для демонстрации можно осуществлять при помощи примечаний, закладок, сохраненных результатов поиска, происходит экономия времени при динамичной смене мультимедийных объектов и на самом уроке.

       К уже рассмотренным типам объектов локальных версий программ, которые можно использовать на данной стадии учебного процесса, можно добавить 2D и 3D модели, как созданные производителями, так и подготовленные при помощи встроенных в МСО инструментов.

       Прохождение мною курсов «ИКТ в деятельности учителя предметника» дали толчок к использованию в моей деятельности информационно–коммуникативных технологий. Начинал я с разработки презентаций к отдельным урокам и разработке серии электронных тестов в программе Microsoft Office Excel. Основным достоинством таких электронных тестов, на мой взгляд, является то, что оценку ученику выставляет компьютер, а учитель лишь закладывает критерии оценивания, что исключает человеческий фактор при оценивании и как результат исключает претензии со стороны учащихся.

       Оснащение в 2007 году рабочего места учителя компьютером, дало дальнейший толчок к использованию ИКТ в моей деятельности, и, конечно же, как я уже отмечал выше, намного расширило возможности. С этого момента я разрабатываю презентации не к отдельным урокам, а  к сериям уроков. Кроме того, я начал разрабатывать наглядный дидактический и раздаточный материал в электронном виде. После того, как было накоплено достаточное количество материала, я приступил к его систематизации по разделам, и формированию на электронные носители. Этот материал, вместе с основными, важными моментами, содержит достаточно много дополнительного, интересного материала.    

Использование информационных технологий в планировании и организации проектной деятельности учащихся, представляет учителю широкие возможности. Необходимость использования компьютеров в технологическом образовании обусловлена тем, что с помощью компьютера значительно легче проводить исследования, находить и хранить информацию, моделировать и решать другие задачи.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и чётко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

В проектной деятельности актуальна проблема организации самостоятельной  (индивидуальной или в группе) исследовательской деятельности учащихся. Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое (пусть даже субъективно новое) знание и приобретают навыки самостоятельного приобретения нового знания. Это могут быть несложные наблюдения или серьёзные логико-теоретические исследования. При различных методических особенностях их объединяет общий подход к познаваемым объектам.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности в первую очередь необходимо решать задачу проектирования исследования.

Для применения информационных технологий в процессе обучения преподаватель, планирующий внедрение компьютеров на своих уроках должен иметь достаточный выбор демонстрационного материала, поэтому создание программного обеспечения учебного назначения весьма актуально. Учащиеся под руководством учителя должны произвести отбор материала, найти оптимальный способ представления информации, оформить проект средствами компьютера.

Работа учеников организована в соответствии с индивидуально-коллективным способом обучения, соответствующим творческой природе человека: кроме занятий, на которых участвуют все ученики единовременно, вся остальная учебная деятельность рассматривается как сочетание индивидуальной работы ученика с учебным пособием (за компьютером) и его работы в диалоге с товарищами.

Творческие задания должны быть направлены на реализацию следующих потребностей учащегося:

- уважения желания учащегося работать самостоятельно;

- умение воздержаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося;

- предоставление учащемуся свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;

- поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.

        В моей практике использование ИКТ и ЦОР в исследовательской деятельности при работе над творческими проектами учащихся на уроках технологии и во внеурочное время выглядит следующим образом:

1 этап: « Поиск проблемы и определение потребности»

  1. Поиск информации в сети Интернет во внеурочное время (с использованием либо домашнего компьютера, либо школьной сети в регламентированное время).
  2. Использование ЦОР, имеющихся в наличии в кабинете технологии, в урочное и внеурочное время.

2 этап:  «Набор первоначальных идей и их проработка»

  1. Поиск информации об аналогах в сети Интернет.
  2. Использование ЦОР, имеющихся в наличии в кабинете технологии, в урочное и внеурочное время.

3 этап:  «Подготовка пояснительной записки»

  1. Использование средств Microsoft Office для создания пояснительной записки.
  2. Использование ЦОР и фотоархива кабинета, в урочное и внеурочное время.

4 этап: « Представление проекта»

  1. Создание презентаций и рекламных проспектов (Power Point, Publisher, Adobe Photoshop, 3D Studio Мах, Corel Draw, Flash MX)
  2. Использование ЦОР и фотоархива кабинета, в урочное и внеурочное время.

Многие творческие проекты моих  учащихся до настоящего времени используются в учебном процессе, хотя сами ученики уже давно стали выпускниками.

 Приложение № 5

  Использование мобильного компьютерного класса позволяет учителю организовывать индивидуальную и групповую работу учащихся по определенным темам.

   Индивидуальная работа

   МКК является идеальной средой для организации индивидуальной работы учащихся. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет преподавателю готовить и выдавать персональные задания учащимся; а учащимся - выполнять работы самостоятельно в удобном для них темпе.

 В процессе индивидуальной работы учащийся может получить консультацию преподавателя; а преподаватель - мониторить процесс выполнения задания.

Если преподаватель заметил, что учащийся выполняет действия, не предусмотренные программой урока, он может остановить отдельные действия учащегося, вплоть до полного блокирования компьютера.

Групповая работа

Групповая работа на уроке – это форма организации учебно-познавательной деятельности, которая предусматривает функционирование малых групп, работающих как над общим, так и над специфическим заданием. Преподаватель имеет возможность разбивать класс на произвольное количество групп, выдавая каждой отдельное задание.

          В процессе групповой работы члены группы могут общаться между собой или с преподавателем. Преподаватель следит за выполнением задания группой со своего компьютера. После завершения выполнения задания преподаватель может транслировать его результаты всей аудитории.

Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,

2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.

Помимо выше озвученных ИКТ и ЦОР  на уроках технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

3.2.Цифровые контрольно-измерительные материалы как средство диагностики  школьников   для реализации целей образования на уроках технологии

  После оснащения рабочего места учителя компьютером, я более активно стал разрабатывать электронные тесты, преимущества которых очевидны, что я уже отмечал выше.

Но тесты в  Microsoft Office Excel, с которых я начинал, имеют ряд недостатков, прежде всего они достаточно сложны в исполнении, а потому требуют достаточно много времени.

Изначально, я попытался решить эту проблему посредством создания шаблона, но в процессе дальнейшей работы я познакомился с конструкторами тестов "EasyTesting", автор программы  Мельник С. и   MyTest, автор программы Башлаков А.С. Данные программы легки и удобны в использовании и решают все те проблемы, которые имели место ранее.

И  поэтому я перешел на использование данных конструкторов, которые позволяют легко создавать новые тесты и редактировать уже существующие.

Особенно хорош, на мой взгляд,  MyTest,  автор программы Башлаков А.С. (версия 3), поскольку предоставляет очень широкие возможности.  Программа MyTest, в отличие от остальных,  работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество заданий любых типов, можно только один, можно и все сразу. Кроме того данный конструктор адаптирован к использованию его в сети.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. Так же можно организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры.  

Несмотря на то, что в данный момент кабинет технологии не подключен к школьной сети, считаю этот момент очень важным, поскольку при подключении, нет необходимости что то переделывать, нужно будет только выполнить нужные настройки в уже готовых тестах.

И, наконец, на мой взгляд, очень важным моментом является то, что при правильном отборе контрольно-измерительного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения, при использовании такой функции, как «обучающий режим».

Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении «обучающего режима» учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

 Благодаря мобильному компьютерному классу в течение нескольких минут я имею возможность проверить знания учащихся всего класса по изучаемой  теме.

Применение контрольно-измерительных материалов в системе помогает мне проводить диагностику знаний учащихся по предмету и выполнять их своевременную коррекцию.

От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

III. Заключение

Посещая курсы повышения квалификации по теме «Информационные технологии в деятельности учителя предметника» в 2007 году, при МУ «Центр развития образования», г. Нижневартовск и «Методические особенности системного использования мультимедийных средств обучения при организации учебного процесса», в 2009 году, организованных Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, мне были очевидны достоинства ИКТ при реализации целей образования на уроках технологии.

Обучение учащихся с использованием средств ИКТ позволяет мне создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Умелое использование информационно-коммуникационных технологий  на уроках  оказывает положительное влияние не только на развитие компетенции учащихся, но  и на развитие самостоятельности,  формирование  школьников как личности.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и позволяют решению целей образования на уроках.

        Свидетельством преимущества применения ИКТ на уроках технологии являются мониторинги обучающихся по сформированности общеучебных умений и навыков в сравнении за три года. Приложение № 6

Благодаря внедрению информационно-коммуникативных технологий наблюдается положительная динамика обучения учащихся с 5 по 8 класс (средний показатель) по моему предмету:

Важным свидетельством успешной реализации ИКТ являются и результаты психологического анкетирования учащихся, проведенного педагогами-психологами Будник И.Б. и Окунцевой Т.Н. в этом учебном году (на примере 8б класса, мальчики):

Результаты  школьной и учебной мотивации

Школьная мотивация

Анкета Н.Г. Лускановой

Учебная мотивация

Опросник П.П. Осницкий

Характер учебной мотивации

Методика Л.Г. Петрявская

Высокая мотивация

11 уч-ся – 69%

Высокий уровень

10 уч-ся – 63%

Активная мотивация

13 уч-ся – 82%

Хорошая мотивация

3 уч-ся – 19%

Выше среднего уровень

4 уч-ся – 25%

Поддерживающая мотивация

2 уч-ся – 12%

Положительная мотивация

2 уч-ся – 12%

Средний уровень

2 уч-ся – 12%

Неопределенная мотивация

1 уч-ся – 6%

Низкая мотивация

0

Ниже среднего уровень

0

Принудительная мотивация

0

Негативная

0

Низкий уровень

0

Выводы:  результаты школьной и учебной мотивации свидетельствуют о том, что у учащихся сформирована внутренняя позиция школьника и наличие познавательных мотивов, присутствует устойчивый интерес к учению. Приобретение знаний связано с переживаниями учащимися чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство – применение учителем новых технологий,  одобрение учителя, его мотивация. Поэтому мотивация является предпосылкой для успешного обучения школьников.

К результатам  применения ИКТ можно отнести следующие успехи моих учащихся:

  1. ежегодно мои учащиеся являются победителями школьной предметной олимпиады;
  2. увеличилось количество учащихся, участвующих в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
  3. учащиеся 7а класса Осипюк А. и Кратченко В. – участники Всероссийского конкурса творческих проектов «Помогите птицам»;
  4. третий год совместно с РЦДОД «СПЕКТР» я организую выставку детского творчества для публичного отчета школы.

Применяя информационно-коммуникационные технологии на своих уроках, я понял, что именно они помогут мне сделать образование современным, доступным, развивать компетенции учащихся, повысить качество обучения учащихся, их мотивацию к предмету и мой профессиональный рост.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по применению мобильного класса для организации коллективных творческих проектов учащихся, а также по применению дистанционного обучения, и других способов обучения с использованием ИКТ.  Продолжить разработку электронных тестов по разделам и их систематизацию.

Урок по технологии  (мальчики) в  5 классе

Раздел  программы: Обработка конструкционных материалов.

Тема урока: Сверление отверстий в материале.

План урока

Задачи:

Образовательная:

  1. формировать у учащихся первоначальные знания о назначении и устройстве ручных инструментов,  приспособлений для сверления и уметь ими пользоваться;
  2. формировать у  учащихся знания о рациональной организации рабочего места;
  3. формировать первоначальные практические  умения по использованию ручных инструментов с соблюдением правил безопасности труда.

Развивающая:

  1. развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность учащихся;
  2. развивать умения по актуализации знаний и умений, внимания, памяти,  умений обосновывать свои действия, делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль;
  3. совершенствовать умения и приемы в учебной работе (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию –  выделять главное).

Воспитательная:

  1. воспитывать  интерес к предмету, собранность, аккуратность, уважение к товарищу, добросовестное отношение к работе.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер,
  2. презентация «Сверление отверстий в материале»,
  3. проекционное оборудование,
  4. ручные дрели,
  5. свёрла,
  6. подкладные доски,
  7. шило.

Ход урока

№ п/п

Содержание и структура урока

Время

деятельность

Учителя

Ученика

1.

Организационная часть

3

Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся

Дежурный докладывает об отсутствующих

2.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы учащимся:

  1. Чего не хватает на вашей детали?
  2. Как можно выполнить эти отверстия?
  3. Какой инструмент применяют при сверлении?
  4. Кто из вас уже выполнял сверление?

(Слайд 1-2)

4

учитель демонстрирует ранее выполненные детали.

Актуализируют  знания

3.

Актуализация опорных знаний в виде теоретического просмотра презентации «Сверление отверстий».

(Слайд-3-11)

15

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством знакомства ими с ручными инструментами.

Организует  самостоятельную  работу индивидуально или в парах.

Решают познавательные задачи, актуализируют знания.

Работают  индивидуально, изучая виды ручных инструментов.

4.

Практическая часть урока.

Практическая работа  «Сверление отверстий в детали»

Задание для учащихся:

  1. Рассмотрите различные типы свёрл. Найдите режущие кромки и определите диаметр.
  2. Закрепите ваше изделие на верстаке и разметьте центры будущих отверстий.
  3. Закрепите сверло нужного диаметра в дрели и просверлите отверстие в изделии.

 (Слайд 12)

17

Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы. Организует работу в группах по алгоритму, указанному на слайде.

Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Наблюдает за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов.

Организуются в группы, заслушивают инструктаж, выполняют действия в соответствии с алгоритмом. Операции: анализа,   сравнения, обобщения, абстрагирования,  конкретизации Самоконтроль и взаимоконтроль, самокоррекция и взаимокррекция.

Самооценивание.

5.

Подведение итогов урока

  1. Усвоение теоретических положений
  2. Качество выполнения практической работы

-Вопросы к учащимся:

-Какие перед нами стояли цели?

-Справились ли мы с работой?

-Какие были трудности?

-Как вы думаете, для чего необходимо изучать сверление,

-Где эти знания могут вам пригодиться в жизни?

2

Организует обсуждение итогов урока, организует оценку деятельности учащихся, ставит задачи на будущее.

Участвуют в подведении итогов урока.

5.1.

Оценивание.

2

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Участвуют в оценивании товарищей, самооценивании.

6.

Домашнее задание.

9 параграф - изучить, письменно ответить на вопросы.

2

Инструктирует учащихся

Осмысливают и записывают в дневник.

Урок по технологии  (мальчики) в  5 классе

Раздел  программы: Обработка конструкционных материалов.

Тема урока: Разметка заготовок из древесины.

План урока

Задачи:

Образовательная:

  1. формировать у учащихся первоначальные знания о назначении и устройстве разметочных инструментов и  приспособлений и умений ими пользоваться;
  2. формировать у  учащихся знания о рациональной организации рабочего места;
  3. формировать первоначальные практические  умения по использованию ручных инструментов с соблюдением правил безопасности труда.

Развивающая:

  1. развивать логическое мышление, память;
  2. развивать умения по актуализации знаний и умений, умения обосновывать свои действия, делать выводы, анализировать;

Воспитательная:

  1. воспитывать  интерес к предмету, чувство ответственности за товарища;
  2. воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту, оборудованию.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер,
  2. презентация «Разметка заготовок из древесины»,
  3. проекционное оборудование,
  4. линейки металлические,
  5. угольники столярные,
  6. бруски,
  7. заготовки для «номерков».

Ход урока

№ п/п

Содержание и структура урока

Время

деятельность

Учителя

Ученика

1.

Организационная часть

3

Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся

Дежурный докладывает об отсутствующих

2.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы учащимся по домашнему заданию

(Слайд 1-2)

4

учитель демонстрирует ранее выполненные детали.

Актуализируют  знания (обсуждение)

3.

Актуализация опорных знаний в виде теоретического просмотра презентации «Разметка заготовок из древесины», (Слайд 3 – 11)

15

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством знакомства ими с ручными инструментами.

Организует  самостоятельную  работу индивидуально или в парах.

Решают познавательные задачи, актуализируют знания.

Работают  индивидуально, изучая виды ручных инструментов.

4.

Практическая часть урока.

Практическая работа  ««Разметка заготовок из древесины»,

Задание для учащихся:

  1. Рассмотрите различные типы свёрл. Найдите режущие кромки и определите диаметр.
  2. Закрепите ваше изделие на верстаке и разметьте центры будущих отверстий.
  3. Закрепите сверло нужного диаметра в дрели и просверлите отверстие в изделии.

 (Слайд 12)

17

Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы. Организует работу в группах по алгоритму, указанному на слайде.

Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Наблюдает за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов.

Организуются в группы, заслушивают инструктаж, выполняют действия в соответствии с алгоритмом. Операции: анализа,   сравнения, обобщения, абстрагирования,  конкретизации Самоконтроль и взаимоконтроль, самокоррекция и взаимокррекция.

Самооценивание.

5.

Подведение итогов урока

  1. Усвоение теоретических положений
  2. Качество выполнения практической работы

-Вопросы к учащимся:

-Какие перед нами стояли цели?

-Справились ли мы с работой?

-Какие были трудности?

-Как вы думаете, для чего необходимо изучать сверление,

-Где эти знания могут вам пригодиться в жизни?

2

Организует обсуждение итогов урока, организует оценку деятельности учащихся, ставит задачи на будущее.

Участвуют в подведении итогов урока.

5.1.

Оценивание.

2

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Участвуют в оценивании товарищей, самооценивании.

6.

Домашнее задание.

9 параграф - изучить, ответить на вопросы письменно.

2

Инструктирует учащихся

Осмысливают и записывают в дневник.

Урок по технологии  (мальчики) в  5 классе

Раздел  программы: Обработка конструкционных материалов.

Тема урока: Пиление древесины.

План урока

Задачи:

Образовательная:

  1. формировать у учащихся первоначальные знания и умения по пилению древесины;
  2. формировать у  учащихся знания о рациональной организации рабочего места при пилении и соблюдению правил безопасности труда;

Развивающая:

  1. развивать творческие способности,  логическое мышление;
  2. развивать умения по актуализации знаний и умений, развивать пространственное воображение,  делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль;
  3. совершенствовать умения и приемы  учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию –  выделять главное).

Воспитательная:

  1. воспитывать  трудолюбие, внимательное отношение к своему здоровью (соблюдение ТБ); ответственность за качество труда;
  2. воспитание у учащихся бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер и проекционное оборудование;
  2. презентация «Пиление древесины»;
  3. мобильный компьютерный класс;
  4. ножовки, подкладные доски, разметочные инструменты;
  5. детали уч-ся и кусочки древесины для тренировки;
  6. тетради и принадлежности для графических работ.

Ход урока

№ п/п

Содержание и структура урока

Время

деятельность

Учителя

Ученика

1.

Организационная часть

2

Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся

Дежурный докладывает об отсутствующих

2.

Целеполагание и мотивация.

2

Учитель  заслушивает 2 – 3 сообщения по предыдущему материалу.

Актуализируют  знания

3.

Актуализация опорных знаний в виде теоретического обсуждения презентации «Пиление древесины». (Слайды 1 – 8)

8

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством знакомства ими с ручными инструментами.

Организует  самостоятельную  работу индивидуально или в парах.

Решают познавательные задачи, актуализируют знания.

Работают  индивидуально, изучая виды ручных инструментов.

4.

Практическая часть урока.

Практическая работа №1

  1. Отмерить от края заготовки 10 мм и с помощью угольника провести линию на все четыре стороны.
  2. Закрепить заготовку.
  3. Отпилить.

(Слайд 9)

8

Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы. Организует работу в группах по алгоритму, указанному на слайде.

Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Наблюдает за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов.

Организуются в группы, заслушивают инструктаж, выполняют действия в соответствии с алгоритмом. Операции: анализа,   сравнения, обобщения, абстрагирования,  конкретизации Самоконтроль и взаимоконтроль, самокоррекция и взаимокррекция.

Самооценивание.

4.1

Практическая работа №2

  1. Закрепить заготовку и подкладную доску.
  2. Выпилить деталь.
  3. Закрепите деталь в зажим верстака и уберите напильником все неточности.
  4. Проведите окончательную обработку наждачной бумагой.

(Слайд 10)

12

5.

Контроль знаний (электронные тесты с использованием мобильного  компьютерного класса)

8

Организует и контролирует тестирование

Решают электронные тесты

6.

Подведение итогов урока

2

Организует обсуждение итогов урока, организует оценку деятельности учащихся, ставит задачи на будущее.

Участвуют в подведении итогов урока.

6.1.

Оценивание.

2

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Участвуют в оценивании товарищей, самооценивании.

7.

Домашнее задание.

9 параграф - изучить, ответить на вопросы.

1

Инструктирует учащихся

Осмысливают и записывают в дневник.

Литература:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии. - М.: «Школьная пресса», 2004г.
  2. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии.-М.: Просвещение, 2006г.
  3. Джуринский А.Н. История педагогики.-М.: Гуманит. изд.ц. ВЛАДОС, 1999г.
  4. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. -М.: «Академия», 2002 г.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Просвещение, 2000, 2-е издание.
  6. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика.- М.: Просвещение, 2000г.
  7. Раздел «Публикации» на сайте лаборатории дистанционного обучения (http://www.ioso.iip.net/distant)
  8. Реан А.А. Педагогика. -М.: Учебная книга, 2008г.
  9. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000.
  10. Ростовцева А.Н. Справочник по техническому труду. М.: «Просвещение», 1996 г.
  11. Симоненко В.Д. Технология для уч-ся 5 - 8 классов. - М.: «Просвещение», 2005 г.
  12. Тихонова В.П. Открытое образование – объективная парадигма XXI века-  М.: МЭСИ, 2000г.
  13. Цветков А.В. Обучение технологии в средней школе 5 – 11 класс.- М.: «ВЛАДОС», 2004г.
  14. Яковлев А.И. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999г.
  15. Яковлев А.И., Береговой Г.Т., Василец В.М. и др. Моделирование систем полуавтоматического управления космических кораблей / Под ред. А.И. Яковлева. - М.: Машиностроение, 1986г.  
  16. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». - М.: МИА, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в деятельности учителя физики

Творческая работа о том, какие информационные технологии можно использовать на различных этапах на уроках физики....

Информационные технологии в деятельности учителя - предметника

Данная презентация была составлена для пятиминутного сообщения на школьном методическом объединении учителей математики, информатики и физики. Тема: Информационные технологии в деятельности учителя-пр...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики»

Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики» учителя информатики и математики МОУ лицея №6 г. Ессентуки Че...

Информационные технологии в деятельности учителя.

Информационные технологии в деятельности учителя....

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...