опыт работы
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Малахова Надежда Александровна

Проблеме развивающего обучения посвящены многие психолого-педагогические исследования. Сегодня общепризнанно, что обучение и учебная деятельность школьника находятся в тесном взаимодействии и играют важнейшую роль в его развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx51.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Районное управление образованием

администрации Мостовского района

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 поселка Мостовского

Применение принципов проблемного обучения на уроках технологии

Автор опыта:

Малахова  Надежда Александровна

Учитель трудового обучения и технологии

Высшая квалификационная категория


Применение принципов проблемного обучения на уроках технологии

Проблеме развивающего обучения посвящены многие психолого-педагогические исследования. Сегодня общепризнанно, что обучение и учебная деятельность школьника находятся в тесном взаимодействии и играют важнейшую роль в его развитии. Всеобщее признание получили принципы развивающего обучения, обеспечивающие активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы и т.д.
При наличии ряда общих положений имеются разные концепции и трактовки основных понятий в области развивающего обучения. В основу
моей методики положены принципы развивающего обучения.
Применение указанных принципов покаж
у на примере изучения темы «Проектирование и технология изготовления плечевого изделия (ночной сорочки)» в 7-м классе.
           Принцип проблемного обучения.
Рассмотрим следующую проблемную ситуацию. На этапе обработки нижнего среза ночной сорочки учащиеся получают задание обработать низ фигурной формы (рис. 1, а). Ученицы вспоминают известные им способы обработки края изделия (например, швом вподгибку с закрытым срезом) и приходят к выводу, что в данном случае они непригодны. Возникает несоответствие между известными и неизвестными (новыми) способами действия. Из своего опыта учащиеся знают, что на изделиях существуют такие срезы и их можно обработать. Но как это сделать?
Школьницы ищут варианты выполнения задания и в результате совместного обсуждения приходят к правильному решению. Для выполнения обработки фигурного среза изделия нужно:
    1) выкроить из основной ткани обтачку шириной 5 см, одна сторона которой должна повторять форму низа изделия (рис. 1,б);                                                                                                                         2) наложить обтачку лицевой стороной на лицевую сторону изделия, совмещая фигурные края, и приметать ее на расстоянии 0,3—0,4 см от края (рис. 1, в);                                                                                          3) обтачать срезы;                                                                                                                                                                                   4) отвернуть обтачку на изнаночную сторону, сделав надсечки и выправив уголки;                                                                                                                  5) выметать кант, приутюжить;                                                                                                                                                       6) необработанный край обтачки подогнуть на 0,5 см и настрочить на изделие (рис. 1, г).

Принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности.

 Покажем на примере, как на уроке технологии осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Учитель предлагает ученицам рассмотреть 5—
6 моделей ночных сорочек и найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видах отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей не похожих одна на другую. Таким образом, у учащихся развивается наглядно-действенное мышление, расширяется кругозор в области моделирования. У школьниц пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им придумать новые фасоны ночных сорочек и нарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают из них три лучшие. Такая работа способствует развитию наглядно-образного мышления.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Приведем примеры дифференцированных заданий, соответствующих четырем уровням усвоения (по В.П.Беспалько).
Задания 1-го уровня усвоения. 
1. Из предложенных мерок выберите те, которые необходимы для построения чертежа ночной сорочки.
Мерки: Сш, Ст, Сб, Сг2, Озап,
Дст, Ди, Оп, Др, Дпт, Шп.
2. Обозначьте цифрами соответствие шва его
 назначению при изготовлении ночной сорочки.
Например: 1—2.

Шов

Назначение шва

1. двойной

1. Соединение обтачки с горловиной

2. Шов вподгибку

2. Соединение переда и спинки с закрытым срезом

3. Обтачной шов

3. Обработка нижнего среза изделия

4. Накладной

4. Обработка нижнего среза рукава

  1. Из предложенных ответов выберите правильный. Декатирование - это:

а) влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем с целью удаления заминов и предотвращения усадки;

б) предотвращение ткани от усадки;

в) определение размеров ткани.

Задания 2-го уровня усвоения. 

                                                      1. Заполните столбцы таблицы.

Название мерок

Обозначение мерок

Приёмы снятия мерок

Длина изделия

Ди

?

Длина спины до талии

?

Посередине спины от линии талии до седьмого шейного позвонка

?

Ст

?

Обхват плеча

?

Перпендикулярно к оси плеча на уровне подмышечной впадины

?

Сг2

?

2.  Назовите мерки, которые при построении ночной сорочки записываются в половинном размере, и укажите их условные обозначения.                                                                                                                   Задание 3-го уровня усвоения. 
Во время примерки ночная сорочка сильно облегает фигуру по линии груди, хотя все мерки были сняты точно. Почему? Как исправить этот дефект?                                                                                                        Задание 4-го уровня усвоения.
Предложите оригинальный фасон: а) производственной одежды, предназначенной для работников кафе; б) одежды для труда, соответствующей возрасту и внешности одного из ваших родственников.


Принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

 Одним из алгоритмических приемов, часто применяемых на уроках технологии, является включение учащихся в самостоятельную работу с помощью инструкционной карты. В инструкционной карте излагается последовательность выполнения изделия (алгоритм). В зависимости от задания содержание и порядок работы может быть дополнен эскизом, чертежом, техническим рисунком, расчетными формулами. Последовательно, пункт за пунктом, выполняя работу с помощью инструкционной карты, школьницы учатся технологии обработки узлов швейного изделия.
Формирование у школьников эвристических приемов умственной деятельности рассмотрим на примере следующей ситуации. Учитель дает задание смоделировать для ночной сорочки горловину разной формы:


прямоугольную, фигурную и в форме угла. 
Для выполнения задания можно использовать следующие приемы.
Прием конкретизации. В нашем случае учащиеся конкретизируют задачу следующим способом: чтобы выполнить моделирование горловины, нужно сделать чертеж полочки со стандартным вырезом горловины (круглым), а затем на его основе построить чертежи других моделей, изменяя (моделируя) чертеж стандартной горловины.
Прием графического анализа. Для выполнения задания ученицы рисуют эскизы требуемых форм горловины, что облегчает им предстоящую работу по моделированию, давая наглядные опоры (рис. 2

.
Прием аналогии. Ранее ученицы уже моделировали различные фасоны юбок и понимают, как выполняется моделирование швейного изделия. Они знают, что в основе должен быть чертеж стандартного изделия (в данном случае — чертеж полочки с круглым вырезом горловины), в который вносятся изменения. Они строят основной чертеж, выполняют моделирование выреза горловины прямоугольной формы, фигурной и в форме угла (рис3)


Принцип специальной организации мнемонической деятельности


Мнемоника (мнемотехника) — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Организация мнемонической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний учащихся, применяется на уроках технологии довольно часто. Даже учителя, не знакомые с мнемоническими приемами, непроизвольно применяют их в своей практике. Так, например, к мнемоническим приемам можно отнести обозначение размерных признаков прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений (В — высота, Г — глубина,
Д — длина, О — обхват; С — полуобхват и т.д.), что облегчает их запоминание. Это же относится и к названиям мерок, например: Сш — полуобхват шеи, где С — полуобхват, т.к. О — это обхват, а С — половина буквы О и т.п.


Нередко учитель сам придумывает и предлагает учащимся приемы и способы запоминания учебного материала. Например, при моделировании вырезов горловины сорочки используют следующие мнемонические приемы:
1) вырез углом (
«мысом») похож на мыс — часть суши, выдающуюся острым углом в море или озеро; 
2) овальный вырез похож на овал (очертание, напоминающее по форме яйцо в продольном разрезе
);                                                                    

 3) вырез «лодочкой» похож на лодку;
4) вырез «каре
» получил свое название по форме построения пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон
Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материал
а

                     

  Учитель высшей квалификационной категории

                                                                                  МОУ СОШ № 28

                                                                               Малахова Надежда Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...