Профориентационная работа в коррекционной школе.
статья по технологии (9 класс) по теме

данная статья преднозначена в помощь учетелям в профориентационной работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientacionnaya_rabota_v_korrekcionnoy_shkole.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в коррекционной школе.

В настоящее время умственная отсталость понимается как стойкое недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы вследствие органического поражения головного мозга. Помимо этих нарушений учащиеся вспомогательной школы часто имеют отклонения в физическом развитии, различные сопутствующие заболевания. Все эти нарушения мешают учащимся вспомогательных школ усваивать даже элементарные общеобразовательные и политехнические знания и умения и, естественно, ограничивают круг доступных им профессий. Школа учитывает это. Профессиональная подготовка, получаемая умственно отсталыми учащимися, позволяет без особого труда включиться в производственную деятельность на предприятии и работать с интересом. Главное же отпадает необходимость переподготовки рабочего на производстве, которая для наших выпускников в условиях производства связана с большими трудностями.

Существо профориентационной работы во вспомогательной школе пропаганда тех специальностей, по которым учащимся следует учиться и работать. Профориентация должна быть направлена на формирование положительного отношения к выбранной в школе профессии.

Вспомогательные ШКОЛЫ не могут подготовить высококвалифицированных рабочих, но успешно справляются с подготовкой рабочих невысокого квалификационного уровня. Учителя трудового обучения вспомогательных школ должны быть знакомы со сборником приказов Министерства просвещения «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства, обслуживания лиц с де фектами умственного и физического разви тия» и в своей работе руководствоваться содержащимися в нем указаниями. Чтобы успешно осуществлять профориентационную работу, необходимо систематически и целенаправленно изучать учащихся. Глубокое и всестороннее знание личности ребенка позволит учитывать индивидуальные осо бенности школьника. Основными педагоги ческими условиями успешной профориента ции в процессе трудового обучения являются следующие:

  1. Формирование общетрудовых умений.
  2. Привитие интереса к избранному виду труда.
  3. Формирование положительных качеств личности.

Урок основная организационная форма учебно-воспитательного процесса. Профес сиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников — в процессе овла дения ими учебным материалом. Основной компонент профориентационной работы — формирование общетрудовых умений. Об щетрудовые умения позволяют действовать в новых условиях. Эта способность форми руется на базе определенных знаний и навы ков. Чем больше ученик знает и умеет, тем интереснее для него труд, тем большее удовлетворение он испытывает от своей ра боты. Таким образом, одновременно с фор мированием трудовых умений и навыков идет воспитание положительного отношения к профессии, только на этой основе может быть воспитана потребность в труде.

Учитель должен так планировать свою работу, чтобы каждый урок был интересным и действенным. Однообразие порождает ску ку, расхолаживает учащихся, сводит на нет воспитательные возможности трудового обу чения. К. Д. Ушинский писал: «Дитя тре бует деятельности беспрестанно и утомля ется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью».

Уже с первых лет обучения в мастерских необходимо больше внимания уделять пси хологической подготовке учащихся к работе на производстве. Ученик должен иметь свой рабочий план и знать, что ему следует сде лать на данном занятии, сколько времени он затратит на эту работу и т. д. Иначе говоря, на каждом уроке перед учеником должна быть поставлена цель с учетом инди видуальных возможностей учащихся. Опре деление времени, отводимого на выполнение операции, является не только организую щим, но и дисциплинирующим началом, влияющим на повышение качества и про изводительности работы учащихся. Норми рование труда повышает ответственность при выполнении задания, ускоряет процесс овладения культурой труда, в целом сти мулирует формирование интереса к трудо вому обучению. Работу по привитию инте реса к предмету нельзя отделить от форми рования обще трудовых умений. Развитие интереса немыслимо без учета индивидуаль ных особенностей. Если у учащегося си стематически не ладится работа в мастер ской, он постоянно испытывает затрудне ния, может ли возникнуть у него интерес к предмету?

Важна и своевременная, объективная оценка труда, так как отсутствие оценок и поощрений расхолаживает учащихся, у них пропадает интерес к выполнению рабо ты. Одна из главных задач индивидуаль ного подхода заключается в том, чтобы помочь учащемуся поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Что же способствует возникновению инте реса к урокам труда? Прежде всего это хорошо оснащенные мастерские. Особенно это важно для учащихся IV класса, которые впервые переступают порог мастерской. Большое значение для пробуждения инте реса учащихся к предмету имеет осознание важности предмета. А это значит, что на первых же занятиях нужно рассказать уча щимся о профессии, по которой они будут обучаться в мастерской, подчеркнуть боль шую потребность общества в людях, вла деющих этой профессией. Важнейшее зна чение в формировании интереса к урокам труда имеет организация процесса обуче ния: формы и методы учебной деятельности. Это зависит прежде всего от хорошей под готовки учителя к уроку. Каждый учитель должен иметь на уроке образцы выполняе мых изделий, эстетически выполненные чер тежи и технологические карты, раздаточный материал.  Хорошо выполненный привлекает внимание учащихся, вызывает интерес и желание выполнить такое же изде лие. В программе трудового обучения есть темы, малоинтересные для учащихся в прак тическом отношении, так как они не пред полагают изготовления какого-то изделия, а служат лишь для отработки определен ного навыка. Но и тут надо изыскивать возможности заинтересовать учащихся. На пример, учащиеся IV класса обучающиеся столярному делу, в III четверти отрабаты вают навыки резания по фанере. И если в связи с изучением этой темы предложить учащимся изготовить в подарок мамам ко дню 8 Марта разделочные досточки, которые используются для того, чтобы нарезать овощи, интерес учащихся к работе заметно возрастает, возрастает и ответственность, улучшается качество ра боты.

Нужно, чтобы профориентационная рабо та органично вписывалась в урок. Все зави сит от цели и содержания урока, возраста и подготовленности учащихся. В работе с младшими школьниками хорошо использо вать чтение небольших литературных про изведений о профессиях и людях труда, об уважении к труду и людям труда, на пример, можно прочесть такое стихотворе ние, как «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, рассказы «Ремесла на Древней Руси», «Как ткани ткут и нити прядут» Т. Еременко и т. д. Можно познакомить с пословицами и поговорками о труде, провести викторину.

В работе с учащимися старших классов по привитию интереса к предмету наиболее действенными являются беседы о значении труда в жизни человека, о выборе про фессии, рассказы о передовиках того пред приятия, которое является базовым и на котором проводится практика учащихся. Для проведения бесед хорошо использовать некоторые статьи из газет и журналов, сборники серии «Человек и профессия», на боры портретов «Наши современницы» и т. д. Сочетание слова и наглядной агита ции более действенно.

Большое значение в профориентационном отношении имеют встречи с передовиками производства. Особенный интерес вызывают встречи сбывшими выпускниками школы и с родителями одноклассников, работающи ми на производстве.

В некоторых школах выпускаются газеты профориентационной направленности, име ющие такие, например, названия: «Говорят выпускники»,  «Спасибо  школе!»,  «В  мире профессий», «Кем быть?» и т. д.

Привитию интереса к предмету способ ствует также проведение праздников труда, конкурсов на лучшего по профессии, экс курсий. Производственные экскурсии хоте лось бы выделить особо, так как это одна из действенных форм профориентационной работы. В школах разработана система проведения этих мероприятий с учетом воз раста школьников. Учителя создают каби неты и уголки профориентации или профориентационные стенды, на которых отра жается производственная жизнь базового предприятия или история развития отрасли в целом. Их назначение — знакомить уча щихся с профессиями текстильной, швей ной промышленности, профессиями сферы обслуживания, прививать любовь и уваже ние к людям труда, формировать профес сиональные интересы школьников.

В профориентационной работе во вспо могательной школе большое место уделяет ся проведению производственной практики. Основной задачей производственной прак тики является совершенствование у уча щихся профессиональных знаний и навыков. В это время должна вестись углубленная воспитательная работа по формированию у школьников интереса к профессии, навыков культуры труда, трудовой дисциплины. Про изводственную практику учащихся VII клас са можно рассматривать как чисто профориентационную, когда ученики знакомятся с производством, принимают участие в не сложных видах работ. Производственная практика учащихся VIII класса предусматривает более подробное знакомство с обо рудованием, применяемом на предприятии, и посильную работу по выполнению тех или иных операций. Непосредственный кон такт с рабочими, более полная информация о содержании труда создают благоприятные условия для формирования и развития устойчивых профессиональных интересов учащихся. Можно говорить о том, что про изводственная практика учащихся VIII класса способствует окончательному выбору специальности. Некоторые из них после окончания школы идут работать на те пред приятия, где проходили практику. Другие продолжают обучаться по избранной спе циальности в технических училищах при базовых предприятиях и в девятых произ водственных классах при школах. Дума ется, что было бы полезно расширять сеть школ,   имеющих   IX  класс,  так  как  таким образом решается вопрос дальнейшего обу чения учащихся, не достигших 16-летнего возраста. Катамнестические данные, соб ранные за 3 года, показывают, что все учащиеся девятых классов трудоустроены и работают по специальности. Анкетиро вание, произведенное среди бывших выпуск ников школы, показало, что выбранной спе циальностью они довольны, многие повы сили свою квалификацию, хорошо зараба тывают, мастера дают о них положитель ные отзывы. Опрос также показал, что вы пускники школы, прошедшие обучение в IX классе, лучше адаптируются на произ водстве.

Говоря о привитии интереса к изучаемой в школе профессии, нельзя не сказать и о кружковой работе. Кружковая работа способствует развитию наклонностей, инте ресов, приобретению навыков и умений. Работа в кружке формирует эстетические представления. Учитель, обучая приемам работы, показывает, что такое красиво выполненное изделие, демонстрирует работы народных мастеров, художественные иллю страции, диафильмы, диапозитивы.

Вопросу формирования положительных качеств личности должно быть уделено зна чительное внимание во всей системе профориентационной работы. Трудовому воспи танию здесь принадлежит ведущая роль. Правильное отношение к труду у умствен но отсталых учащихся можно сформировать, лишь систематически организуя их прак тическую деятельность, прививая им куль туру труда, воспитывая трудолюбие, береж ливость, чувство коллективизма. Ответст венное отношение к труду закрепляется в процессе выполнения изделий для школы, шефствующих предприятий на внеклассных занятиях, в особенности если работа орга низована как коллективная. Самим про цессом труда учащиеся будут поставлены в отношения деловой зависимости. Коллек тивный труд, взаимодействие и сотрудни чество формируют необходимые волевые качества, готовят учащихся к труду на производстве.

Профориентация во вспомогательной школе включает и большую работу, которую школа ведет с родителями в этом направ лении. Это и личные контакты, и индиви дуальные беседы, и лектории для родителей. Нужно знать, где, по какой специальности работают родители учащихся, какую по мощь в трудоустройстве могут оказать (в том  случае, например, когда  школьник не сможет работать на промышленном пред приятии). Родители не всегда понимают, что возможности их детей ограничены. В этих случаях необходима разъяснитель ная работа, и семья и школа вместе ориентируют ребенка на овладение опре деленной специальностью, профессией. Ин дивидуальные беседы с родителями по тру доустройству или прохождению практики проводят классные руководители и учите ля трудового обучения.

В каждой школе есть учащиеся, которые в силу психофизических данных или со путствующего заболевания не могут про ходить производственную практику и тем более   трудоустраиваться   на   промышленном предприятии. Их родителей надо го товить к этому заранее, объясняя, почему их сын или дочь не может участвовать в практике. Школа должна познакомить ро дителей с теми организациями и лицами, которые могут оказать помощь в трудоуст ройстве,— это комиссия по трудоустройст ву несовершеннолетних при исполкоме и подростковый врач, к советам последнего следует в этом случае особенно прислу шиваться.

Школьные лектории для родителей вклю чают разнообразный круг вопросов, по ко торым выступают представители админист рации и учителя школы,- врачи, работники детской  комнаты  милиции  и  прокуратуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....

Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....

Модель профориентационной работы в коррекционной школе

В статье рассказывается об опыте работы коррекционной школы по профориентации. Описываются инновационные проекты с учащимися разных возрастов, реализованные на базе МКОУ КШ №8....

Организация профориентационной работы в коррекционной школе

Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы....

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...

Особенности профориентационной работы в коррекционной школе

Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена...