Модель профориентационной работы в коррекционной школе
статья по технологии (8, 9, 10 класс) на тему

Ирина Геннадьевна Гараева

В статье рассказывается об опыте работы коррекционной школы по профориентации. Описываются инновационные проекты с учащимися разных возрастов, реализованные на базе МКОУ КШ №8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garaeva_i.g._arzamas.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Модель профориентационной работы в коррекционной школе

Гараева И.Г. – учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории

МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса

тел. раб – 8(83147)7-68-73,  

тел. 9040486730

Учитель коррекционной школы 8 вида работает с особой категорией детей, имеющих интеллектуальные нарушения, и, как следствие,  низкий уровень мотивации к учебе и труду, слабую познавательную активность, узкий круг интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы, что затормаживает и затрудняет познание окружающего мира, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. Основная задача коррекционной школы –  социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями с последующей интеграцией их в общество, способных  к самостоятельной жизни и несложным видам труда на производственных предприятиях в условиях трудового коллектива[1].

В МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса ведется систематическая целенаправленная работа по профессиональному самоопределению учащихся,  в результате которой сглаживаются противоречия между уровнем притязаний и психофизическими возможностями умственно отсталых учащихся,  дети овладевают одной или несколькими доступными профессиями с учетом потребностей города и общества в целом.

                Профориентационная работа осуществляется как в урочное, так и внеурочное время, обеспечивается тесным взаимодействием педагогов, воспитателей, специалистов школы и родителей.

В начальной школе профориентационные занятия носят пропедевтический характер. В 5- 9 классах центральным звеном профориентационной работы выступает профессионально - трудовое обучение.  На этом этапе целью является овладение знаниями, умениями и навыками по определенной профессии.  В 10 классе – с углубленной трудовой подготовкой учащиеся овладевают несколькими смежными профессиями, обучение в нем строится по принципу многопрофильности. Каждый учащийся кроме основного трудового профиля получает профессиональные знания и умения по дополнительным профилям, что значительно расширяет его возможности в трудоустройстве и повышает конкурентоспособность. Профориентационную работу в школе осуществляют 8 учителей трудового обучения в 6 производственных мастерских и 4 специализированных кабинетах, оборудованных в соответствии с современными требованиями.

          Производственная практика для юношей в трудовых бригадах, осуществляющих посильный ремонт школы, как в течение учебного года, так и в период летней трудовой практики, играет немаловажную роль в формировании профессионального самоопределения старшеклассников. Девочки старших классов пробуют себя в роли помощника воспитателя, младшей палатной медсестры, горничной.

Профориентационная работа, осуществляемая во внеурочное время, является составной частью воспитательной работы школы и реализуется через комплексно – целевую программу «Профориентация и профессионально – трудовая подготовка учащихся» в форме   проектов.

Таблица 1 Содержание профориентационных проектов

Класс

Название проекта

Содержание

7 класс

«Как люди на Руси жили»

Овладение различными видами народных ремесел, применение их в современной жизни позволяет ребенку узнать о традициях, обычаях, культуре своего народа. Ребенок научится своими руками изготавливать утварь и предметы быта, которыми пользовались наши предки

8 класс

«Мое будущее в моих руках»

Расширение представлений учащихся о видах рабочих профессий, их особенностях,  формирование первичных профессиональных намерений, повышение значимости смежных профессий, получаемых в школе

9 класс

«Дорога, которую ты выбираешь»

Формирование у  старшеклассников умения ориентироваться в работе  градообразующих предприятий, расширять знания о рабочих профессиях, доступных выпускникам коррекционной школы и востребованных на  рынке труда.

10

класс

«Профессия и Я»

Знакомство с работой ЦЗН, Центром реабилитации детей и подростков г. Арзамаса, деятельностью градообразующих предприятий и малого бизнеса, ГБОУ АТСП.

Реализация проектов была бы невозможна без системы социального партнерства школы с учреждениями и предприятиями города, имеющая  большое значение для организации всей профориентационной работы и  профессионально-трудовой подготовки учащихся с ОВЗ. Система мобильна, изменяется и дополняется в соответствии с потребностями детей и запросами рынка труда.

Таблица 2 Социальные  партнеры  МКОУ «Коррекционная школа № 8»

1.МБУ ЦОД «Молодёжный ООО

2.«Швейная фабрика»

3.МБДОУ д/с № 30, 45, 50

4.Психолого – педагогический факультет Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

5.МБОУ ДОД Центр внешкольной работы  Станция Юных Натуралистов

6.ООО «Пешеланский гипсовый завод»

7.ГБПОУ  НО «Арзамасский медицинский колледж»

8.ГБУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Арзамаса

9.ГКУ Центр занятости населения

г.  Арзамаса

10.МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Арзамаса  

11.МБУК «Центр ремёсел Арзамасского района»    

12.ГБОУ СПО Арзамасский техникум строительства и предпринимательства                                                                                                                                                              

13.КУМ №2

14.ПАО Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина

15.ГБУ «Центр социального обслуживания граждан и инвалидов г. Арзамаса»

16.ГБУЗ НО Центральная городская больница г. Арзамаса

17.Локомотивное депо «Арзамас»

18.ИП «Изготовление мебели», лесопилка № 2.

19.Строящиеся объекты г. Арзамаса

20.СРЦДиП Арзамасского района

21. ЗАО «Арзамасский хлеб»

22.АО Коммаш

23.ОАО «Рикор Электроникс»

  

Ведущей формой реализации социального партнерства, а наряду с ним и формой наглядного ознакомления воспитанников с производством, является проведение тематических экскурсий. Основные цели экскурсий на предприятия – познакомить учащихся с условиями, характером работы, с историей и перспективами развития, профессиями, специальностями, оборудованием. Беседы с сотрудниками отдела кадров дает возможность учащимся получать объективную информацию о трудоустройстве на данном предприятии, предоставлении и заполнении необходимых документов, а также ответы на интересующие их вопросы о заработной плате и графике работы.

Ежегодно специалисты ГКУ «Центра занятости населения» не только проводят обзорную экскурсию, дают информацию о рабочих местах, обучают заполнению документов, но и проводят тестирование и анкетирование, составляют банк данных на каждого выпускника, проводят встречи и беседы с учащимися и родителями на базе школы.

Большое значение для будущих выпускников школы имеет взаимодействие с Арзамасским техникумом строительства и предпринимательства. Педагоги школы посещают практические занятия, беседуют с мастерами производственного обучения, социальным педагогом с целью выяснения уровня адаптации выпускников, а учащихся старших классов знакомятся с традициями учреждения, условиями учебы, труда, отдыха студентов. В свою очередь педагоги ГБОУ АТСП так же являются частыми гостями школы: посещают школьные родительские собрания, круглые столы, мастер – классы.

      Новым направлением профориентационной работы стало взаимодействие с ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Арзамаса», который предоставляет бесплатное обучение  востребованным рабочим профессиям в условиях дневного пребывания с обеспечением двухразового питания. Три выпускницы этого года стали студентами этого центра.

         Использование как апробированных, так и инновационных форм и методов профориентационной работы:  экскурсии на градообразующие предприятия и в культурно-образовательные учреждения города, видео экскурсии, оформление компьютерных презентации, составление профессиограмм, проведение мастер – классов,  деловых и ролевых  игры, викторин,  КТД, организация творческих выставок и оформление  фото-отчетов – способствует формированию у старшеклассников  общекультурных, познавательных, социально – трудовых, коммуникативных, информационных компетенций, а также элементарных исследовательских навыков,  умения наблюдать,  обобщать, анализировать и  использовать полученную информацию.

         Динамику количественных и качественных показателей профессионального самоопределения учащихся 7-9 классов, анализ их профессиональной направленности на начало и конец года, мониторинг реализации проектов осуществляет педагог – психолог школы с помощью пакета модифицированного диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники) в соответствии с психофизическими возможностями и особенностями учащихся с ОВЗ.

          Таким образом, ежегодная положительная динамика уровня профессионального самоопределения учащихся, стабильно высокий процент трудоустройства выпускников, максимально высокая наполняемость 10 класса с углубленной трудовой подготовкой свидетельствуют об эффективности используемых технологий в профориентационной работе МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса для социальной и профессиональной адаптации учащихся.

Литература

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ под ред. В.В. Воронковой. -  М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
  2. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ М.Ю. Савченко. - М.: Вако,2006. - 240 с.
  3. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие/О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа в коррекционной школе.

данная статья преднозначена в помощь учетелям в профориентационной работы с учащимися....

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....

Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....

Организация профориентационной работы в коррекционной школе

Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы....

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...

Особенности профориентационной работы в коррекционной школе

Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена...