Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"
статья по технологии на тему

М.А.Алексеева

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в коррекционной школе
8 вида

Учитель Алексеева М. А.

Воспитанники коррекционного учреждения 8 вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

-неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и т.д.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые
для успешной социальной и профессиональной адаптации. Внедрение системы профориентационной работы в коррекционпой школе 8 вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активации специально организационной деятельности по
получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания. Также в ходе ее реализации возможно решение ряда задач:

1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

2. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

3. Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.

4. Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

5. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.

б. Решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

В круг вопросов, решающихся в процессе реализации предлагаемой системы профориентационной работы, входят:

- профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьников, знакомство с конкретными специальностями);

- психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы, которые предусмотрены на каждом этапе реализации про граммы и заключаются в выполнении учащимися конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией. Например, семиклассники пробуют в профессиях повара, рабочего овощехранилища, помощника обувного мастера; восьмиклассники имеют возможность побывать в роли сортировщика почты, швеи, вязальщицы и даже попытаться «устроиться на работу»; девятиклассники- испытать себя в качестве модельера и изготовителя домашней одежды, мастера по ремонту обуви, столяра, маляра
и др.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в ее реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения - воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

В связи с этим преимущественным направлением работы педагогов (классного руководителя и воспитателя класса) являются:

  1.  профессиональное просвещение учащихся;
  1.  организация интеллектуально- познавательной деятельности в системе дополнительного образования познаний о мире профессий;

3) развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа в коррекционной школе.

данная статья преднозначена в помощь учетелям в профориентационной работы с учащимися....

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....

Модель профориентационной работы в коррекционной школе

В статье рассказывается об опыте работы коррекционной школы по профориентации. Описываются инновационные проекты с учащимися разных возрастов, реализованные на базе МКОУ КШ №8....

Организация профориентационной работы в коррекционной школе

Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы....

Профориентационная работа на коррекционных занятиях, проводимых учителем-дефектологом

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является психическое и личностное развитие ребёнка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличи...

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...