Программа и тематическое планированиие 5-7 кл.
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Лугинина Наталья Николаевна

Рабочая и тематическое планирование  создана на основе учебников О.А.Кожиной и В.Д. Симоненнко по технолотии и обслуживающему труду для 5, 6, и 7 классов. Содержит пояснительную записку, КПТ, критерии оценивания и требования к ЗУН ам учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._i_plany_5-7_kl.rar124.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

от  01.09.2011 г. № 01/37

ПРОГРАММА ПО технологии

5, 6, 7, классы

Составитель:

Учитель Лугинина Наталья Николаевна

г. Тверь – 2011 г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 – 7 классы (204 - 210 часов )

Почасовая разбивка

Разделы и темы

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

1.

2.

3.

4.

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

2

1

1

  1. ГИГИЕНА И КОСМЕТИКА.

4

4

2

  1. КУЛИНАРНЫЕ РАБОТЫ:

10

10

12

Санитария и гигиена.

Физиология питания.

1

1

1

1

Бутерброды и горячие напитки

2

Блюда и яиц

2

Горячие бутерброды

2

Сервировка стола

2

Блюда из овощей

4

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

5

Первые блюда

4

Блюда из рыбы и морепродуктов

3

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

2

  1. ОСНОВЫ ОТДЕЛОЧНЫХ

РАБОТ

4

4

4

  1. РУЧНЫЕ РАБОТЫ

6

6.УТЮЖИЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2

7.ЭЛЕМЕНТЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

4

3

4

8 .ЭЛЕМЕНТЫ

МАШИНОВЕДЕНИЯ

6

6

4

9. ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА

4

4

4

10. МАШИННЫЕ ШВЫ

6

4

11. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ

ИЗДЕЛИЙ

6

8

10

13.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ

ИЗДЕЛИЙ

16

20

14

14. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ

ДОМА.

2

2

1

ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА

2

РЕМОНТ ОДЕЖДЫ

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ

2

1

16. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

10

10

10

ИТОГО:

68 - 70

68 - 70

68 - 70

ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Пояснительная записка

Данная программа разработана в полном соответствии с проектом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования Министерства  образования  РФ.

Основная цель обучения школьников по программе «Технология», «Обслуживающий труд» - обеспечить усвоение  ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологии, материаловедению., информативных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей;

  1. ОСВОЕНИЕ технологических  знаний. Технологической культуры на базе сведений, полученных других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  2. ОСВОЕНИЕ начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг.
  3. ОВЛАДЕНИЕ умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
  4. РАЗВИТИЕ  творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
  5.  РАЗВИТИЕ способностей самостоятельно и осознанно свод жизненных и профессиональных планов, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
  6. ВОСПИТАНИЕ трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
  7. ПОЛУЧЕНИЕ опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;

Знания и умения, полученные на уроках технологии играют важнейшую роль на протяжении  всей жизни человека, что должно найти своё отражение в учебном плане.

Содержание данного учебного предмета позволяет учащимся  интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях.

В процессе изучения технологии осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, физикой  и другими предметами естественного цикла.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих задач, которые могут выполняться методом проектов, как

Индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий (изготовление декоративных композиций, панно, макетов) направлено  на решение задач эстетического воспитания учащихся, расширения их творческих способностей.

Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это и технология обработки различных материалов, знакомство  с их технологическими и потребительскими свойствами, приёмы оформления интерьера и приёмы художественного рукоделия.

Отличительной особенностью данной программы является, то что процесс изготовления любого изделия здесь начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся  с экономическими  требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только

Расширить познавательный кругозор учащихся, но и позволяет каждому расширить свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что безусловно окажет своё благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать сознательному выбору профессии.

Программа даёт возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. при изготовлении изделия наряду с технологическими требованиями  уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формат организации учебного процесса является сдвоенный урок, который  позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причём проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладеют безопасными приёмами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническим  знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовлению и художественному оформлению швейных изделий, ведению домашнего  хозяйства,

Знакомство с основными профессиями текстильной и лёгкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие  технического и художественного мышления, творческих способностей личности. формируется экологическое  мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Данный опыт включает в себя:

  1. Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда, подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности, рациональное размещение инструментов и оборудования, применение инструментов и оборудования, использование безопасных приёмов труда в технологическом процессе и результатов своего труда.
  2. Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:

Планирование работы с учётом имеющихся ресурсов условий, распределение работ при коллективной деятельности.

.

  1. Опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернета., применении информации при решении технологических задач.
  2. Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности, определение способов и средств достижения цели, выполнение проекта в виде законченного продукта, оценка затрат, необходимых  для создания объекта или услуги.
  3. Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самоподготовка склонностей и способностей. Проба сил в различных сферах профессиональной деятельности, построение планов профессионально образования и трудоустройства.

ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

В результате изучения технологии ученик должен:

  1. ЗНАТЬ:

Смысл технологических понятий: текстильные материалы ,поделочные материалы, раскрой ткани, шитьё, рукоделие, виды и свойства ткани, трикотажа и нетканых материалов, назначение различных швейных изделий, основные стили в одежде и современное направление моды; назначение сварных, клеевых и ниточного способов соединения деталей в швейных изделиях, виды традиционных народных промыслов, наиболее распространённые профессии текстильной и лёгкой промышленности.

  1. УМЕТЬ:

Выбирать вид ткани для определённого типа швейных изделий;

Работать на швейной машине, регулировать качество машинной строчки;

Снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи  простых плечевых и поясных изделий; выбирать модель с учётом собственной фигуры; моделировать швейные изделия; выполнять не менее 3-х видов художественной отделки швейных изделий; подготавливать выкройки и ткань к раскрою; выполнять раскрой; выполнять соединительные, краевые и отделочные машинные швы; проводить примерку изделия, определять и исправлять дефе5кты швейных изделий; проводить В.Т. О. швейных изделий. выполнять не менее 3-х видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами. Выполнять мелкий ремонт швейных изделий. проектировать изделия с использованием текстильных и поделочных материалов. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенические нормы.

ПРИМЕНЯТЬ ПРИОБРЕТЁННЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: использовать инструменты и приспособления для швейных и декоративно-прикладных работ; швейные машины; оборудование и приспособления для изготовления швейных изделий из текстильных и поделочных материалов; приборы для В. Т. О. изделий и полуфабрикатов; различные виды художественной отделки изделий.

КУЛИНАРИЯ

Ученик должен:

  1. ЗНАТЬ

Смысл технологических понятий: кулинария пищевые продукты, пищевая ценность продуктов, рацион питания, технологическая последовательность приготовления блюд, влияние способов обработки на пищевую  ценность продуктов ,санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой; К обработке пищевых продуктов. Виды оборудования современной кухни. Виды экологических загрязнений пищевых продуктов. Влияющих на здоровье человека. Профессии связанные с получением и обработкой пищевых продуктов.

  1. УМЕТЬ

Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах и витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов и консервов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда и ужина; выполнять механическую и тепловую обработку продуктов. Соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд.  Заготавливать на зиму овощи, ягоды и фрукты. Оказывать 1-ю помощь при пищевых отравлениях, ожогах, порезах и травмах.

  ПРИМЕНЯТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

Использовать инструменты, приспособления и оборудование для приготовления , повышая качество, сокращая временные и энергетические затраты  при обработке пищевых продуктов. Консервировать и заготавливать пищевые продукты в домашних условиях; соблюдать правила этикета за столом. Приготавливать блюда по готовым рецептам. Включая блюда национальной кухни. Выпекать хлебобулочные и кондитерские изделия. Сервировать стол и оформлять приготовленные блюда.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА.

Ученик должен:

  1. ЗНАТЬ:

Характеристики основных функциональных зон жилых помещений;

Основные виды бытовых домашних работ;

Средства оформления интерьера.

Назначение основных видов современной бытовой техники.

  1. УМЕТЬ:

соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов домашних работ; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой, находить необходимую инструктивную информацию для выполнения определённого вида работ с бытовой техникой. Выбирать средства для уборки помещения, ухода за одеждой и обувью. Подбирать средства и материалы для  оформления бытового интерьера жилого помещения.

ИСПОЛЬЗОАНИЕ  ПРИОБРЕТЁННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

Применять рациональные средства и способы ухода за одеждой и обувью. Бытовые санитарно-гигиенические средства, средства индивидуальной защиты и гигиены.

ЧЕРЧЕНИЕ. ГРАФИКА.

Ученик должен:

  1. ЗНАТЬ:

Смысл технологических понятий: чертёж, эскиз, технический рисунок, схема, виды графической документации, технологическая карта, стандартизация.  Профессии, связанные с созданием и  тиражированием графической документации.

  1. УМЕТЬ:

Выбирать способы графического отображения объекта или процесса, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки. Составлять учебные технологические карты; определять виды соединения деталей изделий по технологической документации. Соблюдать  требования к оформлению эскизов и чертежей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ПРИОБРЕТЁННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Использовать инструменты, приспособления и компьютерную технику для выполнения графических работ;  графические  и художественные средства; читать и выполнять чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки деталей и изделий. проставлять размеры деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.

ГИГИЕНА И КОСМЕТИКА.

Ученик должен:

  1. ЗНАТЬ:

Смысл технологических понятий: гигиена и косметика, тип волос, тип кожи лица и рук, косметические и гигиенические средства, их виды и свойства. Направление моды в макияже. Средства народной медицины. Наиболее распространённые профессии в отраслях обслуживания.

  1. УМЕТЬ:

Определять тип волос. Кожи лица и рук, подбирать в соответствии с выше перечисленными типами гигиенические и косметически е средства; правильно пользоваться этими средствами. Подбирать и выполнять простейшие повседневные причёски в соответствии с типом овала лица. Делать простейший повседневный макияж. Ухаживать за волосами, кожей лица и рук. Делать простейший маникюр. Иметь представление о правилами пользования натуральными и химическими красителями для  волос. Соблюдать правила безопасности и санитарно-гигиенические нормы..

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИОБРЕТЁННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

Использовать инструменты и приспособления  для гигиенических и косметических операций, соблюдать правила пользования современной бытовой техникой. Находить необходимую инструктивную информацию для выполнения определённого вида работ с бытовой техникой. Применять рациональные  средства и способы для ухода за волосами, кожей лица и рук. Использовать бытовые санитарно-гигиенические средства индивидуальной защиты и гигиены.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Ученик должен:

  1. ЗНАТЬ:

Сферы современного производства; разделение труда на производства. Понятие  о профессии. специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Пути получения профессионального образования. Требования к качеству личности при выборе профессии.

  1. УМЕТЬ:

Находить  информацию о региональных учреждениях профессионального

образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности в приобретении профессии.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИОБРЕТЁННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

Получать информацию из различных источников для построения планов профессиональной карьеры.

  1. класс.

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 часа.

Знакомство учащихся с новым предметом, оформлением и оборудованием кабинета, требованиям к изучению нового предмета; необходимые инструменты и приспособления. Канцелярские принадлежности, текстильные материалы и фурнитура для проведения уроков технологии.

Общая характеристика тем, которые будут изучаться в 5-ом классе.

2.РУЧНЫЕ РАБОТЫ – 6 часов.

 

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ.

Ручные стежки: определения «стежок», «длина стежка», «строчка», «шов», «ширина шва». Требования и правила выполнения ручных работ.

Выполнение стежков временного назначения: прямого смёточного и копировального.

Выполнение стежков постоянного назначения: стачного стежка, обмёточного стежка, петельного стежка и подшивочных стежков (косого, потайного и крестообразного).

Практическая работа: выполнение стежков, строчек и швов.

3.УТЮЖИЛЬНЫЕ РАБОТЫ – В.Т.О. – 2 часа.

Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ.

Оборудование и приспособления для В.Т . О.

Требования и правила выполнения утюжильных работ.

Режимы В.Т.О.

Техника безопасности утюжильных работ.

4.ОСНОВЫ ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ – вышивальные работы – 4 часа.

РУКОДЕЛИЕ – художественные ремёсла.

Вышивка:  Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт вышивки. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших вышивальных стежков и швов: стебельчатого, тамбурного ,»вперёд иголку», «назад иголку», петельного,»козлик». Способы безузелкового закрепления рабочей нити.  Свободная вышивка по рисованному контуру.

Примерный перечень творческих работ:

  1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материала для вышивки.
  2. Вышивка  метки - монограммы стебельчатым швом.
  3. Выполнение эскиза композиции  вышивки для отделки фартука или  салфетки.
  4. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

  1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ – 4 часа.

Классификации текстильных волокон.

Натуральные волокна растительного происхождения.

Изготовление нитей и ткани в условиях прядильного и ткацкого производства.

Основная и уточная нити. Кромка. Ширина ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Полотняное переплетение ткани.

Краткие сведения об ассортименте х.б. и льняных тканей

Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Примерный перечень практических работ:

  1. Изучение свойств нитей основы и утка.
  2. Определение долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон у ткани.

  1. Выполнение образца полотняного переплетения.

6.ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ – 6 часов.

Виды швейного оборудования, применяемого в бытовых условиях

Виды передач вращательного движения.

Организация рабочего места для выполнения  машинных работ.

Бытовая универсальная швейная машина, выполняющая прямую строчку с ручным приводом. Её техническая характеристика. Строение швейной машины. Назначение основных механизмов прямострочной универсальной швейной машины 2-х ниточного челночного стежка. Устройство ручного привода.

Правила подготовки швейной машины к работе.

Заправка верхней и нижней нитей.

Регулировка длины стежка.

Обратный ход швейной машины. Выполнение закрепки.

Правила безопасного труда на швейной машине с ручным приводом.

Примерный перечень практических работ:

  1. Заправка верхней и нижней нитей.
  2. Выполнение машинных строчек на бумаге без ниток.
  3. Выполнение машинных строчек на ткани – «лабиринт».
  4. Изготовление мешочка для сыпучих продуктов,

выполняя  машинные швы  (стачной и вподгибку с закрытым срезом).

. 6. ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА – 4 ЧАСА.

Лоскутное шитье, как элемент декоративно-прикладного искусства.

Материалы для лоскутного шитья.

Блок «Шахматка» . изготовление шаблонов и раскрой деталей.

Изготовление прихватки. Детали – 2 блока, утеплитель, петелька.

Технология сборки блока «Шахматка», обработка петельки.

Примерный перечень практической работы:

  1. Раскрой деталей блока, петельки и утеплителя.
  2. Соединение деталей блока.
  3. Обработка петельки.
  4. Соединение блока с утеплителем.
  5. Соединение  блока с петелькой.
  6. Соединение блоков друг с другом.
  7. окончательная утюжка и отделка прихватки.

7.КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ

ФАРТУКА – 6 часов.

Краткие сведения из истории одежды. Виды фартуков. Фартук в национальном костюме. Требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяем ые для изготовления рабочей одежды.

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

Типы линий в системе ЕСКД.

Правила пользования чертёжными инструментами и приспособлениями.

Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и её измерение. Обозначение  мерок и прибавок.

Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука в М 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Расчёт и построение чертежа основы фартука, косынки, кармана, пояса и бретелей на типовую и индивидуальную фигуры.

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка).

Изготовление выкройки на индивидуальную фигуру.

Подготовка выкройки к раскрою.

Примерный перечень практических работ:

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
  2. Построение чертежа основы фартука в М 1:4 на типовую и индивидуальную фигуры.
  3. Изготовление выкройки в натуральную величину на индивидуальную фигуру.
  4. Моделирование фартука.

 8. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ – 16 часов.

Конструкция машинного шва. Длина стежка. Ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых  машинных швов. Их условное графическое изображение. Технология выполнения.

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка выкройки, припуски на обработку швов. Раскрой фартука. Способы перевода контурных, контрольных и конструктивных линий с одной парной детали на другую. Прокладывание контрольных строчек.

Обработка бретелей и соединение их с нагрудником.

Обработка боковых сторон фартука..

Обработка накладных карманов и соединение их с изделием.

Обработка низа изделия.

Обработка поясов и соединение их с изделием.

Обработка косынки.

Окончательная утюжка и отделка изделия..

В.Т.О.        и её значение при изготовлении швейных изделий. Особенности В.Т.О. тканей из волокон растительного происхождения.

Контроль  и оценка качества готового изделия.

Примерный перечень практических работ:

  1. Раскладка  выкроек фартука, косынки, кармана, пояса и бретелей на ткани и их раскрой.
  2. Прокладывание контурных и контрольных линий.
  3. Обработка деталей кроя.
  4. Соединение деталей изделия машинными швами.
  5. Отделка и В.Т.О. изделия

9.ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА – 2 часа.

Краткие сведения из истории и интерьера. Национальные традиции. Связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность.  Современные стили в интерьере..

Рациональное размещение оборудование кухни. Уход за ним.

Создание интерьера кухни с учётом запросов семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону приготовления пищи и зону столовой.

Отделка интерьера кухни тканью, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Примерный перечень практических работ:

  1. Выполнение эскизов интерьера кухни.
  2. выполнение эскизов прихваток, полотенец, скатертей и др.

10. КУЛИНАРИЯ – 10 часов.

Санитария и гигиена – 1 час.

         Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Безопасные приёмы работы с инструментами, оборудованием и горячими жидкостями.

Оказание первой  помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Физиология питания – 1час.

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах.

Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практическая работа:

Работа с  таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов,  обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Бутерброды и горячие напитки – 2часа.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов.

Виды бутербродов. Способы формирования открытых бутербродов.

Условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков. Способы приготовления чая, кофе, какао,  настоев и отваров из лекарственных растений.

Примерный перечень практических работ:

  1. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
  2. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Блюда из яиц – 2 часа.

Способы определения свежести яиц. Строение яйца.

Приспособления и оборудования для приготовления блюд из яиц.

Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Способы крашения и росписи яиц.

Примерный перечень практических работ.

  1. Выполнение эскиза художественной росписи яиц.
  2. Приготовление блюд из яиц.

Горячие бутерброды – 2 часа.

Продукты, используемые для приготовления горячих бутербродов. Виды горячих бутербродов. Способы оформления открытых простых и сложных, а также закрытых простых и сложных горячих бутербродов.

Способы приготовления горячих бутербродов.

Примерный перечень практических работ:

  1. Приготовление бутербродов из сырых овощей.
  2. Приготовление бутербродов из манной каши.
  3. Приготовление бутербродов из замороженной овощной смеси.
  4. Приготовление бутербродов в духовом шкафу.

Сервировка стола – 2 часа.

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила подачи их к столу. Правила подачи горячих напитков.

Столовые приборы и правила пользования ими.

Способы складывания салфеток.

Эстетическое оформление стола.

Правила поведения за столом.

Примерный перечень практических работ:

  1. Выполнение художественного оформления стола к завтраку.
  2. складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

11. ГИГИЕНА И КОСМЕТИКА -4 часа.

Гигиенические требования по уходу за волосами.

Способы определения типа волос.

Расчёсывание, мытьё волос и головы. Косметические средства по уходу за волосами.

Маски для волос. Средства народной медицины.

Примерный перечень практических работ:

  1. Определить свой тип волос.
  2. Подобрать шампунь для своих волос.
  3. Мытьё волос и головы.
  4. Настои и отвары лекарственных  растений для ухода за волосами.

12.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ – 10 часов.

  1. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
  2. Отделка швейного изделия вышивкой.


5 класс.                                                                                 Итого: 68 - 70  часов.

  1. класс

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 1 час.

Знакомство учеников с тканями, которые будут изучаться в этом учебном году и требованиям, которые будут к ним предъявляться.

Необходимые материалы, инструменты, приспособления для работы.

2.ГИГИЕНА И КОСМЕТИКА – 4 часа.

Уход за волосами. Характеристика причёсок. Повседневные причёски.

Тип лица. Выбор причёски в соответствии с типом лица.

Средства для укладки волос. Бытовая техника для укладки волос.

Правила её эксплуатации. Приспособления для укладки волос.

Правила санитарии и гигиены при укладке волос.

Примерный перечень практических работ:

1.Выполнение эскизов повседневных причёсок для каждого типа лица.

2.определить свой тип лица и выполнить эскиз повседневной причёски для своего типа лица.

3.Выполнение образцов различных видов заколок для волос.

3.КУЛИНАРИЯ -  10 часов.

Физиология питания – 1 час.

Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах.

Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.

Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.

Блюда из овощей -  4 часа.

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и витаминов.

Сохранность витаминов в овощах в процессе хранения и кулинарной обработки.

Влияние экологии и окружающей среды на качество овощей.

Назначение, виды и технологии механической обработки овощей. Современные инструменты и приспособления для нарезки овощей.

Виды салатов. Технологии приготовления  блюд из сырых овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей.

Правила жарения овощей и способы определения их готовности. Изменение содержания  витаминов  и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Примерный перечень практических работ:

  1. Приготовление салата из сырых овощей.
  2. Приготовление салата из отварных овощей.
  3. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.
  4. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц  (круглой, овальной, квадратной).

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий – 5 часов.

Устройство электроплиты. Техника безопасности при работе с электроплитой.

Виды круп и макаронных изделий. подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила  варки крупяных рассыпных , вязких и жидких каш. Правила варки макаронных изделий. технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объёма при варке.

Соотношение крупы, бобовых, макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Правила поведения за столом.

Примерный перечень практических работ:

1.Приготовление по одному блюду из крупы и макаронных изделий.

РАБОТА С ТКАНЬЮ.

 4. ОСНОВЫ ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ – вышивка гладью – 4 часа.

Историческая справка  Развитие вышивки и вышивальных промыслов. Классификация вышивки. Инструменты и приспособления для вышивки гладью.

Общие сведения о способах вышивки гладью. Техника её выполнения.

Основы композиции, цветоведения и  формообразования.

Примерный перечень практических работ:

1.Зарисовка орнаментов. Определение колорита и материалов для  вышивки.

2.Вышивка гладью салфетки, столешницы, носового платка, наволочки ит.п.

5.ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ – 3 часа.

Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях текстильного и ткацкого производства. Производство пряжи из шерсти в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Дефекты ткани. Сравнительная характеристика свойств х.б., льняных, шёлковых и шерстяных тканей.

Примерный перечень практических работ:

  1. Распознавание в тканях волокон из  хлопка, льна, шёлка и шерсти.
  2. Определение лицевой и изнаночной сторон у ткани.
  3. Саржевое и атласное переплетения.

6.ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ – 6 часов.

Бытовая швейная машина с ножным приводом. Устройство и принцип работы ножного привода.

Устройство и принцип работы моталки. Наматывание нижней нити на шпульку.

Классификация машинных игл. Их характеристика и строение. Установка иглы в иглодержателе швейной машины. Подбор машинных игл и ниток в зависимости от толщины ткани.

Примерный перечень практических работ:

  1. Наматывание нижней нити на шпульку.
  2. Установка машинной иглы.
  3. Побор машинных игл и ниток к ткани.

7.МАШИННЫЕ ШВЫ – 6 часов.

Соединительные гигиенические машинные швы – запошивочный и двойной. Область применения и принцип выполнения этих швов.

Краевые машинные швы – окантовочные с закрытым и открытым срезами, тесьмой.

Область применения и способы выполнения этих швов.

Примерный перечень практических работ:

  1. Составление технологической карты выполнения этих швов.
  2. Выполнение образцов запошивочного и двойного швов.
  3. Выполнение окантовочных швов.

8.ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА – 4 часа.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь  современным направлением моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Примерный перечень практических работ:

  1. изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
  2. изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья – блок – «брёвнышки».

9. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ плечевого изделия с цельнокроеными рукавами – 8 часов.

Плечевое изделие на примере ночной сорочки.

Правила снятия мерок для построения чертежа основы ночной сорочки с цельнокроеными рукавами.

Предварительный расчёт и последовательность построения основы чертежа сорочки

в М 1:4 на типовую и индивидуальную фигуры..

Особенности моделирования плечевых изделий. Муляжный метод конструирования.

Зрительные иллюзии в одежде.

Изготовление выкройки ночной сорочки на индивидуальную фигуру и подготовка её к раскрою.

Примерный перечень практических работ:

  1. Снятие мерок и записи результатов измерений.
  2. Построение чертежа основы.
  3. Эскизная разработка модели швейного изделия.
  4. моделирование изделия, выбранного фасона.
  5. подготовка выкройки к раскрою

10.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ – 20 часов.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Раскладка выкройки на ткани. Направление нити основы на деталях.

Припуски на обработку срезов деталей. Раскрой изделия.

Перенос меловых линий и знаков с одной парной детали на другую.

Прокладывание контрольных линий.

Раскрой мелких деталей.

Обработка горловины окантовочным швом с закрытым срезом.

Обработка боковых срезов двойным швом, если есть плечевые швы, то до обработки горловины их надо обработать запошивочным швом.

Обработка низа изделия и рукавов швом вподгибку с закрытым срезом.

Окончательная утюжка и отделка изделия.

Примерный перечень практических работ:

  1. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. Раскрой изделия.
  2. Прокладывание контурных и конструктивных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя.
  3. Скалывание и смётывание деталей кроя.
  4. Проведение примерки, исправление дефектов.
  5. Обтачивание деталей и выполнение отделочных работ.
  6. В.Т.О. изделия.

11.ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА – 2 часа.

Ремонт одежды. Наиболее уязвимые места на одежде. Ремонт распоровшихся швов. Ремонт заплатами. Накладная и подкладная заплаты.

Примерный перечень практических работ:

Выполнение образцов накладной и подкладной заплат.

12.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ – 10 часов.

  1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
  2. Изготовление сувенира.
  3. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.


6 класс                                                                   итого:  68 - 70 часов.

7 класс.

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 1 час.

Цели и задачи курса. Содержание предмета. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Основное  оборудование инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Правила безопасности  труда.

2. ГИГИЕНА И КОСМЕТИКА – 2 ЧАСА.

Уход за кожей рук. Гигиенические и косметические средства ухода за кожей рук. Средства народной медицины.

Маникюр. Инструменты и приспособления для маникюра.

Примерный перечень практических работ:

Выполнение повседневного маникюра.

3. КУЛИНАРИЯ – 12 часов.

Физиология питания – 1час.

Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Первые блюда – 4часа.

Виды 1-х блюд. Продукты, необходимые для их приготовления. Последовательность приготовления 1-х блюд. Холодные и горячие 1-е блюда.

Примерный перечень практических работ:

Приготовление по выбору каждой бригадой  любого 1-го блюда.

Блюда из рыбы и не рыбных продуктов моря – 3 часа.

Виды рыбы и других морепродуктов. Их пищевая ценность. Возможность кулинарного использования рыбы разных пород. Методы определения качества рыбы.

Технология и санитарные условия первичной обработки рыбы. Правила варки и жарения рыбы в целом виде, звеньями порционными кусками. Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности блюд из рыбы.

Примерный перечень практических работ:

  1. Определение свежести рыбы органолептическим методом.
  2. Первичная обработка чешуйчатой рыбы.
  3. Приготовление блюд из рыбы и не рыбных продуктов моря.

Блюда из молока и кисломолочных продуктов – 2 часа.

Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения. Технология приготовления молочных супов и каш.

Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Технология приготовления простокваши, кефира и творога в домашних условиях. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов.

Перечень  практических работ:

Приготовление блюд из творога.

Приготовление обеда в походных условиях – 2 часа.

Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовлении  пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.

Практическая работа:

Расчёт  количества, состава и стоимости продуктов для похода.

4.ОСНОВЫ ОТДЕЛОЧНЫХРАБОТ – 4 часа.

Сведения о истории возникновения вышивки и вышивальных промыслов. Крестьянская и городская вышивки. Характерные черты, изучаемого вышивального промысла  (использование  основных и прикладных материалов, цветовая гамма, количество сложений нити, приёмы вышивки и т.п.).

Классификация вышивки по: положению рабочей нити в структуре ткани, географическому положению, характеру рисунка, виду технологии.

Вышивальные промыслы России.

Примерный перечень практических работ:

  1. Выбор материалов для вышивки.
  2. Выбор канвы.
  3. Выбор рисунка для вышивки.
  4. Выполнение вышивки крестом по вафельному полотенцу или ткани по канве, которую после вышивки необходимо удалить.

Вышивка по специальной канве, которая будет являться основной тканью.

5. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ – 4 часа.

Химические  волокна. Классификация химических волокон. Технология производства искусственных химических волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон для производства одежды. Уход за изделиями из искусственных волокон.

Примерный перечень практических работ:

  1. Изучение свойств тканей из искусственных волокон.
  2. Лабораторно-практическая работа.

6.ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ – 4часа.

Бытовая швейная машина с электроприводом. Строение электропривода. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулятор натяжения верхней нити. Регулятор натяжения нижней нити. Регулятор машинной строчки – регулятор натяжения верхней нити.

Уход за швейной машиной. Чистка и смазка швейной машины.

Примерный перечень практических работ:

  1. Регулировка качества  машинной строчки для различных видов ткани.
  2. Чистка и смазка швейной машины.

7. МАШИННЫЕ ШВЫ – 4 часа.

Применение и принцип выполнения  соединительных машинных швов: расстрочных, настрочных (с закрытым и открытым срезами), накладных (с закрытым и открытым срезами).

Практическая работа:

Выполнение образцов расстрочных, настрочных и накладных швов.

8.ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ – 4 часа.

Блок «Колодец». Характеристика и виды этого блока. Детали для выполнения блока «Колодец». Цветовая гамма. Техника выполнения «Американского» и «Русского» колодцев.

Практическая  работа:

Изготовление подушки - думочки в технике лоскутного шитья «Американский» и «Русский» колодцы.

9.КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

- 10 часов.

Поясные швейные изделия. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок.

Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы юбки. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Предварительный расчёт и построение чертежа основы прямой 2-х шовной юбки с 6-ю вытачками. .

Клиньевые и конические юбки

Моделирование юбок.

Построение юбок в М 1:4 на типовую и индивидуальную фигуры.

Построение выкройки на индивидуальную фигуру в М 1:1.

Примерный перечень практических работ:

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
  2. Построение чертежей основ юбок в М 1:4 на типовую и индивидуальную фигуры.
  3. Построение выкройки по своим меркам в М 1:1.
  4. Выбор модели юбки в зависимости от индивидуальных особенностей фигуры и направления моды.
  5. Моделирование юбки, выбранного фасона.
  6. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

10.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ –

пошив юбки – 14 часов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и полоску.  Величина припусков на обработку срезов деталей.

Раскрой изделия. Перевод контурных и конструктивных линий с одной парной детали на другую. Прокладывание контрольных строчек.

Обработка вытачек.

Обработка шлицы..

Обработка швов.  Обработка разрезов в швах.

Обработка застёжки тесьмой-молния.

Обработка низа изделия.

Обработка верхнего среза притачным поясом или обтачкой.

Окончательная утюжка и отделка изделия.

Примерный перечень практических работ:

  1. Раскладка выкройки на ткани и раскрой изделия.
  2. Прокладывание  контурных и контрольных линий и точек на деталях.
  3. Обработка деталей кроя.
  4. Скалывание и смётывание деталей кроя.
  5. Проведение примерки,  исправление дефектов.
  6. Обработка деталей изделия.
  7. Окончательная отделка и В.Т.О. изделия

11.ТЕХНОЛОГИЯВЕДЕНИЯ ДОМА – 1 час.

Уход за одеждой и обувью.

Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды.

Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий.

Влажная уборка дома.

12.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ – 10 часов.

  1. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
  2. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
  3. Организация и проведение праздника ( юбилея, дня рождения, масленицы и т.п).

7 класс.                                                                                   Итого: 68 - 70 часов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. О.А. КОЖИНА, С.Э. МАРКУЦКАЯ

«ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД»

Методическое пособие.

ДРОФА.  Москва. 2008 г.

2. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

«ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ  (полной)

ШКОЛЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ.

ДРОФА. Москва 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование 11 класс

Рабочая программа и тематическое планирование 11 класс .УМК под редакцией В.Г.Тимофеева.Up&Up 11/...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004), Про­граммы для общеобразоват...

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...