программа кружка Столяров - конструкторов
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Направленность программы

     Дополнительная образовательная программа кружка  «Столяров – конструкторов» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.

     По времени реализации программа рассчитана на два года. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:

- для учреждений дополнительного образования под редакцией С.К. Никулина;

- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;

- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова,

а также личный опыт педагога.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение.

 

Цель программы -  овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_stolyarov_-_konstruktorov.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию Администрации Серафимовичского

муниципального района Волгоградской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Серафимовичский Детский центр

Утверждена методическим советом

Протокол №___ от «___» _______20___г.

Директор ________________ Л.В. Найман

«Кружок столяров – конструкторов»

Образовательная программа дополнительного образования детей

10-15 лет

Срок реализации – 1 год

Разработчик:

Рогожин Михаил Викторович,

учитель физики и технологии

высшей квалификационной категории

г. Серафимович

2009 год

Пояснительная записка.

Актуальность

     В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно- практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ именно технического и технологического характера.

В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни.  Поэтому организация кружка «Столяров – конструкторов» очень актуальна в рамках дополнительного образования детей.

Направленность программы

     Дополнительная образовательная программа кружка  «Столяров – конструкторов» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.

     По времени реализации программа рассчитана на два года. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:

- для учреждений дополнительного образования под редакцией С.К. Никулина;

- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;

- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова,

а также личный опыт педагога.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение.

Цель программы -  овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.

Основные задачи:

Образовательные:

  1. Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
  2. Обучить практическим навыкам обработки древесины;
  3. Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, творческих способностей обучающихся;
  2. Развивать художественный вкус, ориентированный на качество готового изделия;
  3. Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
  2. Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Занятия кружка проводятся три раза в неделю по два часа в виде групповых или индивидуальных занятий для детей 10-15лет.

Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.

      Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия.

      В программе можно выделить несколько этапов:

      - правила организации занятий и правила техники безопасности;

      - знакомство с оборудованием, материалами и инструментами;

      - изучение способов подготовки деталей к работе;

      - изготовление деталей из древесины;

      - художественная обработка древесины;

      - способы сборки и отделки изделий.

     Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на  выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу.

     Ожидаемые результаты освоения программы:

     Каждый обучающийся будет знать:  

  1. Общие сведения о древесных материалах;
  2. Назначение и применение инструментов и оборудования;
  3. Правила техники безопасности при работе;
  4. Основные способы столярной и токарной обработки древесины;
  5. Способ художественной обработки;
  6. Способы сборки и отделки изделия.

     Будет уметь:

  1. С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и станочное оборудование;
  2. Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом;
  3. Применять различные виды сборки и отделки изделий;
  4. Рационально организовывать свою работу.

      Сможет решать задачи:

  1. Применять на практике полученные знания и умения;
  2. Адаптироваться в условиях современной жизни;
  3. Самостоятельно находить решения жизненных ситуаций.

Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в программу

2

2

-

2.

Древесные материалы

8

2

6

3.

Клеи

4

2

2

4.

Инструменты, приспособления, станки

12

2

10

5.

Изготовление деталей из древесины

36

4

32

6.

Сборка изделий

26

4

22

7.

Художественная обработка древесины

20

2

18

8.

Отделка изделий

20

2

18

9.

Итоговое занятие

2

2

-

10.

Резервный фонд – в т.ч.:

- защита авторских работ

- выставка работ

- экскурсии

14

3

8

3

4

1

2

1

10

2

6

2

Итого:

144

26

118

Методическое обеспечение программы.

  1. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:

- учебного кабинета;

- необходимого деревообрабатывающего инструмента и приспособлений;

- необходимого станочного оборудования

- переносного электроинструмента;

- оборудования и принадлежностей для окончательной обработки и отделки

   деталей и изделий;

- необходимого дидактического и раздаточного материалов.

  1. Для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые инструменты и приспособления для обработки древесины; приобрести резцы, стамески, сверла различного диаметра и   конфигурации; закупить необходимое количество расходного материала

(фанера, ДВП, ДСП, МДФ), а также учебные пособия по декоративно-прикладному искусству.

Информационное обеспечение программы.

Литература.

  1. Основная литература:

  1.  А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины.
  2.  О.Н. Маркелова. Декоративно-прикладное творчество.
  3.  С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования.

  1. Рекомендуемая литература:

  1. Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии
  2. А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе.
  3. Г.Я. Федотов. Волшебный мир дерева.
  4. А.В. Березнев. Резьба по дереву.
  5. А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой
  6. А.М. Шепелев. Как построить сельский дом.
  7. Х.И. Махмутова. Роспись по дереву
  8. Материалы журналов: «Юный техник»,

                                             «Школа и производство»,

                                             «Сделай сам»,

                                             «Советы домашнему мастеру».

  1. Мультимедийные презентации и материалы интернет-сайтов по

данной тематике.

Содержание программы. 1 год обучения.

п/п

тема

Содержание занятия

Форма

проведения

Знания. Умения. Навыки.

Материалы и

оборудование

1.

Введение

в программу

Теория: знакомство с правилами работы и расписанием кружка, планом на год, с правилами техники безопасности.

Практика: заполнение анкеты, демонстрация работ учащихся.

Рассказ, беседа, выставка.

Знания: правила поведения

на занятиях, правила техники безопасности

Образцы готовых изделий, инструкции

2.

Древесные материалы

Теория: виды древесных и пиломатериалов, композиционные материалы на основе древесины. Свойства древесины и материалов, области их применения.

Практика: ознакомление с видами и свойствами материалов(Л-ПР работы), правила подбора и подготовки заготовок для работы.

Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные

работы,

практические

работы

Знания: виды и свойства материалов, современные материалы, правила подбора и подготовки заготовок для работы.

Умения: по внешнему виду определять вид древесины и материала, правила подбора и подготовки заготовок для работы с заданными параметрами

Образцы древесных и пиломатериалов,

плакаты, инструкционные карты.

3.

Клеи

Теория: виды клеев, клеевых мастик, грунтовок и области их применения

Практика: подготовка клея и поверхности материала для работы

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: названия и обозначения клеев, правила безопасной работы с ними.

Умения: подготовить клей и заготовку, выполнить склеивание или грунтовку (заделку трещин и сколов)

Компоненты для приготовления клеев и клеевых мастик, инстркц. карты

заготовки

4.

Инструменты, приспособления, станки

Теория:  виды, назначение, правила работы  и  правила т/б при работе.

Практика: правила использования и приемы работы с оборудованием

Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные

работы,

практические

работы

Знания: устройство и правила работы на станках: СТД-120, НС-12; с электродрелью; с ручным д/о инструментом

 Умения:  уметь пользоваться

оборудованием  с соблюдением правил т/б и электробезопасности.

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

инструкц. карты

операционные карты, заготовки

5.

Изготовление деталей из древесины

Теория:  виды и способы обработки древесины правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены.

Практика: разметка деталей; пиление и строгание древесины; выпиливание лобзиком. Токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: правила разметки и изготовления деталей и изделий с применением инструментов и оборудования; с соблюдением правил пожарной, электробезопасности и т/б.

Умения:  разметка деталей, пиление и строгание древесины, выпиливание лобзиком, токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование.

Навыки: применять операционные и инструкционные карты

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

инструкц. карты

операционные карты, заготовки

6.

Сборка изделий

Теория:  виды и способы сборки деталей из  древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности

Практика: сборка деталей на гвоздях, шурупах (болтах или винтах), не клею; применение шиповых соединений

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: виды и способы сборки, разметка и подготовка деталей, последовательность сборки, правила техники безопасности, пожарной безопасности.

Умения:  применять различные способы сборки деталей, размечать и готовить детали к сборке.

Навыки: применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование

 

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

инструкц. карты

операционные карты, заготовки

7.

Художественная обработка древесины

Теория:  виды и способы художественной обработки древесины, правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены (выжигание, тонирование, контурная и геометрическая резьба).

Практика: обработка и отделка деталей выжиганием, окрашиванием, лакированием, различного вида резьбой, комбинированными способами

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания:  виды и способы художественной обработки  инструменты и приспособления для худ. обработки, правила безопасной работы с ними.

Умения: произвести обработку детали (изделия) выбранным способом.

Навыки:  готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б

Инструменты, приспособления, плакаты,

инструкционные карты,

операционные карты, заготовки, изделия.

8.

Отделка изделий

Теория:  виды и способы отделки изделий древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены.

Практика: прозрачная и непрозрачные способы отделки, способы окрашивания, лакирования, декорирования

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания:  правила подготовки и отделки поверхности.

Умения: произвести отделку детали (изделия) выбранным способом.

Навыки:  готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б

Инструменты, приспособления, плакаты,

инструкционные карты,

операционные карты, заготовки, изделия.

9.

Защита авторских работ

Теория:  подготовка изделия и его описания к защите, порядок защиты, призы и награждение победителей

Демонстрация своих авторских работ членами кружка

Знания:  технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия.

Умения: связно построить свой рассказ.

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

операционные карты, необходимые для защиты.

10.

Выставка

работ

Теория:  подготовка изделий к выставке, порядок демонстрации, условия оценки качества изделий, призы и награждение победителей

Демонстрация своих  работ членами кружка

Знания:  технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия.

Изделия

учащихся членов кружка

11.

Экскурсия

Теория:  промышленное производство изделий из древесины. «Встреча с увлечениями».

Практика: познакомиться с методами современного д/о производства.

Рассказ, беседа, демонстрация

Знания:  технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия.

 

Изделия

12.

Итоговое

 занятие

Теория:  обсуждение результатов работы. Советы и рекомендации обучающимся. Перспективные работы кружка.

Практика: награждение самых активных участников и победителей выставок, презентаций, конкурсов.

Рассказ, беседа, демонстрация

своих  работ членами кружка

Умения: самостоятельно анализировать свою работу и делать выводы.

Навыки:  взаимодействия в коллективе.

Изделия

учащихся членов кружка

13.

Резервный фонд.

Подготовка к конкурсам, защите, выставкам.

Проведение выставок и презентаций лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный столяр"

Рабочая программа кружка предназначена для учащихся 6-8 классов....

разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Изготовление лекал. Пиление лобзиком фанеры"

Тема занятия: Изготовление лекал. Пиление лобзиком фанеры. Цели урока: обучающая – ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и инструментом для его выполнения; воспитательная – воспитание сознател...

разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Резьба геометрическая"

Тема занятия «Резьба геометрическая» Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической...

разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Приемы работы при пилении и фуговании""

Тема занятия «Приемы работы при пилении и фуговании» Цель образовательная: Создать условия для ознакомления учеников с процессом строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов, спосо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"

Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....