Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"
рабочая программа (технология) на тему

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью,  и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет.  Пояснительная записка написана на основе авторскеого материала из Интернета.

Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет.  ..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka_narodnye_promysly.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                                                                                                                                               Утверждаю:

Зам.директора по ВР                                                                                  директор школы

__________/Романова Л.И.                                                                                                                                                         _________/Кулагина О.Н.

«____»_________2012г                                                                                                                                                                    «____»_________2012г

Муниципальное учреждение средней общеобразовательной школы с. Долина

Дополнительная общеобразовательная программа

детского объединения

 

Народные промыслы

        Возраст детей 11-14 лет

Срок реализации – 1 год.

Педагог дополнительного

образования

Юкина Р.Г.

                                                                                                     с.Долина 2012 год

Пояснительная записка.

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет. При обучении используется режим групповых занятий: два раза в неделю.    Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. У учащихся 5 классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи данной программы: 

  1. Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
  2. Изготовление поделок и сувениров.
  3. Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага,  бисер, пряжа, и т.д.)
  4. Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
  5. Правильное использование цветовой гаммы.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это скзывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.). В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных вечеров.

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 

К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

 

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

  простой карандаш

  линейка

  фломастеры

  цветные карандаши

  ножницы канцелярские с закругленными концами

  кисточка для клея и красок

  иголки швейные

  доски для работы с пластилином

Материалы:

  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  картон белый и цветной

  ткань: ситец однотонный и цветной

  мех

  вата

  нитки швейные – белые, черные и цветные

  мулине

  шерстяная пряжа

  клей ПВА

 

Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Использование ИКТ, интерактивных технологий.

Дата проведения

Примечание

Теор.

Практ .

План

Факт

1

Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

1

2

Анализ работы кружка за 2011-2012 уч.г.

Составление плана работы кружка на 2012-2013 уч.г.

Выбор актива, распределение обязанностей.

1

Презентация «Успехи кружковцев в 2011-2012 уч.г»

3

Свойства бумаги и картона.

Виды бумаги.

Техника безопасности.

1

4

Квиллинг.

Приемы бумагокручения.

1

2

Презентация « Приёмы выполнения элементов»

5

Панно «Цветочная поляна»

2

Презентация « Квиллинг – техника для выполнения панно»

Панно «Цветочная поляна»

2

Мастер класс « Панно «Цветочная поляна»

Панно «Цветочная поляна»

2

Знакомство, беседа“Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.

1

3

Презентация « Бисер»

Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

1

3

Плетение одной нитью.

Плетение в две нити.

Плетение браслетов-“фенечек”.

1

3

Плетение браслетов-“фенечек”.

( изделий по выбору уч-ся)

2

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

2

Презентация «История кукол»

«Такие разные куклы»

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня»

2

Мастер – класс по изготовлению куклы «Барыня»

 Изготовление сувенира «Мешочек счастья»

4

Презентация «Обереги»

Изготовление сувенира «Домовёнок»

2

Окончательная отделка сувенира «Домовичок»

2

 Приемы вязания крючком.

Вязание цветов, полотна

2

Презентация « Волшебный крючок»

Вязание цветов

2

Мастер-класс « Цветы»

Вязание цветов

2

Изготовление корзины

 ( составление коллажа)

4

Мастер – класс «Корзина»

Оформление. Итог работы

2

Вязание крючком

*Игольница “Грибок”,

4

Работа с бросовым материалом

Изготовление шкатулок из пластмассовых бутылок

1

1

Мастер – класс «Шкатулка»

 

Подбор материала,

 изготовление выкроек.

2

 Шитье частей шкатулки петельным швом.

6

Сбор шкатулки

2

Изготовление вазочки из пластиковой бутылки

1

2

Мастер-класс по изготовлению вазочки из пластиковой бутылки

Сбор вазочки.

4

Праздник «

2

ИТОГО:

11

64

К концу  года обучения учащиеся должны знать: 

  1. название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  2. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  3. правила планирования и организации труда;
  4. способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу  года обучения учащиеся должны уметь: 

  1. правильно использовать инструменты в работе;
  2. строго соблюдать правила безопасности труда;
  3. самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  4. самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  5. экономно и рационально расходовать материалы;

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка,, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, , шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению,.

Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, бисер, стеклярус; поролон, шерстяная пряжа.

Список литературы.

  1. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”                                                        
  2. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  3. Т.И. Еременко “Рукоделие”
  4. “Искусство бисероплетения”
  5. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  6. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  7. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  8. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  9. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  10. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
  11. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки.”
  12.  Журнал «Валя. Валентина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет ознакомительный уровень 2-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету эстрадное пение....

Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по индивидуальным занятиям эстрадноым пением....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ, ИГРАЯ В ТЕАТР» (для детских оздоровительных лагерей)

Английский язык сегодня является универсальным средством передачи опыта, необходимым компонентом для вступления в диалог с представителями других культур и традиций. Это язык всех областей человеческо...

Дополнительная общеобразовательная программа "Детский театр - средство эстетического и нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей"

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в осмыслении явлений жизни и природы. Занятия искусством совершенствуют человеческий вкус и чувства, позволяют корректировать с...