Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"
рабочая программа (технология) на тему
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет. Пояснительная записка написана на основе авторскеого материала из Интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_narodnye_promysly.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Утверждаю:
Зам.директора по ВР директор школы
__________/Романова Л.И. _________/Кулагина О.Н.
«____»_________2012г «____»_________2012г
Муниципальное учреждение средней общеобразовательной школы с. Долина
Дополнительная общеобразовательная программа
детского объединения
Народные промыслы
Возраст детей 11-14 лет
Срок реализации – 1 год.
Педагог дополнительного
образования
Юкина Р.Г.
с.Долина 2012 год
Пояснительная записка.
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет. При обучении используется режим групповых занятий: два раза в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. У учащихся 5 классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи данной программы:
- Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
- Изготовление поделок и сувениров.
- Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, бисер, пряжа, и т.д.)
- Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Правильное использование цветовой гаммы.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это скзывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.). В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных вечеров.
К концу обучения учащиеся должны знать:
◆ название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
◆ название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
◆ правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
◆ анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
◆ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
◆ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
◆ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления:
◆ простой карандаш
◆ линейка
◆ фломастеры
◆ цветные карандаши
◆ ножницы канцелярские с закругленными концами
◆ кисточка для клея и красок
◆ иголки швейные
◆ доски для работы с пластилином
Материалы:
◆ двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
◆ картон белый и цветной
◆ ткань: ситец однотонный и цветной
◆ мех
◆ вата
◆ нитки швейные – белые, черные и цветные
◆ мулине
◆ шерстяная пряжа
◆ клей ПВА
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Использование ИКТ, интерактивных технологий. | Дата проведения | Примечание | ||
Теор. | Практ . | План | Факт | ||||
1 | Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. | 1 | |||||
2 | Анализ работы кружка за 2011-2012 уч.г. Составление плана работы кружка на 2012-2013 уч.г. Выбор актива, распределение обязанностей. | 1 | Презентация «Успехи кружковцев в 2011-2012 уч.г» | ||||
3 | Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. | 1 | |||||
4 | Квиллинг. Приемы бумагокручения. | 1 | 2 | Презентация « Приёмы выполнения элементов» | |||
5 | Панно «Цветочная поляна» | 2 | Презентация « Квиллинг – техника для выполнения панно» | ||||
Панно «Цветочная поляна» | 2 | Мастер класс « Панно «Цветочная поляна» | |||||
Панно «Цветочная поляна» | 2 | ||||||
Знакомство, беседа“Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. | 1 | 3 | Презентация « Бисер» | ||||
Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений). | 1 | 3 | |||||
Плетение одной нитью. Плетение в две нити. Плетение браслетов-“фенечек”. | 1 | 3 | |||||
Плетение браслетов-“фенечек”. ( изделий по выбору уч-ся) | 2 | ||||||
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. | 2 | Презентация «История кукол» «Такие разные куклы» | |||||
Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня» | 2 | Мастер – класс по изготовлению куклы «Барыня» | |||||
Изготовление сувенира «Мешочек счастья» | 4 | Презентация «Обереги» | |||||
Изготовление сувенира «Домовёнок» | 2 | ||||||
Окончательная отделка сувенира «Домовичок» | 2 | ||||||
Приемы вязания крючком. Вязание цветов, полотна | 2 | Презентация « Волшебный крючок» | |||||
Вязание цветов | 2 | Мастер-класс « Цветы» | |||||
Вязание цветов | 2 | ||||||
Изготовление корзины ( составление коллажа) | 4 | Мастер – класс «Корзина» | |||||
Оформление. Итог работы | 2 | ||||||
Вязание крючком *Игольница “Грибок”, | 4 | ||||||
Работа с бросовым материалом Изготовление шкатулок из пластмассовых бутылок | 1 | 1 | Мастер – класс «Шкатулка» | ||||
Подбор материала, изготовление выкроек. | 2 | ||||||
Шитье частей шкатулки петельным швом. | 6 | ||||||
Сбор шкатулки | 2 | ||||||
Изготовление вазочки из пластиковой бутылки | 1 | 2 | Мастер-класс по изготовлению вазочки из пластиковой бутылки | ||||
Сбор вазочки. | 4 | ||||||
Праздник « | 2 | ||||||
ИТОГО: | 11 | 64 |
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка,, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, , шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению,.
Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, бисер, стеклярус; поролон, шерстяная пряжа.
Список литературы.
- Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”
- “Искусство бисероплетения”
- Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
- В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки.”
- Журнал «Валя. Валентина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень 2-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету эстрадное пение....
Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по индивидуальным занятиям эстрадноым пением....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ, ИГРАЯ В ТЕАТР» (для детских оздоровительных лагерей)
Английский язык сегодня является универсальным средством передачи опыта, необходимым компонентом для вступления в диалог с представителями других культур и традиций. Это язык всех областей человеческо...
Дополнительная общеобразовательная программа "Детский театр - средство эстетического и нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей"
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в осмыслении явлений жизни и природы. Занятия искусством совершенствуют человеческий вкус и чувства, позволяют корректировать с...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...