Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии.
статья по технологии по теме

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся. Таким образом, новые информационные технологии повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)  на уроках технологии.

«Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.

Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

Компетентность современного учителя – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимых для этого профессиональных компетенций.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Использование ИКТ в структуре урока технологии повышает интерес к предмету и соответствует возрастной группе, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления учащихся.

Применение компьютеров в обучении непосредственно связано с принципом сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Каждый ученик теперь может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Более глубокий и тонкий учет индивидуальных особенностей учащихся способна осуществлять компьютерная программа, с помощью которой ведется обучение.  В то же время, более тонкое использование возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией учеников во время компьютерного обучения. Это и элементы игры, поощрения, и хорошая оценка, поставленная компьютером.

Главной отличительной чертой таких уроков является диалог учителя с учеником посредством компьютера, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого учащегося. Причем ученик превращается в активного участника собственного обучения, что приводит к значительному повышению учебной мотивации, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса.

Современный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, научной, методической, управленческой. У него есть  разные возможности использовать компьютерные или информационные технологии, чтобы получать, передавать, систематизировать, обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию между коллегами, учениками, их родителями и т.д.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в компьютерных программах Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью, пользоваться Интернетом.

Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю и  ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

Изучив и обобщив опыт учителей, применяющих ИКТ на своих уроках, я  пришла к выводу, что при их  применении происходит:

  1. Формирование новых компетенций, нравственных и эстетических ценностей;
  2. Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни;
  3. Развитие творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  4. Обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

Использование презентаций открывает широкие возможности для творческого преподавания технологии, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении. Изменяется структура урока, позволяющая формировать свободолюбивую творческую личность, создается положительная мотивация для самообразования.

  ИКТ имеет следующие преимущества:

  1. позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;  
  2. дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;
  3.  расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);
  4.  сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;
  5. работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;
  6.  дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);
  7.  компактность накопления и хранения информации;
  8.  мобильность;
  9. демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);
  10. предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  11. быстрая обработка результатов;
  12. способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;
  13. самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;
  14. ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других учителей.

Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.  

За урок учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести   практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Вот именно  здесь и приходит на помощь учителю его электронный помощник – компьютер. Он может взять на себя значительную часть этой работы.

        Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

        Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не зависев от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий.

        В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.

        Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Но современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, можно разработать учебные пособия, которые более наглядно будут показывать изучаемый материал. Цель такой презентации    -  донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

        Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

        Они могут использоваться на всех типах уроков.

        При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, т.к.  излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

        Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность.

        В настоящее время трудно представить преподавание технологии без использования компьютера.  Последние  три  года я  активно внедряю в учебный процесс компьютер. Эффективность применения информационных технологий на уроках технологии не подлежит сомнению.

        С помощью мультимедийной презентации  я  провожу тестирования учащихся. Кроме того, неограниченны возможности презентаций в воспитательной деятельности, например на классных часах и т.д.

        На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым   помощником любого учителя: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, и нам учителям, остается только дополнить его в случае необходимости, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

        Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

        Использование компьютера  экономит время написания тематических планов, конспектов уроков, составления и оформления различных тестов, дидактического материала:  технологических и инструкционных карт - темы: « Кулинария», « Культура дома», «Конструирование и моделирование одежды», «Материаловедение», «Информационные технологии» и т.д. Появилась возможность дифференцированного подхода в обучении: каждому учащемуся есть возможность дать задание по силам.

Составление индивидуальных заданий, которые не повторяются, полностью удалило элементы «списывания», ребята работают в спокойной обстановке, никто никого не отвлекает.

С помощью ПК учащиеся готовят и оформляют рефераты, различную информацию, составляют тесты по изученным темам. И, конечно, огромная роль ПК в исследовательской работе - при оформлении творческих проектов по технологии. В 2012 году более 50% учащихся оформили свои творческие проекты в электронном виде, большинство - в программе Роwer Point.

Вообще, при изучении различных видов декоративно-прикладного творчества Интернет просто незаменим. Такое количество виртуальных выставок не заменишь ни одним альбомом. Сайты, посвященные вышивке, бисероплетению, оригами, макраме, позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.

И, наверное, самое сложное, с чем сталкивается учитель на уроке – это построение выкроек. Дело в том, что на построение нужной выкройки тратится большая часть урока, а на практическую часть времени остается  очень мало.

Мы попытались решить эту проблему. Для автоматизации расчетной части мы использовали электронные таблицы. При их использовании достаточно ввести размеры и распечатать расчетную карту. Но строить выкройку приходится все равно самим. Затем в Интернете появилась программа, строящая и распечатывающая по указанным размерам основу выкроек некоторых вещей: фартука, блузки,  юбки, брюк. Но ограниченный выбор не позволил решить эту проблему полностью. А сейчас появились сервисы, позволяющие заказать выкройку нужной вещи по E-mail, тут же получить и распечатать её.

Подводя итоги, хочу коротко сказать, как я использую новые информационные технологии на уроках различного вида.

Уроки с объяснением нового материала.

На таких уроках основной акцент делается на возможность использования огромного количества наглядного материала, что очень важно на уроке технологии. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»  Это позволяет ученику лучше усвоить тему, выделить из неё главное.

Закрепление нового материала.

Обычно закрепление материала происходит во второй части урока, после объяснения. Оно сопровождается различными вопросами, дополненными фотографиями. Удобно использовать мультимедийный проектор при работе с чертежами, так как такой вид деятельности вызывает затруднения у ребят. Ученикам очень нравится разгадывать кроссворды, особенно на компьютере.

Широкое  использование компьютеров на своих уроках даёт  мне возможность сделать следующие выводы.

1)        У детей сразу повысился интерес к моим урокам. Использование компьютеров при создании презентаций заинтересовывает ребят, и они с удовольствием берутся за эту работу.

2)        Знания учащихся стали глубже и системнее.

3)        Учащиеся стали правильнее говорить и лучше давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

4)        Использование тестов на уроке дисциплинирует учеников, они тщательно готовятся к урокам.

Заключение.

Мои ученики уже не представляют уроки технологии без компьютера, презентаций, тестирования и интересных фильмов.

Если использовать компьютер как коммуникативное средство при обучении технологии, то профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной творческой работы. Программные средства, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимосвязанные средства для построения учебного процесса.

Компьютер превращается в обычный рабочий инструмент, какими сегодня являются книга, тетрадь и карандаш.

Использование ИКТ создает мотивацию самообразования педагога. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.

Появляются новые компетенции, приобретаются новые ценности, как термальные, так и инструментальные. Функционально изменяется роль учителя, из рассказчика он превращается в консультанта, помощника и эксперта.  

Учитель находится в состоянии постоянного педагогического опыта.

Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий:

  1. повышает интерес учащихся к предмету,
  2. формирует положительную мотивацию учебной деятельности,
  3. осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика
  4. оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения,
  5. создаёт надежную систему мониторинга усвоения знаний,
  6. осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика,
  7. повышает педагогическую квалификацию,
  8. позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.  
  9. учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку в 8 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Would you like to go abroad? »

В структуре урока представлены материалы опроса “Going abroad” для расширения информационного поля учащихся по представленному материалу для создания конечного продукта деятельности – готовности уча...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии.

laquo;Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и ра...

Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)

Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образо...