Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."
статья по технологии (7 класс) по теме

 

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.

Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной деятельности на уроках технологии, основанной на методах творческого мышления, позволит качественно повысить уровень творческих способностей учащихся 7-9 классов.  А так же: заинтересовать учащихся разработкой проектов, сформировать представление о проектной деятельности, содействовать общему развитию учащихся, расширению их кругозора, повышению уровня информативности, развитию творческих способностей. Педагогический эксперимент проводился в течение трех лет в естественных условиях занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_s.a.nechunaeva_gou_co_no1085.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии ГОУ ЦО №1085  Нечунаева С.А.

Развитие творческих способностей учащихся

методом проектной деятельности на уроках технологии.

        В современном образовательном процессе приветствуется творческое мышление учащихся. Особенно благотворно для этого является изучение на уроках технологии темы «Творческий проект».  Метод проектов позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность изучения всех тем и разделов программы, отобрать и комплектовать изучаемый материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.  Использование проектной деятельности на уроках технологии дает возможность учителю обеспечить целостность педагогического процесса, позволяет осуществлять обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.

Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной деятельности на уроках технологии, основанной на методах творческого мышления, позволит качественно повысить уровень творческих способностей учащихся 7-9 классов.  А так же: заинтересовать учащихся разработкой проектов, сформировать представление о проектной деятельности, содействовать общему развитию учащихся, расширению их кругозора, повышению уровня информативности, развитию творческих способностей. Педагогический эксперимент проводился в течение трех лет в естественных условиях занятий.

    Целью эксперимента является проверка основных положений гипотезы исследования:

-эксперимент должен показать зависимость успеваемости от творческих способностей;

- метод творческих проектов должен полностью отражать реальную модель творческой деятельности;

- творческий проект должен помочь увидеть, как творчество приводит к конкретному решению проблемы, а впоследствии, к успешности человека.

   Для проверки основных положений гипотезы исследования была разработана стратегия выявления уровня креативности  учащихся на разных ступенях обучения основным методам проектной деятельности. Под термином «креативность» понимается особая способность порождать необычные идеи, отклоняться в процессе мышления от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. Для выявления и измерения уровня таких способностей был подобран психодиагностический инструмент, содержащий возможности оценки как когнитивных, так и личностно-индивидных креативных характеристик, а именно – набор Креативных Тестов Ф. Вильямса.  

Данный комплект материалов по психодиагностике был разработан для обеспечения области творческих способностей валидными методами оценки данных, представляя собой систему измерения восьми факторов дивергентного мышления и личностных характеристик. При помощи методик этого набора имеется возможность не только идентифицировать и диагностировать творческие способности учащихся, но и составить эффективную технологию обучения.

Набор креативных тестов Вильямса предназначен для диагностики способностей детей и подростков до 17 лет. В состав набора входят три части.  Первая часть – Тест Дивергентного Мышления, который заключается в завершении двенадцати предложенных рисунков. Для проведения данного этапа требуется 20-25 минут. Вторая часть – это Опросник личностных творческих характеристик, состоящий из пятидесяти заданий закрытого типа с множественным выбором ответов. Опросник, заполняемый детьми самостоятельно, направлен на самооценку тех качеств личности, которые тесно связаны с творческими способностями. И, наконец, третья часть набора  тестов представляет собой шкалу для учителей для диагностики креативных проявлений ребенка. Такая структура исследования позволяет  проводить сравнительный анализ результатов всех трех частей, обеспечивая тем самым высокую валидность предлагаемого инструмента.

Кроме количественно-оценочного инструмента в ходе эксперимента целесообразно использование технологий, позволяющих оценить качество полученных знаний и общий уровень развития творческих способностей. Для этого необходимо проанализировать изменения в качестве знаний как по предмету «Технология», так и общие показатели успеваемости, а так же отследить показатели участия в конкурсах, выставках и других социально-значимых мероприятиях.

В эксперименте принимали участие учащиеся гимназического («А») и обычного («Б») классов одной параллели, начиная с 7-го класса. В каждом классе по 15 девочек. Экспериментальная деятельность велась на протяжении трех лет и состояла в применении различных педагогических технологий в выбранных классах. В работе с гимназическим классом («А») использовались стандартные программы курса «Технология», тогда как в обычном классе («Б») применялся метод проектной деятельности.

Для удобства отслеживания результатов эксперимент был поделен на три ступени обучения, для каждой из которых были определены индивидуальные цели, задачи и применяемые методики.

     1-я ступень – констатирующая, начальная развивающая (2007 – 2008 уч. год);

     2-я ступень – развивающая (2008 – 2009 уч. год) ;

    3-я ступень – контрольная ( 2009 -2010 уч.год).

                           

                             

                                   Содержание  экспериментальной работы

Констатирующая ступень, начальная развивающая

Отправной точкой эксперимента по выявлению творческих способностей учащихся стал замер, проведенный на начало учебного года (7 класс) в обоих классах с помощью Теста Дивергентного Мышления.  Результаты проведенного замера позволили оценить совокупность разнообразных познавательных и личностных качеств учащихся, рассмотреть другие грани творческих способностей учеников и установить их соотношение со стандартными измерениями, применявшимися ранее для оценки динамики качества знаний по различным предметам школьной программы.

Творческие способности оценивались по восьми факторам, затрагивающим как  когнитивно-интеллектуальные творческие способности, так и личностно – индивидуальные:

- беглость мышления, характеризуемая генерированием большого количества идей, беглостью мысли, способностью к выбору нескольких уместных ответов;

- гибкость мышления как способность к использованию различных подходов, типов идей, умение переходить от одной категории к другой и направлять мысль по латеральному пути;

- оригинальность мышления, отражающая уникальные или принципиально новые способы мышления, ведущие к оригинальным и нестандартным идеям, отступлению от очевидного и общепринятого;

- разработанность мышления  как способность приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой;

- способность пойти на риск, характеризуемая попытками строить предположения, конструктивно воспринимать критику, действовать в неструктурированных условиях;

- комплексность как поиск многих альтернатив, умение видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть; способность разбираться в сложных проблемах;

- любознательность как размышление над скрытым смыслом явлений, следование предчувствию и желанию посмотреть, что произойдет;

- воображение, характеризуемое умением визуализировать и строить мысленные образы, доверять интуиции, переходить за границы реального мира и воображать то, чего никогда не было.

Тест Дивергентного Мышления и работа с опросником позволили выявить уровень всех вышеперечисленных факторов у учащихся обоих классов. Результаты подсчетов отражены в диаграмме 1, иллюстрирующей примерно равные показатели развития творческих способностей учащихся. Кроме того, было отмечено, что большая часть значений находится в области «Ниже среднего».

Таким образом, результаты замера, проведенного в начале первой ступени, доказали необходимость использования педагогических технологий,

направленных на развитие творческих способностей учащихся.       

В течение всего учебного года в 7 «Б» классе велась работа с использованием метода проектной деятельности. Основные усилия были направлены на проработку организационно-подготовительного этапа, дающего безграничные возможности для проявления творческих способностей. Процесс совместной работы учителя и ученика позволил расширить зону ближайшего развития каждого ребенка, в результате, учащиеся приобрели навыки выявления проблемы, постановки задач, поиска путей решения проблем, а так же познакомились с методами проведения исследований, генерации идей и основными законами планирования деятельности. На каждом этапе работы использовались специальные упражнения на отработку отдельных навыков проектирования и повышение уровня каждого из восьми факторов творчества.

По результатам замеров, проведенных в конце учебного года, (см. диаграмму 2)  уровень творческих способностей в обоих классах несколько повысился и выровнялся. Учащиеся обычного класса («Б») стали проявлять больший  интерес к учебе, самостоятельность в решении повседневных проблем.

                                                                       

                                                     

Развивающая ступень

На второй ступени производилось фиксирование результатов, при апробации методик по развитию творческого мышления . Во время проведения развивающего этапа перед учащимися были поставлены следующие задачи:

 - учащиеся должны знать, что такое творческий проект, иметь представление о классификации, структуре, его особенностях;

 - учащиеся должны знать как работать над разделами проекта;

 - учащиеся должны знать как подготовить защиту проекта.

   Вторая ступень обучения (8 класс) характеризовалась более глубокой проработкой всех этапов творческого проекта, включая изготовление изделия. Работа велась так же совместно с учителем, но тема выбиралась непосредственно учащимися.  В процессе обучения использовались упражнения по развитию творческого мышления и творческих способностей. Для повышения мотивации была организована защита проектов в рамках школы, а всем желающим была предоставлена возможность участия в конкурсах детского творчества.

    Результатом обучения на второй ступени (см. диаграмму 3) стало активное участие

и победы школьников в районных и окружных конкурсах детского творчества, было отмечено значительное повышения уровня успеваемости, стали поступать положительные отзывы родителей об учебе детей в школе и позитивных изменениях в поведении дома. Результаты замеров выявили ощутимую разницу в уровне творческих способностей среди учеников двух классов с опережением учащихся класса «Б».

                                           

                                                  Контрольная  ступень

      Задачей контрольного эксперимента является подведение результатов апробированной методики.

Третья ступень (9класс) как заключительный этап эксперимента, стала своеобразной проверкой полученных ранее знаний, предоставив учащимся полную свободу как в выборе темы проекта, так и в выборе направления проектной деятельности. Так, наряду с творческими проектами школьники стали обращаться к проектам комплексным, затрагивающим межпредметные связи и требующим освоения разнообразных дополнительных навыков в смежных областях. На данном этапе велась самостоятельная работа, где учителем была принята роль консультанта, направляющего деятельность и дающего рекомендации.   Эффективность работы  методами проектной деятельности была отмечена уже на протяжении всего учебного процесса третьей ступени: уровень общей успеваемости показал положительную динамику в классе «Б», школьники стали проявлять инициативу в решении различных проблемных ситуаций, а методы творческого подхода стали использоваться и по отношению к ситуациям обыденной жизни. Большинство учащихся приняли участие в городских, окружных и всероссийских конкурсах, завоевав призовые места и получив высокую оценку жюри. По окончании девятого класса три ученицы выбрали творческий профиль обучения, поступив в колледжи по специальностям "швея" и "модельер-конструктор".

Финальные замеры по завершению третьей ступени обучения показали резкий скачок в уровне  творческих способностей у учащихся обычного класса «Б», тогда как уровень творчества гимназического класса «А» повысился незначительно (см. диаграмму 4).                                                    

                                                                                                                 

Наиболее яркие результаты проведения трехлетнего эксперимента проявились при переходе учеников в 10 класс. Ребята продолжили работу методом проектной деятельности по собственной инициативе без участия педагога, перенося полученный опыт на личные проекты различной направленности - от технических исследовательских до предпринимательских с попыткой организации собственного мини-производства.

 Выводы по экспериментальной работе

Таким образом, эксперимент по внедрению методов проектной деятельности на уроках технологии полностью подтвердил эффективность методики как инструмента, направленного на быстрое развитие творческих способностей учащихся. Школьники приобрели необходимые навыки для осуществления творческого подхода во многих областях жизни, тем самым научившись наиболее эффективно подходить к решению проблем и составлять многоплановые стратегии, ведущие к развитию личности и обретению успеха.

Дальнейшими перспективами  работы методом проектов  является  включение проектной деятельности в тематический план 10 и 11 классов,  для разработки  проектов практической направленности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Творческий проект «Организация проектной деятельности на уроках технологии»

Происходящие в современности изменения в общественной жизни  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой а...

Статья «Развитие познавательной активности в проектной деятельности на уроках технологии».

Цель:   повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии....

Обобщение педагогического опыта по теме исследования «Развитие творческих способностей обучающихся 8 классов на уроках технологии с применением метода проектов»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта о методе проектах на уроках технологии. В ней раскрыты аспекты применения метода проектов, их классификация. ....