Вводный урок 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

 

Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, правил оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмирования; ознакомить учащихся с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; формировать навыки научной организации труда, рационального размещения инструментов и материалов на рабочем месте; дать понятие о питании (правильном, рациональном питании), режиме питания; рассказать о значении питания для нормального физического и нервно-психического развития ребенка и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnyy_urok_urok_5_klass_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урок технология

5 класс

Тема: «Вводный инструктаж по технике безопасности,

Правилам поведения в кабинете «технология», санитарно-гигиеническим требованиям». «Общие сведения о питании»

Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, правил оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмирования; ознакомить учащихся с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; формировать навыки научной организации труда, рационального размещения инструментов и материалов на рабочем месте; дать понятие о питании (правильном, рациональном питании), режиме питания; рассказать о значении питания для нормального физического и нервно-психического развития ребенка и подростков.

Оборудование: таблицы «Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах и углеводах, витаминах», «Примерное меню дневного рациона для детей в возрасте от 7 до 14 лет».

Методы обучения: словесный, наглядный, практическая

Формы: индивидуальная

Приемы: беседа

Технологии:  здоровьесберегающие

Ход урока

1. Организация урока.

1.Вступительное слово.

- Вы пришли в необычный класс —

Здесь технологии научу я вас.

Мастерская оборудована для любого дела —

Обработка ткани, продуктов,

создание интерьера.

Каждая девочка хорошо должна знать,

Как домашним хозяйством управлять:

Как продуктов вести экономно расход,

Как приготовить плов, желе, компот.

Должны уметь вы и шить, и вязать,

Штопать, стирать, и вышивать.

домашнее хозяйство — искусство непростое,

Но вы научитесь — ведь дело молодое!

Кулинарию, рукоделие — все сумеете,

На швейной машине работу одолеете.

А выполняя свой первый творческий проект,

Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.

Коротко познакомила вас я, друзья,

С тем, что поможет освоить вам технология.

2. Проверка  готовности учащихся к уроку.

II. Формирование новых знаний

Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология»

Инструктаж по правилам техники безопасности.

Учитель закрепляет за каждой учащейся рабочее место, знакомит с опасными местами в кабинете, требующими особой осторожности в обращении с ними.

- На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

(Учащиеся записывают в тетрадь.)

1. Приходи на урок за пять минут до звонка.

2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учи-

3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

7. Употребляй инструмент только по назначению.

8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены выходи из кабинета.

16. По окончании работы убери свое рабочее место.

-  Давайте ознакомимся с правилами оказания первой (доврачебной) помощи на тот случай, если произойдет какая-то травма.

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечка первой помощи располагается в кабинете всегда на одном и том же видном месте (показывает место ее нахождения).

Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.

В случае поражении электрическим током необходимо:

1) Освободить пострадавшего от действия тока:

— отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

— отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

— при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

2) Вызвать «скорую помощь».

3) Оказать первую медицинскую помощь:

— уложить пострадавшего на подстилку;

— распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;

дать понюхать нашатырный спирт;

— обрызгать лицо и шею холодной водой;

— растереть грудь и конечности спиртом;

— при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При порезах необходимо:

— при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

— промыть рану дезинфицирующим раствором (например фурацилином);

— обработать рану йодом;

— Наложить повязку;

— при сильном кровотечении перевязать жгутом  выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.

При ушибах необходимо:

— положить на место ушиба холодный ком пресс;

— забинтовать ушибленное место.

При термическом ожоге необходимо;

— смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

— наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

— забинтовать.

При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:

— обильно смочить обожженное место раствором соды;

— наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

— покрыть ватой;

— забинтовать.

Общие сведения о питании

Питание - процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни. здоровья и работоспособности.

При  правильном,  рациональном  питании  человек  меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет также профилактическое  значение Для предупреждения  преждевременного старения. При желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваниях специально составленный рацион и режим питания являются одним из лечебных назначении. Неправильное питание приводит, как правило к нарушению здоровья постепенно, но неизбежно, а когда последствия уже чётко проявляются, то требуются значительные усилия для их устранения. Питание должно быть организовано таки образом, чтобы оно обеспечивало гармоническое развитие и слаженную деятельность организма, Для этого пищевой рацион должен быть по количеству и качеству сбалансирован с потребностями человека соответственно его профессии, возрасту, полу. Физические  потребности организма зависят от    множества условий. Большинство  этих  условий постоянно меняются,   так что сбалансировать питание на каждый  момент жизни практически невозможно. Но человек обладает специальными регуляторными механизмами. позволяющими использовать из принятой пищи и усваивать, необходимые питательные вещества в таком количестве, которое  ему требуется в данный момент, превращать в процессе обмена веществ одни вещества в  другие, создавать запасы.

В  процессе питания организм  получает необходимые жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, которые в процессе усвоения покрывают потребности организма в энергии. Количество энергии, выделяемой при усвоении организмом  того или иного пищевого  продукта, называется калорийностью. С учетом характера трудовой  деятельности специалисты в области гигиены   подразделяют. всё взрослое население на 4 группы. К первой группе относятся лица, работа которых не связана с затратой физического труда

 

 работники  умственного труда работа которых связана с большим нервным напряжением: работники пультов управления, диспетчеры, все служащие. Ко второй группе относятся работники производств с механизированными условиями труда и сферы обслуживания, (труд которых не требует большого физическою напряжения; медсестры, санитарки, продавцы, проводники, кондукторы, работники радиоэлектронной промышленности,  телеграфисты,  К третьей  - люди связанные  с механизированными условиями труда: станочники, обувщики, водители поездов метро,  троллейбусов, почтальоны, работники прачечных и предприятии общественною питания (кроме административно-управленческого аппарата),К четвёртой-  работники полумеханизированных или немеханизированных производств и средней и большой тяжести труда: горнорабочие, шахтеры, водители грузовых автомобилей, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, рабочие.

Режим  питания  Важная роль принадлежит режиму питания. Режим питания включает кратность приёма пиши, интервалы между приёмами пиши; распределение калорийности суточного рациона между отдельными приёмами. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание, так как

при нём создаётся равномерная нагрузка на пищеварительный тракт и обеспечивается наиболее полная обработка пищи полноценными по переваривающей силе соками. Прием пиши в одно и то же время вырабатывает рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока. Распределение суточного рациона при четырехразововом питании производится в зависимости от распорядка дня . Наиболее целесообразным является следующее распределение рациона: завтрак 25 %, обед 35 %, полдник 15 %, ужин 25 % При работе в ночную смену ужин должен составляв 30 % суточною рациона, кроме того, предусматривается приём пищи по 2-й половине ночной смены.

    Для нормального пищеварения важен также температурный режим пищи. Горячая пища должна иметь температуру в пределах 50-60 °С. Температура холодных блюд должна быть, как правило, не ниже 10 °С.

Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребёнка и подростков. Недостаточность питания задерживает рост и развитие, понижает сопротивляемость организма; избыточное нарушает процессы обмена, ухудшает аппетит, расстраивает пищеварение. Рациональное питание строится с учётом возрастной физиологической потребности организма ребёнка и подростка в белках, жирах, углеводах (см. таблицу 1) и витаминах (см. таблицу 2), а также правильного соотношения между основными питательными веществами.

Для детей, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 дет), важно, чтобы в пище содержались белки, имеющие в составе незаменимые аминокислоты, которыми богачи такие продукты, как молоко, творог, мясо. яйца. Потребность в жирах должна удовлетворяться в основном за счёт жиров растительного происхождения (подсолнечное, кукурузное масло), гак как они содержат много так называемых полиненасыщенных жирных кислот, которые лучше, усваиваются организмом.

Наилучшее соотношение белков, жиров и углеводов у  подростков 1:1:4. значительное отклонение от этого  соотношения неблагоприятно сказывается на здоровье,  все, может' привести к ожирению, бывает отставание в росте и развитии. При избыточном получении углеводов происходит задержка воды в организме, дети становятся бледными, вялыми, часто болеют, причем заболевания у них нередко сопровождаются осложнениями,

Необходимо, чтобы пища ребенка  и  подростка была разнообразной, однообразная пища ухудшает аппетит. Продукты для питания детей и подростков должны быть свежими и высокого качества. Жирное мясо можно давать только детям старшего школьного возраста. Детям и подросткам не рекомендуется давать сырое, плохо прожаренное или копчёное мясо из-за опасности отравления, заражения глистами и плохого его усвоения, а также мясные и рыбные блюда крепко соленые или сильно приправленные специями; Все виды алкогольных напитков (пиво, домашние наливки, настойки) оказывают вредное влияние на организм ребёнка и подростка. На детей до 3 лет, большие порции кофе, какао, шоколада, чая. плохо влияют, употреблять эти продукт следует в ограниченном количестве.

III. Закрепление изученного материала.

1. Беседа с учащимися по общим правилам техники безопасности.

Вопросы:

Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

— Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?

— Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило?

— Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

— Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

— В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

— Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

— Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

— Что вы должны сделать по окончании работы?

— Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?

После проведенного инструктажа учащиеся должны расписаться в журнале учета инструктажей по технике безопасности.

2. Ознакомление с действиями на случай чрезвычайных ситуаций при эвакуации из кабинета технологии.

-  Везде и всюду правила—

Их надо знать всегда!

Особенно это касается

Уроков школьного труда.

Любая работа требует сноровки —  

Обращайся с инструментами ловко!

Инструментом пользуйся исправным —

 И тогда, конечно, избежишь ты травмы!

Не приходят сами по себе умения—

Приложите старание и терпение,

Организованность, трудолюбие, внимание

Помогут овладеть технологическими приемами

и получить знания.

Эти правила никогда не забывайте,

На каждом уроке их соблюдайте.

2. Ознакомление с принадлежностями, материалами, инструментами, которые понадобятся на уроках: тетрадь для записей, лучше в клеточку, масштабная линейка, линейка обычная, угольник, карандаш, фломастеры, сантиметровая лента, ножницы, нитки хлопчатобумажные, иглы для ручных работ, лоскуты ткани хлопчатобумажные, миллиметровая бумага, булавки, ткань для изготовления фартуков, набор для вышивания.

З. Чтение и обсуждение текста введения к учебнику «Технология» (стр. 6 – 7)

— Назовите авторов учебника.

- Какова цель учебника?

— Что понимают под технологией?

- Что изучает технология?

— С каким учебным материалом вам предстоит ознакомиться на уроках технологии в 5 классе?

— Что, по утверждению авторов учебника, поможет вам развить свои творческие качества, самостоятельность, ответственность, последовательность действий?

— Какие советы и рекомендации авторов учебника вы отметили для себя в тексте введения?

III.Итог урока.

Обобщение по теме:

— Знания и умения каких технологий  нужны человеку в его деятельности?

— С какими напутственными словами обращаются к вам авторы учебника?

— Откройте страницу 164 в учебнике. Какую работу вам нужно будет выполнять согласно тем знакам, которые видите на этой странице?

Что неясного по теме урока осталось, о чем хотели бы узнать, что уточнить?

Домашнее задание: знать правила безопасности и охраны труда на уроках технологии.


        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...

Вводный урок по физкультуре из цикла уроков по разделу "Гимнастика" для учащихся 5 класса с использованием мультимедийных средств

Разработка урока по физической культуре для 5 класса по теме «Гимнастика» относится к уроку изучение нового материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию материала на последующих уроках данной тем...

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...

Урок технологии в 5 классе по теме "Вводный урок. Вводный инструктаж".

Первый урок в курсе уроков по технологии в 5 классе...


 

Комментарии

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Спасибо за материал. Нашла для себя необходимую информацию.