Технологическое образование как средство воспитания творческой личности
статья по технологии по теме

Морозова Ольга Владимировна, учитель технологии МБОУ-СОШ №3 города Армавира

Статья рассказывает о развитии творчества на уроках технологии!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическое образование как средство воспитания творческой личности

      В изменившихся социально-экономических условиях одной из основных задач образования стало приобщение обучающихся к реальной деятельности, формирование человека не только знающего, но и креативно мыслящего. Решению этих задач в значительной степени способствует предмет «Технология», так как в основе технологического образования лежит принцип «обучение через деятельность». "Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека, при этом развиваются  познавательные интересы учащихся, творческое мышление, интеллектуальные, коммуникативные, проектные и предпринимательские способности.

      Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения и применять их в новых ситуациях  осуществляется всей системой технологического образования и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились показать свои творческие возможности.

      Вкус к творчеству, желание найти интерес в решении трудовой задачи, умение размышлять нужно прививать учащимся на занятиях начиная с начальных классов. Так, например, на занятиях по обработке ткани эта работа ведётся путём составления эскизов и композиций, словесного описания модели, объяснения конструктивных элементов и значения художественного оформления, как всего изделия, так и его частей. Например, при  изготовлении фартука в 5 классе, девочки вначале выполняют художественный рисунок будущего изделия и поясняют его форму, цвет, детали, украшения. По замыслу учащихся фартуки предлагались самой разнообразной формы.  Особое творчество проявилось в выборе отделки и украшений изделий. В ответах девочек отчётливо прослеживалось разнообразие творческих взглядов и художественного вкуса.

      Таким образом,  работа по конструированию  изделий – одно из основных направлений организации творческой деятельности учащихся.

      Другим направлением в активизации творческого мышления является моделирование - изменение, улучшение, создания новых форм различных элементов и деталей изделия. Именно этот вид деятельности способствует развитию у девочек  неординарного, индивидуального и креативного подхода к решению творческих задач. Они сами создают новые формы карманов, нагрудника, деталей украшения, разновидности поясов.

     Очень ответственная операция – раскрой изделия. Она требует не только знаний и умений, но и творчества. Девочки самостоятельно производят раскладку выкройки на ткани с учётом рисунка и структуры ткани, правильный оригинальный расчёт ткан, ведущий к её экономии. Обычно типичной ошибкой при раскрое является раскрой «про запас». Здесь необходимо сделать акцент на том, что раскрой «про запас» - это тоже своего рода брак, лишний неэкономный расход материала; привести примеры производственной деятельности, когда работники используют с пользой каждый кусочек ткани. Когда девочкам предлагается изготовить сувениры из остатков ткани, то они проявляют много смекалки, выдумки и творчества при создании прихваток, грелок на чайник и других бытовых сувениров. В процессе работы они  на деле понимают, как важен каждый сэкономленный кусочек ткани. Эти работы из остатков ткани воспитывают бережливость и экономность будущих хозяек, развивают творческую активность и креативный подход к труду, так как  девочки создают не только фартук, а целый комплект для кухни в одном цвете, стиле, направлении.

      Результатом активной творческой деятельности является получение разнообразных изделий. Выдумку, фантазию, оригинальность, аккуратность и точность при раскрое  в изготовлении изделий, необходимо поощрять в течении всего урока, тем самым развивать желание внести что-то новое, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного творческого поиска.

      Творческое отношение к делу развивается и при обсуждении уже готовых изделий. Как правило. Изделия отличаются разнообразием в результате индивидуального подхода к их выполнению. В  презентациях  своего труда, девочки не только  проявляют живой интерес к труду своему и других, но и аргументировано отстаивают правильность собственных решений, обосновывают их при шитье изделия.

      Таким образом, роявление высокой творческой активности учащихся проявляется на всех этапах трудовой деятельности:

- при проектировании эскиза – в художественном воплощении своего замысла;

- при построении чертежа – в аккуратности, точности линий;

- при раскрое – в проявлении инициативы, стремлении анализировать элементы изделий;

- на заключительном этапе – в оригинальности отделки, в объяснении собственной модели.

      Очень интересное проявление творческих идей прослеживается на уроках кулинарии. Учащиеся получают задание  не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный, аппетитный вид, придумать название, сервировать стол. В процессе работы ребята  коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудится – значит обдумывать тот или иной способ действия, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение,

происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, умения уважать свой и чужой труд, ценить время.

       Надо учитывать, что развитие творческих способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому  всячески нужно поддерживать у подростков даже самые слабые попытки неординарного  подхода к работе.  При выполнении практических заданий,  не навязывать детям готового решения, а предлагать найти другой способ выполнения поставленной         задачи. И если кому-нибудь удастся найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте,  обязательно отметить  этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие ребёнка, развивает их любознательность, фантазию и инициативность.

      Развитие творческих способностей ребёнка – это целенаправленная работа в технологическом воспитании, так как именно  творчество даёт истинное самовыражение личности, помогает реализовать свой индивидуальный потенциал. Общество всегда нуждалось не только в высококвалифицированных специалистах, но и в творчески мыслящих. Такие люди редко повторяются, в любую работу они вносят что-то своё, свойственное только им. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, всё равно потребность в «золотых руках» не отпадёт. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью и индивидуальностью всегда ценились в людях, и именно эти качества остаются основными для достижения успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа как средство формирования творческой личности

Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук.Статья была опубликована в сборнике "Проблема формирования творческой лично...

Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность

В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...

" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"

Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...