Технологическое образование как средство воспитания творческой личности
статья по технологии по теме
Статья рассказывает о развитии творчества на уроках технологии!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическое образование как средство воспитания творческой личности
В изменившихся социально-экономических условиях одной из основных задач образования стало приобщение обучающихся к реальной деятельности, формирование человека не только знающего, но и креативно мыслящего. Решению этих задач в значительной степени способствует предмет «Технология», так как в основе технологического образования лежит принцип «обучение через деятельность». "Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека, при этом развиваются познавательные интересы учащихся, творческое мышление, интеллектуальные, коммуникативные, проектные и предпринимательские способности.
Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения и применять их в новых ситуациях осуществляется всей системой технологического образования и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились показать свои творческие возможности.
Вкус к творчеству, желание найти интерес в решении трудовой задачи, умение размышлять нужно прививать учащимся на занятиях начиная с начальных классов. Так, например, на занятиях по обработке ткани эта работа ведётся путём составления эскизов и композиций, словесного описания модели, объяснения конструктивных элементов и значения художественного оформления, как всего изделия, так и его частей. Например, при изготовлении фартука в 5 классе, девочки вначале выполняют художественный рисунок будущего изделия и поясняют его форму, цвет, детали, украшения. По замыслу учащихся фартуки предлагались самой разнообразной формы. Особое творчество проявилось в выборе отделки и украшений изделий. В ответах девочек отчётливо прослеживалось разнообразие творческих взглядов и художественного вкуса.
Таким образом, работа по конструированию изделий – одно из основных направлений организации творческой деятельности учащихся.
Другим направлением в активизации творческого мышления является моделирование - изменение, улучшение, создания новых форм различных элементов и деталей изделия. Именно этот вид деятельности способствует развитию у девочек неординарного, индивидуального и креативного подхода к решению творческих задач. Они сами создают новые формы карманов, нагрудника, деталей украшения, разновидности поясов.
Очень ответственная операция – раскрой изделия. Она требует не только знаний и умений, но и творчества. Девочки самостоятельно производят раскладку выкройки на ткани с учётом рисунка и структуры ткани, правильный оригинальный расчёт ткан, ведущий к её экономии. Обычно типичной ошибкой при раскрое является раскрой «про запас». Здесь необходимо сделать акцент на том, что раскрой «про запас» - это тоже своего рода брак, лишний неэкономный расход материала; привести примеры производственной деятельности, когда работники используют с пользой каждый кусочек ткани. Когда девочкам предлагается изготовить сувениры из остатков ткани, то они проявляют много смекалки, выдумки и творчества при создании прихваток, грелок на чайник и других бытовых сувениров. В процессе работы они на деле понимают, как важен каждый сэкономленный кусочек ткани. Эти работы из остатков ткани воспитывают бережливость и экономность будущих хозяек, развивают творческую активность и креативный подход к труду, так как девочки создают не только фартук, а целый комплект для кухни в одном цвете, стиле, направлении.
Результатом активной творческой деятельности является получение разнообразных изделий. Выдумку, фантазию, оригинальность, аккуратность и точность при раскрое в изготовлении изделий, необходимо поощрять в течении всего урока, тем самым развивать желание внести что-то новое, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного творческого поиска.
Творческое отношение к делу развивается и при обсуждении уже готовых изделий. Как правило. Изделия отличаются разнообразием в результате индивидуального подхода к их выполнению. В презентациях своего труда, девочки не только проявляют живой интерес к труду своему и других, но и аргументировано отстаивают правильность собственных решений, обосновывают их при шитье изделия.
Таким образом, роявление высокой творческой активности учащихся проявляется на всех этапах трудовой деятельности:
- при проектировании эскиза – в художественном воплощении своего замысла;
- при построении чертежа – в аккуратности, точности линий;
- при раскрое – в проявлении инициативы, стремлении анализировать элементы изделий;
- на заключительном этапе – в оригинальности отделки, в объяснении собственной модели.
Очень интересное проявление творческих идей прослеживается на уроках кулинарии. Учащиеся получают задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный, аппетитный вид, придумать название, сервировать стол. В процессе работы ребята коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудится – значит обдумывать тот или иной способ действия, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение,
происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, умения уважать свой и чужой труд, ценить время.
Надо учитывать, что развитие творческих способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому всячески нужно поддерживать у подростков даже самые слабые попытки неординарного подхода к работе. При выполнении практических заданий, не навязывать детям готового решения, а предлагать найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удастся найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, обязательно отметить этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие ребёнка, развивает их любознательность, фантазию и инициативность.
Развитие творческих способностей ребёнка – это целенаправленная работа в технологическом воспитании, так как именно творчество даёт истинное самовыражение личности, помогает реализовать свой индивидуальный потенциал. Общество всегда нуждалось не только в высококвалифицированных специалистах, но и в творчески мыслящих. Такие люди редко повторяются, в любую работу они вносят что-то своё, свойственное только им. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, всё равно потребность в «золотых руках» не отпадёт. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью и индивидуальностью всегда ценились в людях, и именно эти качества остаются основными для достижения успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65791.jpg)
Кружковая работа как средство формирования творческой личности
Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук.Статья была опубликована в сборнике "Проблема формирования творческой лично...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/01/picture-73604.jpg)
Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность
В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты...
Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.
Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...
Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.
Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...
Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.
Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-189706-1374052471.jpg)
Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...
" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"
Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...