Педагогический проект
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Елена Мельник

«Проектный метод обучения с использованием информационных технологии, как средство  формирования положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности на уроках технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_tehnologii.docx408.97 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №1 с.п «Село Пивань»

Мельник Елена Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Проектный  метод обучения с использованием информационных технологии, как средство  формирования положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности на уроках технологии»

  Автор: Мельник Елена Владимировна

учитель технологии, изо, ОБЖ

муниципального казенного общеобразовательного

 учреждения средней общеобразовательной школы №1 с.п. «Село Пивань»

2012


Обоснование необходимости проекта

Изменения в социально-экономической и духовно-культурной сфере жизни России ставят перед школой ряд новых организационных, экономических и педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом на личность, способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в   избранной области интеллектуально-творческой деятельности.

Педагогика - наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ.

Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.  

На сегодняшний день в школах преобладают традиционные формы и методы обучения, которые в свою очередь не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Учащиеся воспринимают новый материал, не находя ему применение в практической жизни.   Поиск решений данной  проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.

Решающую роль в процессе обучения и развития имеет личная мотивация учащихся, которые, должны быть, заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулировать  природную любознательность, мотивировать  интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?


Цели и задачи проекта

        Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной  мотивации к развитию творческой самостоятельности через  проектный метод с использованием информационных технологии обучения на уроках технологии с.  

Объект развитие творческой самостоятельности у учащихся в образовательной области «Технология».

Предмет – организация проектного обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся. 

Гипотеза: эффективность развития и формирования самостоятельной творческой личности возрастет при условии включения его в активную учебно-познавательную проектную деятельность с использованием ИКТ.

Задачи проекта: 

1.  Выявить имеющийся начальный уровень мотивации учащихся к предмету и определить уровень мотивации достижения успеха и боязни неудачи, используя специальные диагностические методики.

2. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.

3. Использовать различные виды проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.

4. Способствовать формированию технологической культуры и знаний  по технологии, овладения методами творческой деятельности в проектировании и изготовлении изделий декоративно-прикладной направленности с учётом эстетических и экологических требований.

5. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

Ожидаемый результат: повышение уровня творческой самостоятельности в технологическом образовании, самостоятельные творческие проекты школьников.

Содержание проекта

Успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.

Мотивы -  это то, ради чего выполняется деятельность.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности к достижению цели.

Личностный компонент включает в себя познавательную мотивацию, познавательные или творческие потребности, интересы и увлечения, склонности, интеллектуальные черты личности.

        Познавательная мотивация – это внутреннее побуждение, которое раскрывает во имя чего, человек реализовывает познавательную активность.

        Познавательные потребности – внутренний источник познавательной и творческой активности. Это желание узнать что-то новое, это поисковая и творческая активность человека.

        Интересы (познавательные и творческие) – устойчивые эмоциональные проявления познавательных потребностей и мотивации.

        Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а  поставить  его  в  такие  условия  и  ситуации  развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и  развивались  бы с учетом прошлого  опыта,  индивидуальности,  внутренних  устремлений  самого ученика.

    Основные развивающие педагогические задачи по формированию положительной мотивации:  

- расширять фонд технологических знаний;

- способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно ставить  цели  и задачи своей деятельности;

- способствовать формированию у учащихся умения  выполнять отдельные учебные действия последовательно (сначала по инструкции, затем самостоятельно);

- обучать школьников приемам самоконтроля и  адекватной самооценки.

Оценка учителя повышает мотивацию, если она:

- относится не к способностям ученика в  целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания;

- сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Формирование положительной мотивации коллективной учебной работы.

При подборе группы необходимо:  

-  учитывать  желание  детей  работать именно друг с другом;

- учитывать соотношения их  возможностей и их представлений об этом (где сильный учащийся хочет помочь слабому, а слабый учащийся обязательно  хочет научиться и действовать на равных с сильным);

- учитывать   индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы, интересы.

        Положительная мотивация создаёт потенциальную возможность  развития  ученика,  поскольку  реализация  мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников  ставить  цели  и достигать их в обучении. Поэтому, считаю, что создание благоприятной и мотивирующей на учебу психологической атмосферы на уроке, является залогом успеха и развития творческой самостоятельности.

        «Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов».[1] 

        Творческие  способности  –  это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность  выполнения  им творческой деятельности различного рода.

        Система творческого воспитания обусловлена двумя основными принципами:

- индивидуальной заинтересованностью;

- социальной значимостью.

         Американский ученый Дьюи Джон сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
“Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

        Проектный метод в учебной деятельности, наиболее эффективен в создании положительной мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Проектируя значимый для себя продукт, учащиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут. 

Преимущества проектного метода обучения.

1.Значительно повышается качество знаний учащихся, уровень активности школьников на уроке;
2. Происходит интеграция предметов различных образовательных областей.
4.Формируются умения работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее.
4. Формируются умения постановки цели и планирования работы.

Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу и такие черты характера как целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные навыки, чувства и эмоции. 

Метод проектов позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, что стимулирует учащихся на самостоятельный поиск нужной информации, создаёт положительную мотивацию для самообразования.

При такой работе учащихся меняются функции учителя:
- он помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- отслеживает результаты работы.

Механизмы реализации педагогического проекта

Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю:

1. Проведение диагностик: «направленности учебной мотивации», «мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи», необходимых для определения заинтересованности учащихся предметом «Технология» и уверенностью в своих творческих способностях.

 2.  Реализация программ,  направленных на формирование положительной мотивации к обучению.

 - спецкурса «Творческий проект» 8-11 класс

3.  Использование проектного метода обучения с применением информационных технологии, направленного на развитие творческой самостоятельности.

1. Диагностирование учащихся.

Для определения начального уровня мотивации учащихся к предмету, совместно с психологом в начале учебного года на каждой параллели проводится «диагностика направленности учебной мотивации»[2].

Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении предмета «Технология». Приложение №1.

Данная диагностика позволяет проследить динамику роста (снижения) мотивации учащихся к предмету, а также дает возможность оценить правильность подбора содержания и методов преподавания предмета.

В начале изучения каждого раздела общеобразовательной программы «Технология»  проводится диагностика «мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи»[3].    

    Методика предназначена для диагностики преобладающего типа 

 мотивации личности:

- яркая выраженность мотивации достижения успеха;

- яркая выраженность мотивации избегания неудачи;

- невыраженный мотивационный полюс. Приложение №2

Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

          Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха. Поэтому, наша работа построена таким образом, чтобы снизить количество учащихся, настроенных на «боязнь неудачи».

С помощью вышеперечисленных диагностик, уже в самом начале изучения нового материала, возможно, спрогнозировать учащихся, кому понадобится помощь в преодолении трудностей. Соответственно создать условия для успешной самореализации каждого ребёнка.

Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

1. Учебный труд интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

2. Для появления интереса к предмету «Технология» необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным, ориентация на разноуровневое освоение учебного материала.

5. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

6. Неформальная атмосфера учебных занятий.

2. Реализация программ основного и дополнительного образования.

В целях повышения уровня мотивации к предмету технология, а также повышения качества знаний и умений учащихся мною используются:

- общеобразовательная программа «Технология», автор .Д. Симоненко;

-авторская программа спецкурса «Технология. Проектная деятельность», 5-11 класс (авторы Пономарева Н.А.,.2010 г); Приложение №3

Общеобразовательная программа «Технология» А.Д Симоненко.

«Особенностью программы является то, что для работы над проектом выделяется учащимися 16 часов в IV четверти. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению»[4].

3. Использование проектного метода обучения. 

Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Педагогический процесс выстраиваю на личностно-ориентированном подходе, применяя проектный, проблемный, игровой методы обучения. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, положительное отношение к предмету, доминирующим в деятельности является проектный метод обучения.

Проектный метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Технология сотрудничества и ИКТ в проектной деятельности помогают выстроить учебный процесс таким образом, что в центре  находится ученик, его познавательная и самостоятельная творческая деятельность. Роль учителя чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении, педагог становится помощником, единомышленником. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проектный метод обучения усиливает межпредметные связи (литература, математика, информационные технологии, черчение, графика, экономика, экология, биология,  история). Межпредметные связи проходят через все предлагаемые проекты, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных  наук.

Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

В ходе обучения по методу проектов каждый учащийся выполняет 3 проекта. Какой он будет исследовательский, творческий, социальный выбирает сам ученик.


Проектная деятельность на уроках технологии и в рамках дополнительного образования

Осознание проблемы.

Социальный проект

(активная жизненная позиция гражданина общества)    

Исследовательский

проект

(проявление профессиональных качеств)  

Творческий проект

(выражение творческой активности)

1.Проблемы класса, школы, города

1.Исследование свойств материалов и их практическая значимость

1. Подарок школе

2.Проблемы асоциальных проявлений учащихся

2.Дизайн – анализ товаров промышленного производства

2. Подарок родным

3.Поддержка людей нуждающихся в помощи

3. Актуальная значимость тех или иных товаров и услуг

3. Подарок  другу

4.Разработка мероприятий для малышей начальной школы

4. Состав товаров  и их качество

4. Оформление интерьера квартиры                      

5.Сохранение и развитие национальных культур (создание костюмов, игрушек, мероприятий)

5. География производства товаров  народного потребления. Себестоимость товаров.

5. Оформление интерьера своей комнаты

2.Постановка цели

Открытая цель: не направленная на конкретного человека, возрастную категорию, ситуацию  

Закрытая цель: направленная на конкретного человека, возрастную категорию, ситуацию  

3.Постановка задач (составления алгоритма решения данной     проблемы)

4. Работа с источниками информации (интернет – ресурсы, книги, учебники, соц. опросы учащихся)

1. Выявление проблем

1.Проведение опроса (интервью)

1.Изучение материалов

2. Определение сложности решения проблемы

2.Исследование проблемы

2.Изучение технологий

3. Определение путей решения

3. Пути решения проблемы

3.Выбор технологии изготовления

Технологическая карта дальнейшей работы (составление карты)

 Практическая реализация проекта

 Оформление проектной документации

 Создание презентации проекта     в редакторе Microsoft Power Point

В 8 классе учащиеся только уже знакомы с понятием технология, современными технологиями производства, умеют анализировать развитие строительных, транспортных технологий. Умеют поставить задачи и сформулировать цели, полученные знания на уроках информатики помогут в создании  и разработке проекта.

Самостоятельная работа учащихся при выполнении проекта

Организационный этап:

- актуальность проблемы, определение темы проекта (опираясь на собственные знания, учащиеся анализируют, исследуют потребности семьи, школы в определенных изделиях). 

- дизайн – анализ изделий, существующих прототипов их достоинств и недостатков 

    - постановка цели и задач проектной деятельности;

    -разработка идей, выбор наиболее оптимального варианта;

    -разработка плана  при помощи компьютерных программ (разработка рабочего эскиза с описанием, детальное исследование и оценка возможностей для создания изделия, выбор инструментов, материалов, оборудования, предварительные экономические расчеты себестоимости, конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек);

-выбор технологии изготовления. Новизна технологии (разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна, уточнение и построение точных планов, определение критериев контроля);

- историческая справка (использование дополнительной литературы);

- знания технологии изготовления.

          Технологический этап:

- составление технологической карты;

- применение технологии при изготовлении изделия (организация рабочего места, раскладка, раскрой, технологическая обработка, текущий самоконтроль и корректировка деятельности);

-самоконтроль качества работы;

- окончательная отделка, оформление  работы.

         

Заключительная часть

- эколого-экономические расчёты (проведение экологической экспертизы изделия, подсчет себестоимости, разработка рекламы, товарного знака изделия);

- окончательная оценка проекта (самоанализ);        

- оформление проектной документации;

- презентация проекта.

В процессе проектирования учащиеся используют ИКТ:

-нахождение информации  в поисковых системах интернета;

-выполняют при помощи графического редактора Paint  и программного обеспечения Stitch Art Easy! 4.0 рисунки, схемы для  вышивки крестом; 

 - при помощи автофигур создаётся сетка, вставляются в неё фотографии тканей по заданному эскизу, таким образом, выполняется компьютерный эскиз лоскутного изделия; Приложение №5

-используя Word, выполняют оформление проектной документации;

-при помощи Power Point создают слайдовые презентации своих проектов.


Формы организации  учебной деятельности, направленной на развитие самостоятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

1. Учебное занятие – усвоение новых знаний, проводится в форме объяснения, рассуждения, ознакомления с новыми технологиями, при использовании интерактивной доски применяю модули каталога Федерального центра информационно – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html;

- самостоятельная работа учащихся: подготовка сообщений, кроссвордов, нахождение интересных фактов.

2. Лабораторное занятие – самостоятельное исследование свойств материалов, подбор необходимых материалов для выполнения задания,

3. Практическое занятие – отработка умений и навыков, реализация конкретной задачи с применением учебного материала;

- самостоятельная индивидуальная или групповая работа учеников над своей частью задания, обучение работе  с новыми технологиями обработки,  дополнительными техническими устройствами и программными средствами.

4. Коллективный урок – обсуждение возникших проблем во время практической деятельности;

- самостоятельная работа учащихся: разработка идей для решения возникших проблем, пути достижения цели, планирование работы.

 5. Урок – защита проектов;

- самостоятельная работа учащихся: подготовка документации, презентации, выступление.


Делюсь опытом работы с коллегами на методических советах школы. Выступила с докладами:

- «Проектная и исследовательская работа учащихся»;    

- «Индивидуально- ориентированные системы обучения на уроках технологии». 

На всероссийском сайте социальной сети работников образования ns.portal.ru, опубликовала проектные работы учащихся и свой методический материал: 

1.Программа дополнительного образования «Школа юного дизайнера» 5-9 классы

http://nsportal.ru/node/277680

2. Использование современных педагогических  и информационных технологий, направленных на развитие творческого потенциала в работе с одарёнными детьми http://metodisty.ru/m/files/view/ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskihi_informacionnyh_tehnologii-_napravlennyh_na_razvitie

3.Творческий проект «Оригами»

 http://nsportal.ru/node/128685

4 .План конспект урок- игра «Конкурс творческих проектов»

http://www.proshkolu.ru/user/LENA09876/file/3540798/

Умения и навыки самостоятельной работы учащихся отслеживаются через проектные работы, разработанные  с применением техник, не изучаемых в рамках основного и дополнительного образования:


Материально-техническое оснащение

1.Кабинет технологии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.

2.Комплекты рабочих инструментов для работы с соленым тестом, кожей, бисером, тканью, краски витражные, кисточки, сюжетные стекла.

Учебно-дидактические материалы

Инструкционные, технологические карты, тесты по всем разделам, карточки - задания, коллекции наглядных образцов по темам, шаблоны, лекала, схемы по темам, образцы поэтапной обработки, образцы готовых изделий, образцы лучших проектных работ.

План реализации проекта

Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта

Результаты обученности и «качества знаний» 8 класс

Год

Кол-во учащихся

% успеваемости

%

«4 и 5»

2011- 2012

7 чел.

100%

87%

2012 - 2013

9 чел.

100%

95%

Динамика «качества знаний» по итоговой аттестации 

Использованная методика обучения на уроках технологии с применением интегрированного проектного метода обучения (ИКТ) в III четверть 2012 года, показала, что не всем учащимся легко справиться с поставленной им задачей.

        Уроки технологии с применением ИКТ вызывают наибольший интерес у учащихся старших классов, но не все учащиеся могут в полном объеме выполнить работу. Значительно облегчит проектную деятельность учащихся, разработанная в соответствии с алгоритмом рабочая тетрадь по проектированию и созданию презентации Microsoft Power Point. 

Учащиеся кружка «Мастерица» неоднократно становились призерам и победителями различных мероприятий. Девочки посещают кружок с удовольствием, наполняемость групп  с каждым годом увеличивается.


Результативность педагогического проекта

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

Развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся возможно в ходе разработки проектных заданий, предусмотренных в структурной модели инвариантного (базисного) содержания образовательной области «Технология»

Организация проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе на уроках технологии в неделимых классах позволяет заинтересовать учащихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности.

Представленная система уроков в для учащихся 8-11 классов раскрывает алгоритм работы учащихся по выполнению творческого проекта с использованием информационных технологии. Планирование, рекомендации к урокам, рабочая тетрадь по проектированию, справочный материал, помогут педагогу в организации проектной деятельности с  использованием информационно-коммуникационных технологии в дельности на уроках технологии.

Успешность проектной деятельности на уроках технологии в неделимых классах полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.

В данном педагогическом проекте раскрываются основные вопросы, связанные с формированием у учащихся необходимых знаний и умений, предусмотренных стандартом общего образования по технологии, в результате изучения данного предмета в 8-11 классах (Симоненко, В. Д. Технология. 8,10-11 кл.: учебник. М.: Вентана-Граф, 2010).

Представленная система уроков является универсальной для неделимых 8-11 классов, так как раскрывает весь алгоритм организации работы учащихся по выполнению творческого проекта с использованием информационных технологии: выбор темы, работа с первоисточниками, анализ изделия, выбор материалов для изготовления изделия, расчет себестоимости, составление плана работы, оформление технологической документации в программе Microsoft Power Point, презентация и защита проекта. А также разработка дополнительных материалов выполненных в программе Microsoft Publisher в виде буклета или бюллетеня в рамках исследуемой темы.

В разработке  представлены методические рекомендации для учителя по теме «Проектный метод обучения с использованием информационных технологии в неделимых классах», рассчитанное на 16 часов (IV учебная четверть). Даются рекомендации к отдельным разделам тем - все это поможет сделать организацию проектной деятельности учащихся на уроках технологии творческой и эффективной.

Значительно облегчит проектную деятельность учащихся, разработанная в соответствии с алгоритмом рабочая тетрадь по проектированию и созданию презентации Microsoft Power Point.

Каждый этап работы, представленный в тетради, имеет необходимые таблицы, схемы, пояснения для выполнения заданий, что значительно облегчает учебную деятельность для учителя и ученика. В конце тетради есть зачетный лист - своего рода сводная ведомость, куда переносятся все оценки за каждый этап работы. В итоге проектная деятельность с помощью рабочей тетради дает возможность не только систематически, но и объективно оценить творческую деятельность ребенка, самостоятельную работу и выполнение домашнего задания, а также зафиксировать весь текущий процесс работы над проектом, что облегчает впоследствии грамотное и последовательное оформление презентации Microsoft Power Point. Кроме того, способствует формированию у школьников представления о логической ступенчатости проектной деятельности и работе в программе Microsoft Power Point.

Ожидаемые результаты и социальный эффект 

В процессе системного обучения по программам с использованием проектного метода обучения, у учащихся формируются:

1.Устойчивая внутренняя мотивация к развитию творческой самостоятельности и самообразованию (регулярные выставки, участие в научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях, мотивируют на выполнение работ высокого качества и активной жизненной позиции).

2.Сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок (использование современных технологических знаний по обработке материалов приводит их к пониманию и умению создавать изделия из подручного материала, при этом удовлетворяются экономически выгодные потребности учащихся).

3.Самостоятельное применение  технологий декоративно – прикладного направления, умение их выбирать и объединять в одном изделии, приводит к развитию эстетического вкуса и логического мышления.

4.Социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся

(участие в коллективных делах способствует  осознанию  важности и ответственности за  выполнение работы, необходимости доводить действия до конечного результата). 

В процессе использования проектного метода обучения с использованием ИКТ:

- повышается качество обученности учащихся;

- расширяется кругозор, так как у учащегося возникает необходимость знакомства с дополнительными источниками информации;

- возрастает интерес к предмету, так как каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои потребности, начиная с идеи и заканчивая конечным продуктом.

- возрастает технологическая грамотность учеников, что даёт возможность учащимся  вносить элементы новизны в конкретную технологию, а это в свою очередь формирует политехнические умения и навыки.

- формируются умения и навыки работы с компьютерными программами Excel, Power Point, office Word, что способствует грамотному оформлению и  ведению проектной  документации.

Планируемым результатом является самостоятельный проект учащихся (творческий, социальный, исследовательский).

Учащиеся должны научиться:

1.Определять потребности в каком-либо изделии.

2.Формулировать цель и задачи.

3. Составлять дизайн-спецификацию изделия.

4. Находить и отбирать необходимую информацию по интересующей теме, используя  элементы исследовательской деятельности.

5. Использовать информацию для отбора идей.

6. Анализировать начальные идеи, уметь выбирать лучшую идею.

7. Делать предварительный экономический подсчет.

8. Корректировать свою деятельность.

9. Планировать и организовывать свою деятельность.

10. Подбирать инструменты и материалы к работе.

11. Изготавливать изделие декоративно-прикладного характера.

12. Рассчитывать затраты, определять качество изделия.

13. Анализировать причины допущенных отклонений.

14. Подводить итоги творческой проектной деятельности.

Заключение

В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. Результатом проекта является:

- устойчивая положительная  мотивация к развитию творческой самостоятельности, что доказывают проведённые диагностики, большая посещаемость учащимися кружков;

 - формирование умений и навыков проектной деятельности. Наши учащиеся становятся победителями и призерами различных фестивалей конкурсов, олимпиад;

- проекты учащихся получают высокую оценку внешней экспертизы.

Использование проектной технологии обучения обеспечивает оптимальные условия для формирования навыков самообучения и самоорганизации, которые позволят обеспечить выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе планируется разработка программы элективного курса «Применение графических программы для разработки эскиза». Актуальность данного курса заключается в следующем:

- недостаточно возможности на уроках для детей способных и увлечённых реализовать свои потребности.


Источники информации

Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. Учеб. заведений.-2-е .-М: Изд. центр «Академия»,2004

Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя /   под ред .И.А. Сасовой.-    М.:Вентана-Граф,2003

Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии  М.: Дрофа, 2000

Метод проектов в технологическом образовании школьников. 6 кл. Под ред. Сасовой  И.А.-М.: Дрофа,2003

Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. Кожина О.А. .-М.: Дрофа,2003

Бешенков А.К.Методика обучения технологии  5-9 класс.

М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология». Теоретические подходы и методические рекомендации.1997.

Программно-методические материалы. Технология 5-11класс. Хотунцев Ю.В. Симоненко В.Д.-М.:АСТ: Астрель,2005.

Настольная книга учителя технологии: справочно-методическое пособие. Составитель Марченко А.В.-М.: АСТ: Астрель, 2005.

Оценка качества выпускников основной школы по технологии. Сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко.-М.: Дрофа, 2000.

Современные образовательные технологии: Учебное пособие Селевко Г.К.-М.:Народное образование,1998.

Творческие проекты старшеклассников по технологии обработке ткани.  Учебно-методическое пособие для учителя. /Симоненко В.Д.-Брянск:Из-воБрянского гос.университета

13.Технология: Библиотека электронных наглядных пособий (Гу РЦ ЭМТО; ЗАО "Инфостудия ЭКОН")

14.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

15.http://knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii-2004/data/index_25243.htm «Педагогическое образование и наука»;

16.http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html  Современные образовательные технологии

http://www.1september.ru/ Электронное издание «1 сентября»

17. http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.

18.http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4 непрерывная подготовка учителя технологии.


Приложение №1

«Диагностика направленности учебной мотивации»

Общая характеристика. 

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально.

 Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника

Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемому предмету «Технология», проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам ответ, используйте для этого указанные в скобках обозначения:

- верно - (++);

- пожалуй, верно - (+);

- пожалуй, неверно -  (—);

- неверно - (— —).

Содержание суждений

Изучение предмета  «Технология» дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

В изучении предмета  «Технология» мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

Приложение №1.1

Учебные задания по предмету  мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

Трудности, возникающие при изучении предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

При изучении предмета  «Технология», кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

Считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не изучать.

Если что-то не получается, стараюсь разобраться и дойти до сути.

На занятиях по предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

Материал, изучаемый по предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

Стараюсь самостоятельно выполнять задания по предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

Считаю, что все знания по предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать как можно больше.

Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.


Приложение №1.2

17.   Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с предметом «Технология».

18. Предмет «Технология» дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по предмету, то меня это огорчает.

20.  Если бы это было возможно, то я исключил бы предмет «Технология»  из расписания (учебного плана).

Бланк ответов

Школа МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов

Класс ______

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

18

9

19

10

20

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где:

«Да» - означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно);

 «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

Нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20

Приложение №1.3

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Для определения уровня внутренней мотивации, могут быть, использованы следующие нормативные границы:

0 - 5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6 -14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15 - 20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Об уровне мотивации к учебной деятельности по предмету можно судить по данным психологического исследования, которое представлено психологом на одном из классов в течение 4 –х. лет.

Количество участников диагностики 15 человек.

Внутренние мотивы

-собственное  развитие  в  процессе  учения;  

-действие вместе с другими и для других;  

-познание  нового,  неизвестного. 

Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Вывод: Сравнивая результаты диагностирования, можно наглядно убедиться в том, что прослеживается динамика внутренней мотивации у учащихся, когда ребёнок непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Приложение №2

Диагностика «мотивации на достижение  успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана
Инструкция. 

Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.
Вопросы:

1.Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. Обычно я действую активно.
3. Я склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.
8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.
9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.
10. Я обычно настойчив в достижении цели.
11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

Приложение №2.1

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику.

Да

1

2

3

6

8

10

11

12

14

16

18

19

20

Нет

4

5

7

9

13

15

17

Обработка и критерии.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах:

- от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
- от 14 до 20, то
диагностируется мотивация успеха.
- от 8 до 13, то следует считать, что
мотивационный полюс ярко не выражен. 

Приложение №2.2

При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.

Диагностика проводится в процессе изучения каждого раздела программы (кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, творческие, проектные работы).

Результаты диагностики по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» общеобразовательной  программы «Технология».

Участники диагностики:

- 5 «А» класс - 15 человек

Мотивация боязни неудач ярко выражена у учащихся 5-х классов в связи с тем, что:

- они проходят этап адаптации к среднему звену;

- некоторые учащиеся пришли из других школ;

- слабая подготовка по предмету «Технология»  в начальной школе.


Приложение №3

Учебный план спецкурса  « Технология проектная деятельность 8-11.»

5класс

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.0

Объемная пластика

34

10,5

23.5

1.1

Настольные игры, головоломки.

14

6

8

Презентация

1.2

Сувениры. Новогодние подарки.

14

4,5

9,5

Презентация

1.3

Творческая работа.

6

6

Презентация

2.0

Мягкая игрушка.

34

8,5

25,5

2.1

Плоская мягкая  игрушка.

14

5

9

Демонстрация

2.2

Объемная  мягкая  игрушка.

12

3,5

8,5

Демонстрация

2.3

Проектная деятельность.

8

8

Защита проекта.

Всего:

68

19

49

6 класс

1.0

Объемная пластика

34

10

24

1.1

Плоские изделия.

14

5

9

Демонстрация

1.2

Объемные изделия.

16

5

9

Демонстрация

1.3

Творческая работа.

4.

4.

Презентация

2.0

Бисерная вышивка.

34

10,5

23,5

2.1

Свободная вышивка.

16

5,5

10,5

Демонстрация

2.2

Счетная вышивка.

2

0,5

1,5

2.3

Проектная деятельность.

16

4,5

11,5

Защита проекта

Всего:

68

20,5

47,5

7класс

1.0

Бисероплетение. Фигурки и цветы из бисера

34

9

25

1.1

Техника плетения плоских фигурок на жесткой основе.

12

5

7

Презентация

1.2

Техника плетения объемных фигурок.

6

1

5

Презентация

1.3

Цветы из бисера и стекляруса.

12

3

9

Демонстрация

1.4

Творческая работа.

4

4

Презентация

2.0

Бисероплетение. Техника плетения украшений

34

9,5

24,5

2.1

Простые цепочки.

10

4

6

Демонстрация

2.2

Сложные цепочки.

8

3,5

4,5

Демонстрация

2.3

Проектная деятельность.

16

2

14

Защита проекта

Всего:

68

18,5

49,5

8 класс

1.0

Аппликация

34

8,5

25,5

1.1

Технология выполнения различных видов аппликаций.

18

6

12

Демонстрация

1.2

Лоскутные пейзажи.

10

2,5

7,5

Презентация

1.3

Творческая работа.

6

6

Презентация

2.0

Кожаная пластика

34

10,5

23,5

2.1

Способы обработки кожи.

12

4,5

7,5

2.2

Цветы из кожи.

6

1,5

4,5

Демонстрация

2.3

Проектная деятельность.

16

4,5

11,5

Защита проекта

Всего:

68

19

49

Приложение №4.1

Приложение № 5

Использование ИКТ в проектной деятельности

Использование автофигур и  графического редактора Paint позволяет создавать эскизы для лоскутной пластики. Заполнение готовых квадратов возможно не просто цветом, а фотографиями тканей.

Приложение №7

Высокие достижения


[1] Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670.        

[2] Дубовицкая Татьяна Дмитриевна (доктор психологических наук)

[3]  опросник А.А.Реана

[4] Пояснительная записка. Программа по «Технологии»  Д.А. Симоненко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....