Дом, который построил Джек.
статья по технологии (5 класс) по теме

Гапотченко Алла Федоровна

Современные школьницы в большинстве своём избалованы изобилием готовых швейных изделий. Швейная машина перестала быть необходимым и престижным бытовым предметом в доме. Наверное, поэтому дети чаще всего  впервые садятся за машинку в 5 классе при изучении основ машиноведения.  Учитывая то, что дети лучше и быстрее обучаются в игре, своим ученицам, отрабатывающим навыки качественного шитья на швейных машинах с электрическим приводом, я предложила воспользоваться тренажером, который впоследствии сами дети назвали «Дом, который построил Джек».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дом, который построил Джек.

Гапотченко А.Ф., учитель технологии  МКОУ «СОШ №5» п. Айхал

           Современные школьницы в большинстве своём избалованы изобилием готовых швейных изделий. Швейная машина перестала быть необходимым и престижным бытовым предметом в доме. Наверное, поэтому дети чаще всего  впервые садятся за машинку в 5 классе при изучении основ машиноведения.  Учитывая то, что дети лучше и быстрее обучаются в игре, своим ученицам, отрабатывающим навыки качественного шитья на швейных машинах с электрическим приводом, я предложила воспользоваться тренажером, который впоследствии сами дети назвали «Дом, который построил Джек».          Он представляет собой рисунок-схему (матрицу) и набор трафаретов, которые можно использовать по мере приобретения и усовершенствования  профессиональных навыков. Трафареты представляют собой объекты, о которых идёт речь в известном стихотворении: Джек, корова безрогая  с молочницей, пастух и два петуха, пёс без хвоста и др.

        Пятиклассницы, приступая к изучению машинных швов, на тренажере учатся регулировать длину стежка (контуры стен дома и крыша выполняются швом длиной 4мм; окна, двери дома и элементы забора  - длиной стежка 2,5мм). С помощью обратного хода машины прошиваются окна, ручка на двери, доски забора, печные трубы.

        При этом легче и быстрее происходит запоминание технологических терминов – «притачать», т.е. увеличить площадь тренажера за счет притачивания дополнительной ткани стачным швом «вразутюжку»;  «настрочить», т.е. присоединить мелкие детали к крупным способом наложения с последующим пристрачиванием их к этой детали; «застрочить» – обработать края работы швом в подгибку с открытым или закрытым срезом  и т.д. Некоторые объекты нанести на тренажер посредством машинных швов сложно, поэтому учащиеся в работе используют ручные швы,  освоенные ими при изучении предмета «Технология» в начальной школе (петельные, петлеобразные стежки, приёмы художественной вышивки). Таким образом, многократное повторение облегчает запоминание технологии выполнения швейных операций.

           Блок «Машиноведение» 6 класса включает в себя приобретение навыков качественной строчки посредством  регулирования натяжения верхней и нижней нитей (работа с металлизированной нитью при создании объекта «солнце»), знакомство с обработкой срезов различными обтачными швами (изготовление петель при оформлении работы), использование отделочных машинных  швов (при прикреплении объектов «деревья»).

 Использование тренажера в 7 классе носит выраженный творческий характер, т.к. к этому времени юные мастерицы уже обладают определённым багажом умений и навыков.  Девочкам предлагается создать новые объекты и по желанию, опираясь на приобретённые умения, предложить свой вариант тренажера.

           Таким образом, к концу 7 класса они являются реальными обладателями универсальных умений. А работа «Дом, который построил Джек» превращается в маленькое произведение искусства, которое остаётся с ребёнком навсегда.