кружок ВЫПИЛИВАНИЯ и ВЫЖИГАНИЯ 1-11 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Сандугей Владимир Леонидович

календарно-тематическое планирование кружка выжигания и выпиливания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кружок выпиливания и выжигания150 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 кружка «Художественная обработка древесины»

 на 2012-13 учебный год

 

 учителя

 Сандугея В.Л.

Класс :1-11

2012г

МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Рассмотрена на заседании школьного МО учителей естественно-математического цикла. Протокол  от 29.08.2012г №1


Принята на заседании педагогического совета. Протокол от 30 августа 2012г №11

Введена в действие приказом директора школы от 01 сентября 2012г № 50

Директор школы   ____________Г.И.Таринова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 кружка «Художественная обработка древесины»

 на 2012-13 учебный год

 учителя Сандугея Владимира Леонидовича

Класс :1-11

2012г

Пояснительная записка.

Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Технология интеллектуальной деятельности - учебный курс, который раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование врожденных творческих возможностей каждого учащегося. Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.

В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Данная программа рассчитана на один  год обучения на обучающихся  1-11 классов и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений полученных на уроках технологии. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам Т.Б.

Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на уроках технологии, а также обеспечение развития творческой личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач: 

  1. Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства Курского  края
  2. По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;
  3. Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее г.Железногорск и  предприятии «Артель».

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  1. материаловедение;
  2. технология обработки древесины;
  3. художественная обработка древесины;
  4. элементы машиноведения;
  5. графика;
  6. техническое творчество;
  7. введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе предложена система самопроверки знаний обучающимися  и контроля знаний - учителем технологии.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:

  1. учебники, справочники;
  2. дидактический материал;
  3. дополнительная литература;

компьютерный класс.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка древесины". По завершению изучения данной программы обучающиеся  должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Должны знать:

  1. принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  2. основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  3. физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  4. способы разметки по шаблону и чертежу;
  5. принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  6. назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
  7. иметь понятие о конструировании и моделировании;
  8. способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  9. основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  10. историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  11. основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  12. основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  13. технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  14. разные виды резьбы и их особенности;
  15. способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  16. правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

  1. рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  2. уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  3. определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  4. производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  5. применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  6. использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  7. выполнять простейшие столярные операции;
  8. производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  9. выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  10. выполнять и защищать творческие проекты;
  11. выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
  12. проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
  13. самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  14. затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  15. бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  16. экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

  1. владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  2. выполнения операции выпиливания и резьбы;
  3. владения основными элементами графической грамотности;
  4. выполнения плоскостной разметки;
  5. разработки и составление композиции для выжигания,
  6. выполнение декорирования изделий – выжиганием и  выпиливанием;

Формы организации учебной деятельности: 

  1. индивидуальная;
  2. коллективная (бригадная).

Тематический план

работы кружка «Художественная  обработка  древесины»


п/п


                                     Темы

Количество  часов

Теория

Практика

 Всего

Выпиливание  лобзиком

16

20

36

1.

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

2

2

2.

Основы материаловедения.

2

2

3.

Виды  резьбы  по  дереву.

2

2


4.

Выпиливание лобзиком как разновидность

оформления изделия.


1


1


2

5.

Материалы, инструменты и приспособления.

1

1

2

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

3

4

7.

Сборочные и отделочные работы.

1

1

2

8.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

1

2

9.

Работа над конструкцией изделия.

1

3

4

10.

Построение орнамента.

1

3

4

11.

Конструирование различных изделий.

1

1

2

12.

Техника выполнения различных изделий.

1

3

4

13.

Отделка изделия.

1

1

2

14.

Изготовление изделия.

1

1

2

Художественное  выжигание

7

17

36

1.

Декорирование изделий выжиганием.

1

3

4

2.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.                                                                      

1

1

2

3.

Основы композиции.

1

1

2

4.

Подготовка инструмента  к работе.

1

1

2

5.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

1

2

6.

Основные приёмы выжигания.

1

3

4

7.

Техника выполнения приёмов выжигания

4

4

8.

Отделка изделия.

1

3

4

9.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.


12

12

Календарно – тематическое  планирование  занятий


п/п.

Тема раздела

Запланировано часов

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Выпиливание  лобзиком   36  часов

1.


Вводное  занятие

Охрана труда при производстве художественных изделий.

2


Правила:

- поведения и техника безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- задачи на год


Инструктирование.

Беседа.

2.


Основы материаловедения.


2


Древесина:

- основные свойства и пороки;

- характеристика пород;

- фанера, шпон, нетрадиционные и   отделочные материалы, клеи.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

3.

Виды  резьбы  по  дереву.

2

- народные художественные традиции;

- виды и особенности резьбы;

- источники орнаментальных узоров.


Беседа.

Демонстрации.

4.

Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

2

- Особенности работы лобзиком;

- источники и особенности узоров для выпиливания.

Беседа.

Демонстрации.

Практическая работа.

5.

Материалы, инструменты и приспособления.

2


- Основные свойства материалов;

- характеристики инструмента и приспособлений.

Беседа.

Практическая работа

«Знакомство с видами материалов и инструментом».

6.


Технические приёмы выпиливания орнамента.

4

- Подготовка материалов, рисунков;

- перевод рисунка на заготовку;

- приёмы выпиливания;

- способы соединения деталей.

Практическая работа

«Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».

7.


Сборочные и отделочные работы.

2


-Облицовывание шпоном;

- циклевание и шливование;

- устранение дефектов;

- сборка изделия;

- прозрачная отделка.


Практическая работа

«Сборка и отделка изделий».

8.


Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

2


- Конструкция, форма изделия;

- фурнитура;

- виды орнамента применяемые в работах лобзиком.



Беседа.

(призентация)



9.



Работа над конструкцией изделия.



4




- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия;

- работа над проектом;

- фурнитура, её изготовление, установка.

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка.

10.

Построение орнамента

4

- Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Практическая работа:

«Важнейшие средства и приёмы композиции орнамента».

11.

Конструирование различных изделий.

2

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.


Практическая работа:

12.

Техника выполнения различных конструкций изделий.

4

- Плоские  изделия;

- объёмные изделия.


Практическая работа:

13.


Отделка изделия


2


- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклевание и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.



Практическая работа:

«Отделка изделия».

14.

Изготовление изделия по выбору учащихся

2

Практическая работа:

Художественное  выжигание  36  часов

1.




Вводное занятие.

0,5


Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева.



Инструктирование.

Беседа.

2


Основы материаловедения для художественных работ из дерева

0,5



- Основные свойства и пороки древесины;

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

3/1.

Декорирование художественных изделий выжиганием.

3

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания».

4/2.

Инструменты,  приспособления для выполнения работ.

2

- Инструменты и приспособления для выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка инструмента».

5/3.

Основы композиции.

2


- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Беседа

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы».

6/4

Подготовка инструмента к работе.

2

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом.

Практическая работа.

7/5.


Технология декорирования художественных изделий выжиганием.  

2


- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания.

Способы соединения деталей.

Сборка и отделка изделий».

8/6.

Основные приёмы выжигания.

4

- Освоение приёмов выжигания.

Практическая работа.

9/7.

Техника выполнения выжигания различных изделий.

4

- Совершенствование приёмов выжигания.


Практическая работа.

10/8.


Отделка изделия.

4

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.


Практическая работа:

«Отделка изделий».

11/9.

Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием.

12

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.


Практическая работа:

«Изготовление изделия».

Учебно-методические средства обучения

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

Театральный кружок по английскому языку для начальных классов

Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственн...

Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"

Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Рабочая программа кружка "Выпиливание и выжигание"

Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".Цель - формирование знаний...

Отделка изделий: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование

Презентация на тему: Отделка изделий: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование....