Урок по технологии "Народные традиции славян. Квашение капусты." 6 класс
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Андреева Валентина Ивановна

 

Тип урока: изучение новой темы и практическое закрепление изученного.

Методы проведения урока: Беседа, работа в бригадах, практическая работа.

Цели и задачи урока:

Обучающая задача: познакомиться с народными традициями, научить квашению капусты.

Воспитательная задача: выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность; воспитывать у учащихся интерес и уважение к традициям и обрядам.

Развивающая задача: развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).

Оборудование: карточки-задания, технологические карты, набор посуды, набор продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева В.И.

Народные традиции славян.  Квашение капусты.  (6 класс)

Тип урока: изучение новой темы и практическое закрепление изученного.

Методы проведения урока: Беседа, работа в бригадах, практическая работа.

Цели и задачи урока:

Обучающая задача: познакомиться с народными традициями, научить квашению капусты.

Воспитательная задача: выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность; воспитывать у учащихся интерес и уважение к традициям и обрядам.

Развивающая задача: развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).

Оборудование: карточки-задания, технологические карты, набор посуды, набор продуктов.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Проверить готовность учащихся к уроку.

  1. Основная часть.

 Девочки! Сегодня мы познакомимся с народными традициям, которые соблюдаются и в настоящее время. А так же научимся квасить капусту, без которой не обходится ни один русский дом.

Все народные традиции всегда находились в тесной связи с природными явлениями, сменой времён года. Люди верили и поклонялись божествам природы, от которых зависел урожай. Например:

Перун- бог дождя.
Стрибог- бог ветра.
Велес- бог скота.
Род-богиня плодородия.

После крещения Руси в 10 веке в народную жизнь вошёл православный календарь, где были расписаны христианские праздники по дням года.
Большинство христианских праздников церковь приурочила к земледельческим праздникам. Поэтому календарь - это настоящее хозяйственное руководство. У славян год делился на 12 месяцев, названия которых связаны с явлениями природы.

Задание: найти пару «современное название месяца – старинное название»:

Январь – сечень (время вырубки леса);
Февраль – лютый (лютые морозы);
Март – березозол (существует несколько толкований : начинает цвести береза, брали сок из берез , жгли березу на уголь ;
Апрель – цветень (цветение садов);
Май – травень ( зеленеет трава);
Июнь – червень (краснеют вишни );
Июль – липец (цветение липы);
Август – серпень (от слова «серп»- время жатвы;
Сентябрь – вересень (цветение вереска);
Октябрь – листопад (опадение листьев у деревьев);
Ноябрь – грудень (от слова «груда»- мерзлая колея на дороге);
Декабрь – студень (студено , холодно) .


Учащимся выдается 12 карточек с названиями современных месяцев и 12 карточек другого цвета со старинными названиями. Группа выполнившая эту работу быстрее и правильнее получает 1 дополнительный балл.

 Наши предки знали: когда и что пришла пора делать. «Делу время – потехе час» - эта пословица дошла и до наших времён.

 В народном календаре, в осенних праздниках особое место занимает 27 сентября – православный праздник Воздвижение Креста Господня. В народе Воздвиженье называют ещё  «капустники», «капустницы», «капустинские вечёрки». Одна из календарных примет гласит: « На воздвижение – барыня капуста». В это время начиналась массовая заготовка квашеной капусты на всю зиму.

На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы.

В русских деревнях капуста была на столах каждый день и по праву считалась здоровой пищей. Дело в том, что в процессе квашения сахар, содержащийся в капусте,  превращается в молочную кислоту под действием молочнокислых бактерий. Вот почему в квашенной капусте до самой весны сохраняется - аскорбиновая кислота, витамины группы А, B и РР. Квашеная капуста – это наш русский лимон, который помогает нам бороться с болезнями и повышать свой иммунитет. Лучшее время для закваски – конец сентября, октябрь. Девушки в “ капустники” в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни и свахи высматривать невест. Чтобы понравиться жениху и свахе девушкам работать надо хорошо. Девушки знают: “Смекай девка про капусту, да помни про жениха”. После всей деревней водили хороводы, пели песни и пекли пироги с капустой.
Девочки! Сегодня вы будете квасить капусту. Качены капусты должны быть плотные, белые,  крепкие. Сначала капусту очищают от зелёных листьев, разрезают на половинки, удаляют кочерыжку и шинкуют. Затем перетирают солью и натертой морковью. Хорошей тарой считается деревянная бочка. Сейчас мы пользуемся стеклянным банками. Во время брожения снимают пену и деревянной палочкой прокалывают капусту, чтобы из неё ушла горечь. Хранят капусту в прохладных местах.
Перед началом практической работы давайте повторим технику безопасности при работе с острыми предметами.

Учитель проводит вводный инструктаж по охране труда:

1. передавать нож друг другу рукояткой вперед;

2.  натирать на терке морковь не полностью;

3.  во время шинковки следить за правильным положением рук.

III. Практическая работа.

 Девочки работают в бригадах по инструкционным картам.

IV. Подведение итогов.

Уборка рабочих мест. Оценка качества работы.

Литература 

  1. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). М. “Вентана-Граф”. 1999

   

Технологическая карта.

Приготовление квашеной капусты.

Наименование и количество продукта

Последовательность приготовления.

Посуда и инвентарь

Капуста белокочанная  - 2 кг

Морковь – 0,5 кг (2шт)

Соль каменная – 50г

Семена укропа, тмин, клюква, брусника – по вкусу и по желанию.

  1. Капусту вымыть, обсушить и разрезать кочан на 4 части - получится 4 больших капустных дольки.
  2. Вырезать кочерыжку и тонко нашинковать капусту.
  3. Морковь вымыть, очистить, еще раз вымыть и натереть на крупной терке.
  4. 3-4 больших горсти капусты  смешать с частью моркови, положить в эмалированное ведро, посыпать частью соли, хорошо перемешать и перетереть капусту с солью, пока не появится сок.
  5. Затем утрамбовать капусту скалкой.
  6. * К капусте можно добавлять вкусовые приправы: тмин, семена укропа, клюкву, бруснику.
  7. Таким образом, утрамбовать всю капусту так,  чтобы в углублении от скалки появлялось большое количество сока.
  8. Затем,  прижать капусту в ведре так, чтобы капустным соком была покрыта вся капуста, положить тарелку и придавить гнетом (в качестве гнета можно использовать наполненную водой 3-х литровую банку).
  9. Оставить капусту для брожения на трое суток при комнатной температуре.
  10. Несколько раз в день ее нужно протыкать длинным ножом, доставая до дна кастрюли, при этом видно, как выделяется большое количество пузырьков - газов (если этого не делать, капуста получится с горчинкой) и снимать пену с поверхности сока.
  11. На третьи сутки рассол светлеет и спадает, также уходит пена.

Готовую капусту переложить в чистую банку, залить рассолом, закрыть полиэтиленовой крышкой и хранить в холодильнике.






                 


Доска разделочная, нож, тёрка, миска, скалка,  тарелка, ведро эмалированное, 3-х литровая банка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Вязание крючком: традиции и современность" 5 класс.

Данный урок знакомит  учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ ТЕМА: «Выращивание капусты в открытом грунте» 7 КЛАСС

Разработка урока предназначенна для обучающихся 7 -8 классов, с целью приучения их к труду. Ребята должны узнать на уроке о способе выращивания капусты....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....

Конспект урока: «Вязание крючком: традиции и современность». 7 класс.

Конспект рока «Вязание крючком традиции и современность."7 класс...

Рабочий лист к уроку: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование.

Рабочий лист к уроку естествознания 7 класс: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование....

Конспект урока по музыке "Традиции церковных праздников" 6 класс

Конспект урока по музыке "Традиции церковных праздников" 6 классЦель: познакомить обучающихся с традициями  церковных праздников.Задачи:обобщение и расширение представления обучающихся ...