Художественная обработка древесины
рабочая программа по технологии по теме

 

Художественная обработка древесины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hedozhestvennaya_obrabotva_drevisiny.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено на заседании МО»


_____        /______________        /

ФИО руководителя МО

«___» _________        2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Увельская СОШ №1

__________        /В.М.Новиков        /

ФИО

«___» _________        2012г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Увельская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса  «Художественная обработка древесины»

7 класс

составитель: Кулькин А. Н. учитель второй категории

                                         

2012-2013 уч. год

Пояснительная записка.

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств [1].

Курс рассчитан на 35 ч.

Рабочая программа кружка составлена на основе программ:

  1. Апаткин  В.А. Художественная обработка древесины. – Архангельск, 1992.
  2. Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991.
  3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.

Программа составлена с учетом регионального компонента и с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Данная программа рассчитана и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "резьба по дереву".

Целью обучения по курсу "Резьба по дереву" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач: 

  1. раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  2. посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников в обществе.

Программа включает:

  1. пояснительную записку;
  2. перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
  3. тематический план;
  4. календарно-тематическое планирование.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь резьбой, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  1. материаловедение;
  2. технология обработки древесины;
  3. элементы машиноведения;
  4. графика;
  5. техническое творчество;
  6. введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

  1. учебники, справочники;
  2. дидактический материал;
  3. дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны -

Знать:

  1. принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  2. основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  3. физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  4. способы разметки по шаблону и чертежу;
  5. принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  6. иметь понятие о конструировании и моделировании;
  7. способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  8. основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  9. разные виды резьбы и их особенности;
  10. способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  11. правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

  1. рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
  2. уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  3. определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  4. производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  5. применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  6. выполнять простейшие столярные операции;
  7. производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  8. выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  9. самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы, выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
  10. затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  11. бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  12. экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  1. владения основными ручными инструментами по обработке, резьбе и мозаике по дереву;
  2. выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  3. владения основными элементами графической грамотности;
  4. выполнения плоскостной разметки;
  5. разработки и составление композиции для различных видов резьбы;
  6. выполнение декорирования изделий - различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности: 

  1. индивидуальная;
  2. коллективная.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые: 

  1. теоретический уровень знаний;
  2. степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  3. применение полученных знаний на практике;
  4. соблюдение технических и технологических требований;
  5. качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  6. изготовление изделия в установленные нормы времени;
  7. соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные: 

  1. экономия материалов;
  2. желание трудиться;
  3. познавательная активность и творческий подход;
  4. самостоятельность;
  5. партнёрские отношения при совместной работе.

Учебно-тематический план


п/п.


                                     Темы


       Количество  часов

Теория

Практика

 Всего

Резьба по дереву

8

27

35

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.

1

1

3.

Охрана труда

1

1

4.

Основы материаловедения для художественных работ из дерева.

1

1

2

5.

Изготовление инструмента для резьбы.

1

3

4

6.

Столярные соединения в художественных изделиях.

2

2

7.

Геометрическая резьба по дереву.

3

3

8.

Отделка изделия.

1

1

9.

Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку.

2

2

10.

Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента

4

4

11.

Основы композиции.

1

1

2

12.

Изготовление простого художественного изделия столярным способом.

1

3

4

13.

Изготовление изделий

7

7

14.

Итоговое занятие.

1

1

        Региональный компонент реализуется за счет исторических сведений, экскурсий в Дом народного творчества п. Увельский.

дата


занятия

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Основное содержание

Виды деятельности

(учебные действия)

1

Вводное занятие.

1

Учащиеся должны знать и соблюдать правила техники безопасности при работе в учебных мастерских.

Безопасные приемы работы с инструментом

Участие в беседе

2

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.

1

Беседа.

Участие в беседе

3

Охрана труда

1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Участие в беседе

4

Основы материаловедения для художественных работ из дерева.

2

Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.

Практическая работа

5

Изготовление инструмента для резьбы.

4

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

Практическая работа

6

Столярные соединения в художественных изделиях.

2

Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.

Практическая работа

7

Геометрическая резьба по дереву.

3

Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Практическая работа

8

Отделка изделия.

1

Практическая работа

9

Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку.

2

Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка.

Практическая работа

10

Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента

4

Резание орнамента.

Практическая работа

11

Основы композиции.

2

Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.

12

Изготовление простого художественного изделия столярным способом.

4

Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

Практическая работа

13

Изготовление изделий

7

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Практическая работа

14

Итоговое занятие.

1

Требования к уровню подготовки учащихся,

          обучающихся по данной программе

           В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

           уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

       

В конце года обучения учащиеся выполняют творческие проекты, т.е. самостоятельно, на основе изученных видов аппликаций, разрабатывают и выполняют изделие.

Основными показателями и формой подведения итогов определяющими эффективность программы являются:

1) творческий отчёт о работе кружка

2) выставка детских работ в кабинете технологии

3) выставка детских работ в школе в течение предметной недели по технологии

4) выставка детских работ, приуроченная        к родительским собраниям

5) принятие участие в районных и областных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога; 

II уровень – репродуктивный без помощи педагога; 

III уровень – продуктивный; 

IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

  1. Фронтальная и индивидуальная беседа.
  2. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  3. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Библиографический список

для педагога

  1. 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
  2. 2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
  3. 3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
  4. 4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
  5. 5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
  6. 6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
  7. 7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
  8. 8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.
  9. 9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
  10. 10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Библиографический список

для обучающихся:

  1. 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
  2. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
  3. 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
  4. 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
  5. 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
  6. 6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
  7. 7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
  8. 8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
  9. 9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
  10. 10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

Учебно – методический комплекс

  Программа

Учебники: Автор и название

Год издания

Издательство

Пособия для учителя

Пособия для учащихся

ЦОРы

Авторская программа утверждена на РМО учителей технологии 28.08.2012 г.

1. Шитьё и рукоделие: энциклопедия/Редкол. : И.А.
Андреев (гл.ред) и др.  М: Большая Российская
энциклопедия, 1994г. - 288с., ил

Объемные фигурки из бисера. И. Кассап-Селье, М.: Контэнт, 2008, с. 48

Литература для учащихся

  1. Бисер. Е.Артамонова. «Эксмо», 2004 г., серия «Академия мастерства».
  2. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Изд. 3-е, испр. и доп.- М.; Мартин, 2006 г. -168с.
  3. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. / Н.И. Бондарева – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 48с.
  4. Екомасова М. Модный ансамбль из … бабушкиного сундучка. / Юный техник для умелых рук № 1 1989 г. с. 14-16.
  5. Екомасова М. Заглянем снова в бабушкин сундучок. / Юный техник для умелых рук № 7 1989 г. с. 15-16.
  6. Литвинец Э.Н. Забытое искусство  (о бисере) / Сделай сам №2, 1992 г., с. 3-44.
  7. Ляукина М.В. Основы художественного ремесла: Бисер, М., 1998
  8. Объемные фигурки из бисера. И. Кассап-Селье, М.: Контэнт, 2008, с. 48
  9. Сияние бисерных росинок. Н.Д. Медведчикова / «Школа и производство», №3, 2005 г., с. 52-54.
  10. Фенечки для девочек, Составитель В. Иванова, « Премьера», 1999 г. серия « Для девочек».
  11. Шитьё и рукоделие: энциклопедия/Редкол. : И.А.
    Андреев (гл.ред) и др.  М: Большая Российская
    энциклопедия, 1994г. - 288с., ил.
  12. Щербакова Л.П. « Работа с бисером и стеклярусом», / Школа и производство, №3. 1994 г., с. 84-88.

Литература для педагога

  1. Образовательные программы для учреждений дополнительного       образования детей: Разд. 1:художественно-эстетическая    направленность/Под. ред. В.В.Садырина; сост.-Н.И. Фуникова,    Н.П. Пакилева - Челябинск. Изд-во ИИУМЦ, Образование,2002 -  213с.
  2. «Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл.» Программы общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
  3. Шитьё и рукоделие: энциклопедия/Редкол. : И.А.
    Андреев (гл.ред) и др.  М: Большая Российская
    энциклопедия, 1994г. - 288с., ил.

Оборудование: проволока, леска, иголки, нити, бисер, стеклярус, бусины, пяльца, ножницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Художественная обработка древесины"

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...

Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...

"Художественная обработка древесины"

Настоящий курс по выбору «Художественная обработка древесины» разработан для учащихся 9-х классов с предпрофильной подготовкой с учетом изменений, происходящих в российском образовании, связанны...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"

КРУЖОК  В ШКОЛЕ  "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ОБРАБОТКА  ДРЕВЕСИНЫ"ФОТО ПОДЕЛОКТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  КРУЖКА...

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

Раздел:  Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...