ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
статья по технологии по теме

Пархутик Надежда Ивановна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodstvenn3.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ                   ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Обучение школьников в образовательной области «Технология» направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социально-экономических изменений в обществе.

Становится важным создание условий для включения молодежи в окружающую ее реальную среду, с тем, чтобы она могла изменить ее, развивать индивидуальные инициативы, принимать участие в собственном жизненном, личностном и профессиональном развитии. Воспитание человека, ориентирующегося в реальной действительности, готового к трудовой и общественной жизни, выполнению своих гражданских обязанностей, возможно только на основе теснейшей связи школьного обучения и воспитания с непосредственным участием детей в производительном труде.

Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П. С Плешакова находится в рабочем поселке Умёт Тамбовской области, являющимся центром Умётского района и единственной средней школой райцентра. Численность учащихся в 2011-2012 учебном году составила 525 человек. Работающие предприятия - хлебозавод и типография. Поэтому безработица среди молодежи и основного населения очень высока. Появление рыночных отношений привело к ухудшению социального положения сельского населения и как результат - большой отток жителей в другие регионы. Более половины детей в школе из семей служащих, у остальных родители занимаются частным предпринимательством или работают по найму; много безработных.

Школа считается городской, но поселок Умёт тесно связан с селом, поэтому был разработан педагогический проект «Живая Земля», который объединил комплексную программу по техническому и обслуживающему труду, агротехнологиям, общественно полезный труд, внеклассную и внешкольную работу по трудовому воспитанию.

Опираясь на многолетний опыт, были поставлены следующие цели:

  1. обеспечение адаптивного характера деятельности с учетом специфики образовательного учреждения и особенностей контингента учащихся;
  2. расширение участия школьников в общественно полезном, производительном труде, сохранение и совершенствование профессиональной подготовки старшеклассников;
  3. увеличение  масштабов внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству.

Основная идея данного проекта заключалась в том, чтобы использовать землю, принадлежащую школе как производственно-экспериментальную базу для обучения учащихся, проведения научно-исследовательских работ сельскохозяйственного направления, практического применения и закрепления знаний по школьным предметам.

В настоящее время у школы имеется учебно-опытный участок общей площадью 1,5 га. Он имеет следующие отделы: плодовый сад, овощной и полевой отделы, коллекционный, отдел биологии растений, лекарственный, экологический, отдел начальных классов.

На опытно-экспериментальном участке ведутся исследовательские и опытнические работы. Особенно много опытов ребята проводят с овощными культурами. Все эти опыты имеют важное практическое значение для школьного хозяйства. По всем выполненным работам учащиеся проводят необходимые записи, зарисовки, фотографии, делают соответствующие обобщения и выводы. Выращенная сельскохозяйственная продукция используется для питания детей в школьной столовой, закладывается на хранение на зиму.

Была проведена исследовательская работа «Оценка экологического состояния школьного плодового сада». Актуальность проекта заключалась в том, что сад был посажен почти 50 лет назад, поэтому необходимо было составить комплекс агротехнических мероприятий по омолаживанию сада, сохранению его продуктивности и стабильности. Но в школе нет данных об экологическом состоянии, не ведется мониторинг смены видов растений и животных, не изучена проблема экологического действия загрязняющих агентов на экосистему. Учащиеся изучили свойства отдельных популяций, их значение и взаимодействие, получили представление о тех проблемах, которые связаны с влиянием человека на окружающую природу, о современном состоянии окружающей среды, об основных источниках загрязнения и способах охраны от этой беды, предлагали свои идеи в форме проектов. Учителя химии, биологии помогали школьникам проводить опыты, делать расчеты, выполнять проекты. В реализации межпредметных связей технологии с естественнонаучными дисциплинами

заинтересованы в равной степени преподаватели и физики, и химии, и биологии. Это помогает детям понять целостность мироздания и определить свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства.

Еще одно важное направление работы - участие школьников в жизни своего населенного пункта, его благоустройство, решение экологических проблем. Осенью прошлого года учащимися было посажено более 500 зеленых насаждений на территории поселка. Под постоянной опекой школьников находится центральный парк культуры: они следят за чистотой и порядком, экологическим состоянием территории, благоустраивают и облагораживают его.

Работа на учебно-опытном участке не прекращается и во время летних каникул. На базе школы в 2 смены работает лагерь труда и отдыха. Учащиеся ухаживают за овощными культурами, обрабатывают почву, собирают урожай. Таким образом, на практике закрепляют знания и умения, полученные на уроках, на конкретном деле постигают азы современной экономики, школьники приобщаются к решению местных экологических проблем.

Экологическое воспитание подразумевает не только бережное отношение к природе. Это еще и знания, связанные со здоровым образом жизни. Организация образовательного процесса в соответствии с этими знаниями позволяет достичь положительных образовательных результатов при соблюдении основных здоровьесберегающих требований:

  1. учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, физических, мотивационных и других) особенностей ребенка;
  2. недопускание чрезмерной, однообразной физической нагрузки, соблюдение правил по технике безопасности;
  3. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который поддерживает только благоприятный морально-психологический климат на занятиях;
  4. формирование таких качеств как лидерство, уверенность в себе, умение работать в коллективе, гражданственности и патриотизма;

Результаты деятельности по проекту представлены в виде творческих работ, межпредметных проектов, исследовательскими работами. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах, выставках.

Оценка эффективности внедрения изменений в содержание обучения с учетом специфики школы и региональных особенностей является комплексным и сложным показателем, который не сводится к формальной успеваемости. Приоритет отдается интенсивному развитию качеств растущего человека:

  1. информационная обеспеченность (знакомства, представления, тезаурус, понимание);
  2. функциональная грамотность (восприятие установок и объяснений учителя, умение обращаться с техническими объектами, применять приемы безопасной работы);
  3. технологическая умелость (способность выполнять трудовые операции, манипулировать объектами и средствами труда, обеспечивать личную безопасность, достигать заданного уровня качества);
  1. интеллектуальная подготовленность (способность к устному или письменному описанию трудовых операций, осмыслению трудовой деятельности);
  2. волевая подготовленность (стремление выполнять поставленные учебные задачи, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить работу на высоком уровне качества).

Для оценивания динамики положительных изменений показателей качеств личности были разработаны диагностические средства, позволяющие проводить соответствующий мониторинг. Это эвристические контрольные работы, творческие задания, рефераты и проекты, а также набор тестов.

Опыт работы школы позволяет отметить большую социально педагогическую значимость деятельности, в процессе которой осуществляется трудовая политехническая подготовка и социальная адаптация детей. В основе успеха лежат усилия всего педагогического коллектива, объединенного общей идеей воспитания и образования подрастающих поколений, творческий поиск при разработке путей и средств выхода из тех или иных жизненных ситуаций. Школа стала открытой социально-педагогической системой и вносит свой вклад в стабилизацию общественной и социальной жизни поселка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме:  «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...

Рабочая программа по технологии (для сельской школы) девочки под ред Симоненко

Программа предназначена для работы в сельской школе по  авторской программе под редакцией Симоненко....

Рабочая программа по технологии (для сельской школы) девочки под ред Симоненко

Программа предназначена для работы в сельской школе по  авторской программе под редакцией Симоненко....

Здоровьесберегающие технологии в сельской школе

Использование здоровьесберегающих технологий в школе....

Информационная карта обобщения педагогического опыта "Здоровьесберегающие технологии в сельской школе"

Данная статья является обобщением педагогического опыта  по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы...

Современные педагогические технологии в сельской школе

В настоящее время в России происходит изменение системы образования , которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство . Все время растет потребность в людях ,умеющих самостоя...

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы...