ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
статья по технологии (7 класс) по теме

Щегловская Марина Владимировна

доклад на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_vnedreniya_avtosohranennyy.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

                             

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНОЛОГИЯ»

ДОКЛАД  РУКОВОДИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

 Усть-Лабинского  района

Щегловской М.В.

Г. Усть-Лабинск

Научно-техническая революция XX века существенно изменила жизнь на Земле и стала предпосылкой для коренной ломки в системе образования.

При переходе в третье тысячелетие известные нам технологии обучения начали буксировать, давать сбои. Они не в силах компенсировать отрицательное влияние на человека техносферы и связанных с ней экономических катаклизмов, а наоборот, усугубляют их.   В обучающей, развивающей и воспитывающей школе число детей с физическими и психическими недостатками с I-го по XI-й классы увеличивается более, чем на треть. Если в I-м классе таковых около 50-ти %, то к XI-му классу этот процент превышает 80 % и получается, что в науке – школа развития, а на практике – угнетение и подавления детского таланта, пытливости и здоровья.

Вполне естественно, что нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов – методом проектов.

Информационный взрыв XX-го  века вооружает учителя большим количеством информации. Уметь отделить нужную – важная задача методики обучения. Как отобрать лучшее, чему учить и как учить, для чего учить – эти многовековые проблемы методика не разрешила и на пороге  третьего тысячелетия. Раскрыть эти задачи технологически призвана на ряду с другими областями знаний и «Технология».

Проблема отбора и структурирования содержания любого учебного предмета является чрезвычайно сложной. Если обучение математике, физике, химии или биологии прямо отражает конкретную науку, то о трудовом обучении этого не скажешь. Его содержание представляет совокупность фрагментов знаний из различных, главным образом практических наук, логики усложняющейся деятельности, нацеленной на трудовое становление личности ученика.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Предпринимаемые попытки перестановки или изменения содержания отдельных фрагментов учебной программы все-таки сохраняют совокупность двух относительно самостоятельных процессов – обучение и труд. Это и «Сельский дом и семья», «Домоводство»,  программа регионального (Кубанского) компонента содержания общего образования (часть V), которая иначе именуется как «Хозяин и хозяйка сельского дома», и «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко.

Вариант программы «Хозяин и хозяйка сельского дома», разработанный  с учетом нормативов федерального и регионального базисных учебных планов.  Он предназначен для сельских школ Кубани и нацелен на  подготовку и раскрытие творческих потребностей и склонностей у сельских школьников, умеющих вести, сохранять и ценить крестьянский уклад жизни. Для этого данный вариант программы изучает такие разделы, как

  1. «Развитие трудовых традиций в крестьянской семье»,
  2. «Уход за животными на крестьянском подворье»,
  3. «Уборка, заготовка и хранение сельскохозяйственной продукции на подворье»,
  4. «Предпринимательско - коммерческая деятельность»,
  5. «Наш дом. Гигиена жилища и усадьбы»,
  6. «Рукоделие»,
  7. «Переработка сельскохозяйственной продукции»,
  8. «Лечебное питание»,
  9. «Экономика семьи и домашнего хозяйства»,
  10. «Гигиена девочки, девушки»,
  11. «Культура поведения»,
  12. «Семейные традиции и праздники».

Изучение  этих новых разделов требует от учителя особой эрудиции и подготовки, использование дополнительной технической литературы. Всегда придет на помощь дружный творческий коллектив педагогов Усть-Лабинского педагогического колледжа по изучению этих  разделов не только для самообразования, но и для повышения квалификации учителей всего района.

Учителя технологии в большинстве своем являющиеся выпускниками этого учебного заведения, на практике показывают творческий подход к работе и поистине высокое мастерство в различных специализациях. Несмотря на низкую материальную базу школьных мастерских, учителя труда по зернам собирают уцелевшие крупицы народного творчества и помогают раскрыть эти таланты в ребятах. Они заставляют ребят поверить в собственную одаренность и неповторимость. Квалификация учителей района давно вышла за узкие рамки предмета обслуживающего и технического труда.   Теперь она включает и специализацию по экономике, народным ремеслам, прикладному искусству, строительству и ремонту жилища и т.д.  Региональный характер программы  «Хозяин и хозяйка сельского дома»  состоит в том, что ее можно применить в любой сельской школе Кубани с учетом условий ведения крестьянского быта.  В этом ключе успешно работают наши педагоги  Немцева И.Н., Миненкова С.И., Проскурина С.Н. и др.

Они реализуют эту программу полностью или частично, но всегда конечным результатом является то, что сельские дети приспособлены к новым экономическим условиям на селе на селе, развивают и приумножают трудовые традиции своего народа и в будущем сформируют совершенно новый уклад жизни на селе на более высоком экономическом и культурном уровне.

В городских школах учителя все чаще обращаются к экспериментальной программе «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко, готовят ребят методом проектов осваивать эту актуальную и своевременную методику обучения, в основу которой положена новая концепция трудовой подготовки школьников:

  1. передача трудового обучения в начальной школе специалистам;
  2. значительное увеличение объема подготовки по электротехнике, радиоэлектронике, информационным технологиям, основам экономики;
  3. расширение самостоятельности школьников посредством включения в программу раздела «Проект».

 Процесс обучения технологии строится на основе выполнения проектов функциональных методом познания, необходимых во всякой деятельности. В рамках данного предмета результатами проектов являются объекты, системы, технологии, разработки. На этапе изучения этой системы первый год можно предложить всему классу работать над одним проектом, а в последующие годы разделить ребят на творческие группы. Навыки работы с материалом, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи. При этом сама система проектов строится по принципу усложнения:

  1. постепенное увеличение объема необходимых для этого знаний и навыков;
  2. выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, место отдыха) к менее знакомым (местное общество, бизнес, индустрия);
  3. постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (учет большого количества взаимодействующих факторов);
  4. постепенное осознание учащимися собственных способностей в области данной деятельности.

Отличие проектного подхода к обучению в том, что учащийся не получает от учителя готовые данные, а ищет их в процессе изучения своего объекта, в процессе экономного расходования ресурсов, технологии обработки материалов и выборе материала, инструментов, в планировании и изготовлении объектов и т.д.

Внедрение курса «Технология» в работу школ должно отразить усилившееся стремление к соединению в целостном педагогическом процессе внутренне-  и внешнеориентированных видов деятельности. Это позволяет определить учащемуся пользу данного объекта или технологии не только для самого человека, но и для общества в целом,  с учетом рациональности использования природных ресурсов.

Что касается обучению обработки материалов, то оно в основном аналогично осуществляемому у нас на уроках труда. Учителя предлагают изучение народных обрядов и ремесел, лоскутную технику «Пэчворк», плетение «Макраме» и вязание крючком и спицами, изготовление предметов быта в стиле народного творчества, проводят «Девичьи посиделки», «Масленницу», храня и почитая традиции родного края, знакомят детей с декоративно-прикладным и техническим творчеством.

Для изучения радиоэлектроники, электротехники и автоматики нужна специальная материальная база, чем не может похвастаться ни одна школа района. Поэтому изучение этих модулей остается в перспективе, но авторы предлагают заменить их  художественной обработкой материалов, что и осуществляется в наших школах.

Хотелось бы посоветовать педагогам смелее включать и планировать темы экономики семьи, производства, бизнеса и ценообразования с целью большего самоопределения подростков в рыночной политике государства. Рекомендации по этим вопросам даны в №№  5,6, 3, 4, 1 журнала «Школа и производство» за 1993 год.

На основе общих программ, утвержденных на государственном уровне, в школах создают авторизованные и модифицированные, планируя выполнение проектов, конкретизируя темы, объекты труда, виды деятельности учащихся. При этом акцент делается не на перечисление изучаемых вопросов, а на уровневых характеристиках подготовки. От этого в учебном процессе существенно меняются акценты: со «что изучалось» на  «что усвоено школьниками».

Дифференцированное обучение «Технологии» обеспечивает возможность учащимся самореализовываться, определить свое место в этой сфере – тем самым подготовиться к самостоятельному выбору трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и методы обучения школьниов; способствовать развитию лучших качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику.

Нетрадиционными методами обучения «Технология» научит школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи – идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

Успешные практики реализации дополнительных общеразвивающих программ ("Теория и практика журналистики")

На протяжении 6 лет автор данной статьи реализует на базе МБУДО "Дом детского творчества" г. Заинск Республики Татарстан свою авторскую программу "Теория и практика журналистики" для обучающихся 14-18...

Социокультурные практики на уроках и внеурочной деятельности. Образовательная область "Технология".

В материале рассматриваются разнообразные виды самостоятельной деятельности , основанные на интересах ребенка, в соответствии с его общечеловеческими потребностями в культурном, практическом созидании...

"Практико-ориентированный проект предметной области «Технология» для категории обучающихся с ОВЗ»

В предложенной методической разработке можно познакомиться спорядком реализации индивидуального творческого проекта по технологии в 6 классе по теме: "Изготовление персонажей для кукольных мультф...