Социокультурные практики на уроках и внеурочной деятельности. Образовательная область "Технология".
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В материале рассматриваются разнообразные виды самостоятельной деятельности , основанные на интересах ребенка, в соответствии с его общечеловеческими потребностями в культурном, практическом созидании, с нормами, ценностями, традициями, правилами и способами деятельности социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsiokulturnye_praktiki_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурные практики в урочной и внеурочной деятельности. Образовательная область «Технология».
Автор: Евтехов А.В. учитель технологии МАОУ гимнази
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [ФГОС].
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся, способы достижения социально-востребованного результата[Исаев и др.,2014,с 32], который активно применяется при изучении образовательной области «Технология».
Одним из элементов системно-деятельностного подхода являются социокультурные пробы, практики, проекты. Социокультурные практики-это действенность индивида, обусловленная его общечеловеческой потребностью в культурном, практическом созидании с нормами, ценностями, традициями, правилами, способами деятельности социума, обусловленными как менталитетом, так и этическими, а так же новыми социокультурными реалиями, ориентированными на реализацию инновационных способов освоения «потребного будущего» и саморазвития индивида в качестве культурной нормы инновационных процессов образовательной деятельности [Николина В.В.//научный диалог.-2017-№2-с.269-280].
В образовательной области «Технология» под социокультурными практиками понимают:
- разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности;
- приобретение различного опыта общения.
Изучение предмета «Технология» состоит из теоретической части, практической и творческого проекта. Вопросы, рассматриваемые в теоретической части я стараюсь закрепить на практике в пробных работах, лабораторных работах («Породы древесины», «Свойства металлов», «Механические свойства древесины», «Измерение штангенциркулем», «Режимы резания при работе на токарно-винторезном станке» и т.д.), практических работах по изготовлению изделий из древесины и металла.
Любой успех невозможен без заинтересованности ребенка. Поэтому для повышения мотивации активно использую в своей работе такой вид социокультурной практики как экскурсии. Ежегодно вместе с обучающимися посещаем выставку «Мастер года по художественной обработке древесины», экспозиции в музее бронетанковой техники УВЗ, музейно-выставочном комплексе НТМК-ЕВРАЗ, выставку роботов «Робополис», мероприятия и мастер-классы 4 международного чемпионата WORLD-SKILLS, городскую выставку детского технического и декоративно-прикладного творчества и другие.
Первым важным конкурсом, в котором мои ученики могут представить результаты своей самостоятельной практической деятельности, являются соревнования по спортивно-техническим видам спорта в рамках спартакиады среди общеобразовательных учреждений: судомодельные (катамараны, резиномоторные контурные модели), авиамодельные (простейшие планеры, модели с катапульты), воздушные змеи. Команда по спортивно-техническим дисциплинам это не есть что-то неизменное, постоянное. У ребенка есть выбор, в каких видах участвовать: во всех или в каком-то одном, двух и т.д. Модели любого вида выполняются самостоятельно, но под наблюдением педагога.
Дальнейшая практическая работа связана с декоративной обработкой древесины, моделированием и макетированием объектов техники по выбору учащегося. Направления технического моделирования и макетирования различны: это реставрация мототехники, судомодели и судомакеты, модели и макеты космической техники и т. д., всего более 10 направлений (подробнее можно прочитать в статьях: «Техническое моделирование и макетирование в школе» htts://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskoe-modelirovanie-v-shkole автор Евтехов А.В., «Методические рекомендации по изготовлению сувениров из древесины» открытый урок рф./статьи/506287// автор Евтехов А.В.). Гимназисты успешно представляют свои работы, выполненные на уроках технологии и во внеурочной деятельности, на конкурсах технического и декоративно-прикладного творчества: городской выставке детского технического и декоративно-прикладного творчества, городском конкурсе творческих проектов учащихся «Самоцветы земли уральской», городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Зимняя сказка», епархиальном конкурсе «Красная горка».
Ежегодно в рамках выставки детского технического и декоративно-прикладного творчества, учащиеся, занимающиеся реставрацией мототехники, проводят мастер-класс «Ремонт мотоциклетного двигателя» для посетителей и участников выставки.
Одним из способов практического применения изученного теоретического материала являются олимпиады. Мои ученики регулярно становятся победителями и призерами дистанционных олимпиад проектов «Мультиурок», «Молоток», «Инфоурок». Свои проектные работы результативно представляют на школьном, муниципальном и региональном турах Всероссийской олимпиады школьников. Практические работы моих учащихся были также высоко оценены на фестивале технического творчества молодежи «От винта» в рамках международного чемпионата сквозных профессий по методике WORLD SKILLS, научно-практической конференции «GENIUS-УрГУПС», «Техноград» и др.
Разнообразие направлений деятельности имеет также большое значение в профессиональном самоопределении выпускников. В 2018 г. два моих ученика победили в Городском чемпионате рабочих профессий по методике «WORLD SKILLS» в компетенции «Электромонтаж». Несколько учеников приняли участие в конкурсе презентаций в рамках фестиваля «Парад профессий. Нижний Тагил 2020».
Я очень часто привлекаю к различным конкурсам детей, которые не имеют успехов в изучении других предметов (физкультуры, физики, и др.), имеющих ограниченные возможности здоровья, проблемы с поведением. Главное требование к участию в любом конкурсе – добровольное решение ребенка после консультации с родителями. Содействие родителей необходимо, потому что это дополнительная нагрузка, затраченное время, большая самостоятельная работа. Особенность учебного предмета состоит в том, что результатом деятельности ребенка являются изготовленные из различного материала изделия. Готовые изделия ребенок забирает домой для того, чтобы родители смогли увидеть достижения ребенка не только с точки зрения оценки, но и с точки зрения личностного роста. Для меня как для педагога очень важно, что будет дальше с этим изделием. Большая часть родителей бережно относится к продуктам труда ребенка, они используют это изделие для украшения квартиры, дачи и т.д. Правда, надо сказать еще и о том, что есть родители, которые показывают полное безразличие к успехам ребенка или просто выбрасывают работу, чтобы она не портила интерьер. Поэтому свою задачу как педагога я вижу не только в мотивации ученика, но и его родителей. Мне удалось заручиться поддержкой большинства родителей. Прежде всего, за счет того, что они видят интерес своего ребенка к декоративно-прикладному и техническому творчеству, результаты в виде изделий, дипломов, грамот, сертификатов, которые часто дают дополнительные баллы для поступления в профессиональные образовательные учреждения (например, в УрГУПС).
Современное образовательное пространство рассматривается как пространство практических действий, расширяющее возможность для социальной реализации обучающихся, обеспечивающее включение в различные формы публичных презентаций (конкурсы, форумы, соревнования и др. Таким образом можно сделать вывод, что выбранная мной стратегия позволяет достичь результатов освоения обучающими образовательной области «Технология»,в соответствии с требованиями ФГОС.
Список литературы.
1 Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Основного Общего Образования приказ Минобрнауки от 26.07.2017
2 Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства/В.В.Николина//Научный диалог.-2017.-№2-с.269-280
3 В.В. Николина, О.Е. Фефелова//Современные проблемы науки и образования.-2016.-№4-режим доступа:http://www.science-education.ru/articleiview?id=2/915.
4 Социокультурные практики в современном образовательном процессе wiki.tgl.net.ru/images/6/65/1._Социокультурные_практики._Шехман_И.В.doe
5 Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни. Гусельникова Т. Международный образовательный портал MAAM.RU https//www.maam.ru/detskijsad/
6 Котова С.К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО// Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2016-Т.19.-С.37-41.-URL.-http://e-koncept.ru/2016/56247.htm.
7 Исаев Е.И. Психология образования человека /Е.И. Исаев, В.И.Слободчиков.-Москва:ПСТГУ,2014.-432с.