Социокультурные практики на уроках и внеурочной деятельности. Образовательная область "Технология".
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Евтехов Андрей Васильевич

В материале рассматриваются разнообразные виды самостоятельной деятельности , основанные на интересах ребенка, в соответствии с его общечеловеческими потребностями в культурном, практическом созидании, с нормами, ценностями, традициями, правилами и способами деятельности социума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социокультурные практики в урочной и внеурочной деятельности. Образовательная область «Технология».

Автор: Евтехов А.В. учитель технологии МАОУ гимнази

         

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [ФГОС].

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся, способы достижения социально-востребованного результата[Исаев и др.,2014,с 32], который активно применяется при изучении образовательной области «Технология».

Одним из элементов системно-деятельностного подхода являются социокультурные пробы, практики, проекты. Социокультурные практики-это действенность индивида, обусловленная его общечеловеческой потребностью в культурном, практическом созидании с нормами, ценностями, традициями, правилами, способами деятельности социума, обусловленными как менталитетом, так и этическими, а так же новыми социокультурными реалиями, ориентированными на реализацию инновационных способов освоения «потребного будущего» и саморазвития индивида в качестве культурной нормы инновационных процессов образовательной деятельности [Николина В.В.//научный диалог.-2017-№2-с.269-280].

В образовательной области «Технология» под социокультурными практиками понимают:

  • разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности;
  • приобретение различного опыта общения.

Изучение предмета «Технология» состоит из теоретической части, практической и  творческого проекта.  Вопросы, рассматриваемые в теоретической части я стараюсь закрепить на практике в пробных работах, лабораторных работах      («Породы древесины», «Свойства металлов», «Механические свойства древесины», «Измерение штангенциркулем», «Режимы резания при работе на токарно-винторезном станке» и т.д.), практических работах по изготовлению изделий из древесины и металла.

Любой успех невозможен без заинтересованности ребенка.  Поэтому для повышения мотивации активно использую в своей работе такой вид социокультурной практики как экскурсии.  Ежегодно вместе с обучающимися посещаем выставку «Мастер года по художественной обработке древесины», экспозиции в музее бронетанковой техники УВЗ, музейно-выставочном комплексе НТМК-ЕВРАЗ,  выставку роботов «Робополис», мероприятия и мастер-классы 4 международного чемпионата WORLD-SKILLS, городскую выставку детского технического и декоративно-прикладного творчества и другие.

Первым важным конкурсом, в котором мои ученики могут представить результаты своей самостоятельной практической деятельности, являются соревнования по спортивно-техническим видам спорта в рамках спартакиады  среди общеобразовательных учреждений: судомодельные (катамараны, резиномоторные контурные модели), авиамодельные (простейшие планеры, модели с катапульты), воздушные змеи. Команда  по спортивно-техническим дисциплинам это не есть что-то неизменное, постоянное. У ребенка есть выбор, в каких видах участвовать: во всех или в каком-то одном, двух и т.д. Модели любого вида выполняются самостоятельно, но под наблюдением педагога.

Дальнейшая практическая работа связана с декоративной обработкой древесины, моделированием и макетированием объектов техники по выбору учащегося. Направления технического моделирования и макетирования различны: это  реставрация мототехники, судомодели и судомакеты, модели и макеты космической техники и т. д., всего более 10 направлений (подробнее можно прочитать в статьях: «Техническое моделирование и макетирование в школе» htts://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskoe-modelirovanie-v-shkole автор Евтехов А.В., «Методические рекомендации по изготовлению сувениров из древесины» открытый урок рф./статьи/506287// автор Евтехов А.В.). Гимназисты успешно представляют свои работы, выполненные на уроках технологии и во внеурочной деятельности, на конкурсах технического и декоративно-прикладного творчества: городской выставке детского технического и декоративно-прикладного творчества, городском конкурсе творческих проектов учащихся «Самоцветы земли уральской», городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Зимняя сказка», епархиальном конкурсе «Красная горка».

Ежегодно в рамках выставки детского технического и декоративно-прикладного творчества, учащиеся, занимающиеся реставрацией мототехники, проводят мастер-класс «Ремонт мотоциклетного двигателя» для посетителей и участников выставки.

Одним из способов  практического применения изученного теоретического материала являются олимпиады. Мои ученики регулярно становятся победителями и призерами дистанционных олимпиад  проектов «Мультиурок», «Молоток», «Инфоурок». Свои проектные работы результативно представляют на школьном, муниципальном и региональном турах Всероссийской олимпиады школьников. Практические работы моих учащихся были также высоко оценены на фестивале технического творчества молодежи «От винта» в рамках  международного чемпионата сквозных профессий по методике WORLD SKILLS, научно-практической конференции «GENIUS-УрГУПС», «Техноград» и др.

Разнообразие направлений деятельности имеет также большое значение в профессиональном самоопределении выпускников. В 2018 г. два моих ученика победили в Городском чемпионате рабочих профессий по методике «WORLD SKILLS» в компетенции «Электромонтаж». Несколько учеников приняли участие в конкурсе презентаций в рамках фестиваля «Парад профессий. Нижний Тагил 2020».

Я очень часто привлекаю к различным конкурсам  детей, которые не имеют успехов в изучении других предметов (физкультуры, физики, и др.), имеющих ограниченные возможности здоровья, проблемы с поведением. Главное требование к участию в любом конкурсе – добровольное решение ребенка после консультации с родителями. Содействие родителей необходимо, потому что  это дополнительная нагрузка, затраченное время, большая  самостоятельная работа. Особенность учебного предмета состоит в том, что результатом деятельности  ребенка  являются изготовленные из различного материала изделия. Готовые изделия ребенок забирает домой для того, чтобы родители смогли увидеть достижения ребенка не только с точки зрения оценки, но и с точки зрения личностного роста. Для меня как для педагога очень важно, что будет дальше с этим изделием. Большая часть родителей бережно относится к продуктам труда ребенка, они используют это изделие для украшения квартиры, дачи и т.д. Правда, надо сказать еще и о том, что есть родители, которые показывают полное безразличие к  успехам ребенка или просто выбрасывают работу, чтобы она не портила интерьер.  Поэтому свою задачу как  педагога я вижу не только в мотивации ученика, но и его родителей. Мне удалось заручиться поддержкой большинства родителей. Прежде всего, за счет того, что они видят интерес своего ребенка к декоративно-прикладному и техническому творчеству, результаты в виде изделий, дипломов, грамот, сертификатов, которые часто дают дополнительные баллы для поступления в профессиональные образовательные учреждения (например, в УрГУПС).

      Современное образовательное пространство рассматривается как пространство практических действий, расширяющее возможность для социальной реализации обучающихся,  обеспечивающее включение в различные формы публичных презентаций (конкурсы, форумы, соревнования и др. Таким образом можно сделать вывод, что выбранная мной стратегия позволяет достичь результатов освоения обучающими образовательной области «Технология»,в соответствии с требованиями ФГОС.

                                 

Список литературы.

1 Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Основного Общего Образования приказ Минобрнауки от 26.07.2017

2 Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства/В.В.Николина//Научный диалог.-2017.-№2-с.269-280

3 В.В. Николина, О.Е. Фефелова//Современные проблемы науки и образования.-2016.-№4-режим доступа:http://www.science-education.ru/articleiview?id=2/915.

4 Социокультурные практики в современном образовательном процессе wiki.tgl.net.ru/images/6/65/1._Социокультурные_практики._Шехман_И.В.doe

5 Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни.  Гусельникова Т. Международный образовательный портал  MAAM.RU https//www.maam.ru/detskijsad/

6 Котова С.К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО// Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2016-Т.19.-С.37-41.-URL.-http://e-koncept.ru/2016/56247.htm.

7 Исаев Е.И. Психология образования человека /Е.И. Исаев, В.И.Слободчиков.-Москва:ПСТГУ,2014.-432с.

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

Практико-ориентированные технологии во внеурочной деятельности

Выступление на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Тема: «Использование практико-ориентированных технологических приёмов  во внеурочной деятельности» 2016 год...

Практика разработки программы по внеурочной деятельности в малокомплектной школе

Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, поэтому важно найти  в данных условиях преимущества, которые можно использовать при...

Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника"

Стастья "Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника" "...

Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности образовательной организации в условиях отдаленности территории

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной, эффективной формой достижения целей в любой сфере, в том числе образовател...

Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования

В статье рассказывается об  опыте сотрудничества школы № 89 Калининского района  Санкт- Петербурга с учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающих...