Практика разработки программы по внеурочной деятельности в малокомплектной школе
опыты и эксперименты на тему
Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, поэтому важно найти в данных условиях преимущества, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Непомнящих Юлия Владимировна
учитель истории и обществознания
БОУ «Ложниковская средняя общеобразовательная
школа им. В.А.Казанцева»
Тарского муниципального района
Практика разработки программы по внеурочной деятельности в малокомплектной школе
Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, поэтому важно найти в данных условиях преимущества, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности.
Одним из таких преимуществ является то, что окружающее сообщество села заинтересовано в деятельности школы и потенциально готово включиться в совместную социально ориентированную деятельность. Поэтому при изучении социального заказа необходимо изучать потребности не только обучающихся и родителей, но и потребности социума. С этой целью разработали и используем следующие анкеты: вопросы для определения возможностей педагогов (родителей, специалистов предприятий); вопросы для определения запросов обучающихся; вопросы для определения запросов родителей; вопросы для определения социального заказа (что востребовано в районе, населённом пункте).
Следующим шагом должно стать знакомство с требованиями к организации внеурочной деятельности. Одним из требований ФГОС начального и основного общего образования является организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности. Однако в условиях малокомплектной школы не всегда возможно предоставить обучающимся выбор программ и видов деятельности по каждому из направлений. Ещё одна проблема – малая наполняемость классов. Решением первой проблемы может стать организация проектной деятельности, решением второй – создание разновозрастных проектных групп. Проектную внеурочную деятельность обучающихся в малокомплектной школе рекомендуется организовывать в трёх разновозрастных группах: обучающихся 1–4-х классов, подростки 5–7-х и 8–9-х классов. В основу организации проектной деятельности разновозрастных групп школьников могут быть положены проектные задания и культурно-образовательные события.
Изучив социальные запросы и требования к программам малокомплектных школ, можно приступить к разработке программы внеурочной деятельности.
Программа должна содержать следующие компоненты:
Пояснительная записка;
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3. Тематическое планирование.
В структуре Программы должны быть указанные компоненты: тематическое планирование, содержание и четко обозначенные результаты освоения курса внеурочной деятельности, они не должны дублировать планируемые результаты урочной деятельности.
В пояснительной записке должно быть описание того, чем эта программа отличается от программ для полнокомплектных школ. В актуальности важно показать полезность для развития личности обучающихся (например, 5-6 классов) в условиях малокомплектной школы, каковы особенности реализации данной программы в разновозрастном коллективе, на какую предметную область ориентирована программа.
В содержании должно быть представлено четыре и более деятельностных форм реализации программы (пробы, практикумы, проекты, исследования, культурно-образовательные события, КТД и т.п.). Необходимо прописать виды учебной деятельности, в которые будут включены обучающиеся на этих занятиях. Выбор видов учебной деятельности обучающихся не должен быть случайным, он соотносится с планируемыми результатами. Поэтому важно указывать, как именно выбранная учебная деятельность способствует достижению планируемых результатов. Является недостаточным указать, например, что проводится тренинг, важно показать, а что делают обучающиеся в ходе тренинга, как взаимодействуют между собой, чтобы выбранная форма занятия соответствовала содержанию и чтобы достигались планируемые результаты.
В пояснительной записке или в содержании программы, или в тематическом плане должно быть отражено, как учащиеся будут выбирать виды учебной деятельности, какие роли (осуществление сбора информации или другой работы, консультирование учащихся, эксперт и т.д.) могут выполнять ученики разного возраста при осуществлении различных видов деятельности.
В содержании деятельности нужно прописать цель для каждого занятия. И указать на формирование каких планируемых результатов (из указанных вами) работает именно это занятие и как учитель проверит уровень достижение этих результатов.
Содержание программы должно быть ориентировано на использование не только ресурсов ОО, но и разнообразных ресурсов местного сообщества (библиотека, сельский ДК ит.п.). Необходимо предусмотреть сотрудничество и общение учащихся разного возраста в парах или группах сменного состава, реализацию более трех направлений внеурочной деятельности.
Всё вышеизложенное учитывалось мною при разработке программы по внеурочной деятельности «Как было и как стало».
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся основной школы, на основе требований ФГОС ООО для работы с одаренными детьми, а также для продолжения развития навыков проектной и исследовательской деятельности. Программа актуальна для реализации в условиях малокомплектной школы, т.к. предусматривает привлечение к участию общественность поселения и ресурсы села, создание разновозрастных команд, в состав которых входят как одаренные дети, так и те, кто желает просто попробовать себя в деле, просто быть занятым и нужным. Круг исследований определяется фондами местного краеведческого музея, возможностями сельского клуба и библиотеки, которые становятся социальными партнерами школы. Предполагается вовлечение в программу материальных ресурсов семьи, участие родителей и младших членов семьи. Учитель, который возьмется за реализацию этой программы, должен владеть методом проектной деятельности, знать информационные технологии и успешно их применять в своей практике.
Содержание программы «Как было и как стало» ориентировано на развитие у школьника интереса к исследовательской деятельности через участие в проектной деятельности; на формирование навыков самостоятельного изучения предметов старины и желания поделиться открытым новым знанием с другими. Программа предполагает, что дети имеют базовые знания о том, что такое проектная деятельность. Обучающимся предлагается создать проектные команды и выбрать тему исследования после посещения музея. Название программы дает огромный выбор объектов для исследования.
Предметная область программы «Как было и как стало» включает в себя знания от гуманитарных предметов до естественно-математических, зависит от предмета исследования, выбранного командой.
Идея состоит в следующем: берется предмет духовной или материальной культуры (быт, одежда, книги, утварь и т.д.) и дети сравнивают его с современным аналогом: как было и как стало. Критерии для сравнения разрабатываются командой. Распределяются обязанности в команде: кто-то делает описание, другой снимает видео, вместе делают выводы о том, какие технологии использовались тогда и сейчас, для кого было это доступно? Итогом программы является участие обучающихся в НПК различных уровней. В результате обучения у детей будет создан проект и появится электронный документ, где будет собран весь материал по ходу всего проекта.
В процессе освоения программы у ребенка будут формироваться компетенции самостоятельно ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его результаты и представлять их в ходе защиты. Ребенок будет учиться правильно воспринимать критику, анализировать причины неудач и как можно избежать их в будущем. В ходе реализации программы ребенок может себя увидеть как индивидуально, так и через работу в команде. Программа позволяет подготовить обучающихся к участию в школьной НПК, а так же даёт шанс выйти на более высокий уровень конференции (муниципальный, региональный).
Список литературы
- Актуальные вопросы введения федерального государственного
образовательного стандарта общего образования в малокомплектной школе: Методические рекомендации /Авт. колл.: под общ. Ред. Т.С. Горбуновой. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015 – 2015. – 104с. – С. 44-49.
2. Непомнящих Ю.В., Шааф О.В. Как было и как стало: Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления. 5, 6 класс / Непомнящих Ю.В., Шааф О.В — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016. — 11 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-384115-1389887768.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Занимательная физика"
Данный кружок был разработан для начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС . Кружок рассчитан на 3 года обучения адаптирован на возрастную категорию детей. Программа курса составлена та...
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ по внеурочной деятельности по теме:"Вокал"
Программа для начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка начальная школа
рабочая программа внеурочной деятельности начальная школа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-1274695-1601797866.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
Данная программа предназначены для педагогов, реализующих модуль "Шахматы". Цель программы - создание условий и развитие рационального мышления школьников. Программа так же спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1502439-1703054822.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «ГТО в школе» для учащихся 2-х классов, (учитель Романов А.А)
laquo;Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО" является основой нормативных требований к физической подготовке учащейся, определяющей уровень физической готовности молодежи к труду и обороне...