Типы уроков в зависимости от формы их проведения
статья по технологии по теме

 

При выборе типа урока учитель ориентируется на его строение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_urokov_v_zavisimosti_ot_formy_ih_provedeniya.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Типы уроков в зависимости от формы их проведения

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.

Уроки основных типов в рамках традиционного обучения

- Урок ознакомления с новым материалом

- Урок закрепления изученного

- Урок применения знаний и умений

- Урок обобщения и систематизации знаний

- Урок проверки и коррекции знаний и умений

- Комбинированный урок

Уроки основных типов по форме организации взаимодействия

- Урок-лекция

- Урок-семинар

- Урок-зачет

- Урок-практикум

- Урок-экскурсия

- Урок-дискуссия

- Урок-консультация

- Урок-театрализация

- Урок-соревнование

- Урок с дидактической игрой

- Урок – деловая игра

- Урок – ролевая игра[1][1]

- Интегрированный урок

При выборе типа урока учитель ориентируется на его строение

Строение уроков основных типов

Урок ознакомления с новым материалом

Основные этапы:

сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности;

подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

ознакомление с новым материалом;

первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

постановка задания на дом;

подведение итогов урока.

Урок закрепления изученного

Основные этапы:

проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

постановка задания на дом;

подведение итогов урока.

Урок применения знаний и умений

Основные этапы:

проверка домашнего задания;

мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;

обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные этапы:

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

воспроизведение и коррекция опорных знании;

повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний;

подведение итогов урока.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Основные этапы:

ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;

проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;

подведение итогов.

Комбинированный урок

Основные этапы:

ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

проверка домашнего задания;

проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

изложение нового материала;

первичное закрепление изученного;

подведение итогов урока и постановка домашнего задания

или

проверка выполнения домашнего задания;

проверка ранее усвоенных знаний;

сообщение темы, цели и задач урока;

изложение нового материала;

восприятие и осознание учащимися нового материала;

осмысление, обобщение и систематизация знаний;

постановка домашнего задания.

Урок-лекция

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.

Основные этапы:

создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;

ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;

применение полученных знании;

обобщение и систематизация изученного;

формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

Урок-семинар

Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:  при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.

Урок-практикум

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.

Основные этапы:

сообщение темы, цели и задач практикума;

актуализация опорных знании и умении учащихся;

мотивация учебной деятельности учащихся;

Ознакомление учеников с инструкцией;

подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

выполнение работы учащимися под руководством учителя;

составление отчета;

обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Дидактические требования к современному уроку

  1. четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  2. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  3. прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  4. выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,

сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

  1. реализация на уроке всех дидактических принципов;
  2. создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

  1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

№ п/п

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата
решения задачи

1

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка выполнения домашнего задания
  3. Всесторонняя проверка знаний
  4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  5. Усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  7. Закрепление новых знаний.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

  1. Организация начала урока
  2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  3. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческо...

Подбор причесок в зависимости от формы лица.

Урок по профессии парикмахер. Подбор причесок в зависимости от формы лица. Это презентация к уроку обобщения и систематизации знаний с выполнением практической работы по группам....

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.

Как часто учителю для работы в школе требуются грамотно составленные материалы по самым различным вопросам. Большая путанница в названиях и определениях типов и видов уроков привело меня к необходимос...

Типы уроков в зависимости от формы их проведения

Типы уроков в зависимости от формы их проведения ...

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.

Типы и формирования уроков в современной школе...