Использование игровых технологий и методик на уроках
методическая разработка по технологии по теме

Кузьмичева Галина Павловна

Игра,как одно из условий повышения познавательной и творческой деятельности детей, метод стимулирования их активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologiivystuplenie_na_gmo.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Кузьмичева Галина Павловна

                                                        Учитель технологии

                                                МОУ лицей г. Фрязино, Московской обл.

Выступление на ГМО .                                                        

Тема выступления: «Игра, как одно из условий повышения познавательной и творческой деятельности детей, метод стимулирования их активности. Использование игровых методик на уроках технологии .

                «В педагогическом мастерстве – три кита : игра, творчество, жизнь..»

                                                                                К.Д. Ушинский

         В детском возрасте игра – это норма жизни. И ребенок должен  всегда играть, даже если делает серьезное дело. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его  жизнь – это игра.

        Из детей, не доигравших в детстве, получаются скучные, неинтересные взрослые. Игра будит мысль, заставляет работать фантазию, учит мечтать.

        Игра должна быть воспитывающей, проявляющей и развивающей лучшие качества личности.

        Императивная (подавляющая) педагогика предполагает прежде всего, прямолинейные средства воздействия на детей, в «лоб»: требования, контроль, приказ, напоминания, совет, подсказку, заключение договоров и т.п.  Эффект совершенно обратный!

        Психотерапевт Леви пишет: « За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые : не здороваются, не умываются, не чистят зубы, не читают, не занимаются спортом, музыкой, языком, ручным трудом…Всем! Самосовершенствованием включительно и т.д. и т. п.! Только потому, что их к этому принуждали…»

        Игра относится косвенному методу воздействия, когда ребенок не чувствует себя объектом воспитания ( воздействия) взрослого. Здесь он полноправный «хозяин» (субъект) своей деятельности.

        Поэтому, в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

        Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

        Умение входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создает  настроение окружающим. (Песков «Бабье лето», Контролер прокомпостировал кленовый лист, протянутый ребенком… Веселый настрой в вагоне, снятие напряжения, которое всегда возникает при прохождении контролеров – это свойственно людям при любой проверке).

        Талантливые педагоги обязательно прибегают  интуитивно к игре. Например: - Цыц! – привычное слово учителя физики. Срыв урока, шум… - Внимание, что надо сказать?  – Цыц !  - Молодцы! Нет замечаний, нет удалений с урока. Игровая ситуация сработала как регулятор учебной деятельности.

        Конечно, недостаточно знать набор игр. Игра становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий.

        Главное из них – это отношение педагога к детям, игровая позиция педагога.

        «Сегодня редко кто из воспитателей не понимает значение игры, но лишь немногие умеют делать игру союзником своего нелегкого труда»

«Игры чураются потому, что в ней нужно самому воспитателю играть, а это не так - то легко. Но это необходимо! Нельзя наблюдать со стороны или быть судьей!»

                                                                                С.А.Шмаков

        Игра – это интимная деятельность ребенка, в нее нельзя вносить ни малейшего принуждения.        ( Будешь играть, и все!!)

        Игровая позиция педагога – здесь идет воспитание игрой. ( можешь – не можешь быть педагогом)

        Игровая позиция педагога – это:

  1. - особый стиль отношений между взрослыми и детьми;
  2. -обеспечение ощущения внутренней свободы («сбрасываю с себя все взрослое  - «педагогический намордник», В. М. Шепель);
  3. -требуется гибкое педагогическое поведение;
  4. - определенное внутреннее состояние: благожелательное отношение к детям, открытость; (иногда приходится что-то преодолевать в себе для вхождение в игровое состояние)

        Есть интересное высказывание:

« Люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем  - одаренными, потом – способными, далее превращаются в посредственность, а к  концу формирования личности – это тупицы. И так до гробовой доски…»

        Каждый ребенок со своими способностями. Необходимо помочь их выделить и реализовать. Я думаю, игра этому помогает.

                        «Человек , который хочет передвинуть гору, начинает с         того, что переносит мелкие камни» -

                                         Китайская мудрость

Использование игровых методов на уроках .

           Обязательны  игровые  моменты  не  обучающего  характера  для  переключения  внимания  и  снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но  возможно и пятом, шестом так как дети ещё только перешли на более высокую ступень  обучения.

        В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них  быстро  наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять  напряжение  и дети смогут более продуктивно работать дальше.

         Например, при  изучении  темы «Изготовление фартука»,пооперационная обработка» в пятом  классе  напряжение детей очень большое ,так как они стараются выполнить ровные строчки,  но  это им ещё плохо удаётся из-за того, что  у  детей  ещё  нет  навыка  работы  на швейной  машине.  В  качестве  игрового  момента  можно  использовать  такую физминутку:

                      Поднимайте плечики,

                      Прыгайте, кузнечики.

                      Прыг-скок, прыг-скок.

                      Сели, травку покушали,

                      Тишину послушали.

                      Тихо, тихо высоко

                      Прыгай           на           носках           легко.

        Игра « Ежели Вы вежливы»

        Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку  класса.  

Урок начинается со стихотворения:

                   Добрый день, добрый час,

                   Как я рада видеть Вас!

                   Друг на друга посмотрели

                   И тихонько, дружно сели.

        Как мы здороваемся? Умеем ли мы это делать? Любят ли дети здороваться со мной? Простое приветствие принесет радость или огорчение, может приподнять настроение, а может унизить.Как мы – так и они с нами. Действует закон  отзеркаливания.

         Частое произношение добрых слов не повредит.

        Задание: Поздоровайся с соседом справа  двумя разными приветствиями, а с соседа слева поблагодари два раза. (занимает времени 1мин.-«Спасибо», «Благодарю», «Здравствуйте», «Приветствую вас»,«Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры», «Мы рады Вас видеть», «До свидания», «До новой встречи» и т.д.)

        Домашнее задание: 1. Кто найдет больше слов приветствия, слов благодарности, пожелания.

                                2. Давай те придумаем к каждому слову жест. Постепенно изучив лексикон в жестах мы можем здороваться друг с другом жестами.

        Игра «КАК нам успокоиться?»

        В классе возник шум, спор во время практической работы. Кричать на весь класс смысла нет – не услышат! Обращаемся к рядом стоящим: «Кто меня видит и слышит - повторяйте за мной: «Землю обмотали!»...-.Землю обмотали, «Тоненькие нити!»… - Тоненькие нити… «Нити параллелей и зеленых рек!»т.д.

         Другие дети услышав рифму, начинают  обращать внимание, присоединяться. Игра позволяет на уроках (когда работа идет в бригадах и микрогруппах) установить  тишину и привлечь  к себе внимание для сообщения, и т.д.

         Технику  безопасности, которую дети не очень любят повторять, можно разгадывать в ребусах, загадках, анаграммах, логарифмах и т. п

И так можно придумать много различных «игр – минуток» для детей на занятиях.

        Игра «Сбрасываем напряжение»

         Когда человек много говорит, у него устает горло – скапливается напряжение. Ребенок на уроках много молчит – тоже скапливается напряжение     ( поэтому они кричат на переменах – сбрасывают напряжение ).

         В зависимости от того с какого урока ко мне на урок пришли дети (устный, письменный, контрольная…) мы сбрасываем напряжение.( с горла, рук, ног – кричим, стучим, топаем, хлопаем..)

        Время игры 1 – 2 мин.

        Условия – правая рука вверху – молчим, звенящая тишина!

                  -  левая рука вверху – кричим, хлопаем, топаем, но самозабвенно!!

        Первое время может сразу не получаться, т. к. дети очень зажаты – ведь везде слышат: «Тише!», «Закрой рот!», «Помолчи!» ит.п.

- У меня много игр. Когда мы к этим привыкнем, пойдем дальше!...

Это подгоняет детей ,им это интересно –« а что  же дальше?»

        Игра «Умственная аэробика»

        Время игры 1 – 5 мин

        . Очень хорошо использовать во время организационных моментов – перевешивания таблиц, раздаче книг, и т.п. Позволяет «не отпускать» внимание детей «на меня», на мою информацию.

        Например, вопросы:

- Может ли аист назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить)

- Что всему нужно? (Название)

 -В каком месяце человек меньше всего кушает? (В  феврале)

- Какой город самый сердитый? (Грозный)

- Из какого полотна не сошьешь рубашку? ( Из железнодорожного) и т.д.

        Ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но на самом деле научается действовать по линии наибольшего сопротивления.

        Конечно, таких игр придумать можно много, надо только захотеть!

Игра способствует:

     1.  Повышению уровня развития мыслительных процессов.

     2. Развитию личности ребёнка.

     3. Сплачиванию школьного коллектива.

     4.  Воспитанию положительных личностных качеств.

 

ИГРА – школа Воли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровых технологий на уроках технологии

использование на уроках технологии...

разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »

Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....

Технологическая карта урока математики с использованием игровых технологий, технологии дифференциации, сотрудничества и ИКТ-технологий

Технологическая карта урока математики с использованием игровых технологий, технологии дифференциации, сотрудничества и ИКТ-технологий...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

Методика использования игровых технологий в системе электронного обучения

В настоящее время все более распространяются и становятся активно используемыми информационные технологии. Они применяются в различных сферах, в том числе и в образовании.Современные образовательные т...