урок технологии
презентация к уроку по технологии (5 класс) по теме

Похилина Светлана Алексеевна

урок технологии, раздел рукоделия "Вышивка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История вышивки117 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История возникновения вышивки.

Цели урока:

интегрирование полученных знаний на уроках литературы (внеклассное чтение), кубановедения и изобразительного искусства

ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком;

сформировать умения по выполнению простого шва крестиком;

воспитывать активность;

развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе.

Тип урока: урок сообщения новых знаний, практическая деятельность.

Наглядные пособия:  слайд-презентация «История вышивки», схема вышивки крестом.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, инструкционная карта «Простой шов крестиком», панно.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала (Презентация)

  1. Словесно-иллюстративный рассказ
  2. Практическая работа.

История вышивки.

2слайд:

История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.

К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней.

3 слайд:

Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России и других государств.

4 слайд:

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе.

5 слайд:

В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, — вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов.

6 слайд:

В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа.

7 слайд:

Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. Как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта.

8 слайд:

Также широко была распространена отделка вышивкой одежды.

На уроках литературы при изучении повести «Записки охотника» У.И. Тургеньева в повести «Бежин луг» очень хорошо описана одежда. Давайте вспомним героев…

-Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой вышитой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его- не отцовскими…Второй мальчик, Павлуша….Одеждой своей  щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…На Илюше были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку….

Костя и Ваня были одеты бедно.

9 слайд:

Вышивка всегда делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

10 слайд:

Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем.

Какие обычаи вы знаете?

11 слайд:

Вспомните уроки кубановедения: Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом.

12 слайд:

Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы.

13 слайд:

Рубаха - самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.

Множество обычаев, поверий и обрядов связано с рубахой, с ее изготовлением и ношением. Родился человек. Первые минуты, часы, дни его пребывания в незнакомом ему мире сопровождались многочисленными ритуалами. Они исполнялись для того, чтобы обеспечить новому человеку здоровье, приобщить его к миру людей, определить его жизненный путь.

14 слайд

Родившегося ребенка завертывали в вышитую рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику.

Одежда вообще, в народном представлении, теснейшим образом связана с ее носителем и отождествляется с ним. Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачу благ и ценностей от одного поколения к другому.

15 слайд:

Через шесть недель после рождения ребенка его крестная мать приносила ребенку в подарок рубашечку, крестик и поясок. Крестильная пеленка особо украшалась. В некоторых местах ею служила венчальная рубаха отца. После крещения крестная мать впервые подпоясывала ребенка, с этого момента он носил пояс.

16 слайд:

В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ.

Какие символы вы знаете? На уроках изобразительного искусства мы проходили:

Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент.

17 слайд:

В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли.

По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

18 слайд:

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

19 слайд:

Безопасные приемы работы

1. Ножницы должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

Передавать  ножницы  кольцами

вперед.

2.Иглу  держать  в  игольнице.

3.Не  шить  ржавой  иглой.

4.Не  вкалывать иглу в
одежду.

5.Не  брать  иглу в  рот.

6.Пересчитать  по  окончанию работы  количество игл, оно  должно  равняться  первоначальному. ( Хорошо иметь магнит, упавшую иглу вы быстрее найдете,  даже если она  без ниточки.)

20, 21 слайд:

Инструменты и приспособления

Пяльцы

Ножницы

Иглы

Наперсток

Утюг

ИГЛЫ

1. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом.

2. Иглы с позолоченным ушком быстро «истираются», позолота «уходит», оставляя шершавость, что мешает легкому скольжению по материалу.

3. При вышивке больших работ надо чаще менять иглы или применять несколько игл, так как при длительном пользовании они окисляются от контакта с пальцами.

2. Практическая работа «Выполнение простого шва крестиком».

Вводный инструктаж

Работа по инструкционной карте «Простой шов крестиком».

Текущий инструктаж.

22 слайд:

Вышивка крестом (крест) – один из видов счетной вышивки. Швы называются счетными, если длина стежков определяется одинаковым (считанным) числом нитей основы. К счетным швам относятся:

крест простой (русский крестик)

крест двусторонний

Если нити ткани-основы легко считать, то крестиком шьют прямо по материи. Если ткань-основа очень плотная, то сверху наметывают канву, по которой и вышивают узор. Когда работа окончена, канву выдергивают.

В начале работы на нитке не делают узелок. Лучше оставить несколько сантиметров нитки свободными, а затем заправить концы в стежки с изнаночной стороны.

Стежок простым крестиком

23 слайд:

Существует два способа выполнения стежка.

Первый способ – стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

Второй способ – первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, как правило), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.

Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.

Маленькие советы:

чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;

для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;

чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.

Вышивать крестом несложно. Главное – добиватся моксимальной точности расположения стежков, только тогда вышивка будет красивой. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. Поэтому с самого начала надо привыкнуть всегда выполнять нижний стежок из правого верхнего в левый нижний угол. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков.

24 слайд:

Выполнение работы:

1.Подготовь рабочее место.

2.Выполни  вышивку крестом, используя  нитки

в  одно  сложение.

3.Проутюжь  работу  с  изнанки.

Во время выполнения практической работы выполняется  физминутка.

1. “Бабочка”. Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.

2. “Вверх-вниз”. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

3. “Жмурки”. Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

4. “Массаж”. На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.

III. Сборка декоративного панно.

IV. Подведение итогов

Проверка практической работы.

V. Домашнее задание

Отработать навыки вышивки простым крестиком. Подготовиться к практической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)

Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образо...