Конспект урока по технологии для 5 класса "Монограммы и метки"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Ревва Марина Викторовна

Работа содержит : конспект урока, презентацию, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Технология», 5класс

Тема  урока: «Монограммы  и  метки» (47- 48 урок)

1.Цели :

       -Образовательная – познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: монограмма, метка, виньетка;

- научить учащихся практическим навыкам- выполнение вышивки метки стебельчатым, тамбурным  или  гладьевым швами.

       -Развивающая – дать сведения из истории развития  монограммы; правильно и  точно выполнить вышивку  изделия  по  рисунку.

      -Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

2. Оборудование

 -   для учителя:

  1. Карточки  с вопросами  и  ответами на кроссворд;  
  2.  карточки  для групповой  игры «Угадай ручной шов»                                                                                              
  3. инструменты (иглы, нитки, ножницы);
  4. мультимедийный проектор или ноутбук с презентацией «Монограммы  и  метки»;
  5. таблица цветового сочетания;
  6. плакат «Метки учащихся»;
  7. образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетки с вышивками монограммы  или  метки);
  8. выставка с метками , изделиями в технике «ручная вышивка»

  - для учащихся:

  1. учебник, тетрадь, салфетка, игла, игольница, нити мулине, ножницы

3. Межпредметные связи:

История, изобразительное искусство.

Тип  уроков- комбинированный.

4. План уроков:

  1. Орг. момент- 2мин.
  2. Повторение изученного материала-  10мин.
  3. Сообщение  познавательных сведений.

Изучение  нового материала- 18 мин.

  1. Практическая работа – 40 мин.
  2. Подведение  итогов - 5 мин
  3. Домашнее  задание-2 мин.
  4. Уборка рабочих мест-3 мин.

                                                                                                                                            Ход урока

  1. Организационный момент :

-Приветствие; отметка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку:

         -На парте у вас должно быть: учебник, тетрадь, принадлежности для вышивания (салфетка, пяльцы, игла, игольница, ножницы, рисунок),

-Итог готовности, внешний вид.

  1. Повторение изученного материала 

Учитель:

1)-Девочки, на прошлых уроках  мы говорили с вами о видах женского рукоделия.

? - Скажите пожалуйста, какие виды женского рукоделия вы знаете?

О.- Макраме, вышивка, вязание на спицах, крючком, аппликация, пэчворк, бисероплетение, батик.

2) – А сейчас мы вспомним,  с какими ручными швами мы познакомились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Угадай ручной шов» (работа в группах).

1 группа: необходимо подобрать  к  рисунку  шва- его название (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку, гладьевый, крест, рококо, окантовочный).

2 группа: к названию шва подобрать рисунок. (время 2 мин)

 3 группа: выполнить взаимоконтроль- проверить правильность выполненной работы (по образцу- прил.1)

3)-Продолжаем повторять изученный материал по теме «Материаловедение» и «Декоративно-прикладное творчество. Ручная вышивка».

- Разгадайте  кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 10 вопросов (прил.2). Все ответы размещаются по горизонтали, а ключевое слово будет выделено по вертикали желтым цветом. И так начинаем.

Каждая  из вас выбирает для себя вопрос и отвечает.  (вопросы в прил. 2а).

-Итак, ключевое слово- МОНОГРАММА.

 -Запишем тему урока в тетради «Монограммы и метки» (учитель на доске).

  1. Изучение нового материала

-Монограмма- это знак, выполненный переплетением начальных  букв  имени  и  фамилии (прил.3, 3а, 3б).

-Метка- обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу(запись в тетради).

-Сейчас мы посмотрим  презентацию  по теме «Монограммами и метки» (показ слайдов, прил.4)

А это образцы готовых изделий, выполненные с элементами меток (просмотр образцов на доске).

  1. Практическая работа

 «Изготовление монограммы или  метки на салфетке».

Вводный  инструктаж:

- В учебнике в п.21 в практической работе «Монограммы и метки» дана последовательность выполнения  работы. (Внимательно  прочтите её. Что вам непонятно? (Учащиеся читают технологическую карту ).

-Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:

-умело подбери цвет нитей и вид шва, (помните цветовое сочетание),

-приступая к работе, необходимо  правильно запялить салфетку в пяльцы,

-отрежь ножницами нужную длину нити,

-закрепи нитку без узелка на ткани,

-начинай работу с начала написания буквы.

Перед тем, как приступить к работе, необходимо вспомнить правила ТБ.

Повторение правил техники безопасности (прил. 5).

-Сейчас выполним само и взаимопроверку правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами. (дети задают друг другу вопросы).

-Девочки, не забывайте о критериях оценки за урок (приложение 6).

Самостоятельная работа учащихся.

 В течении  самостоятельной работы проводится текущий инструктаж :

-целевые обходы рабочих мест учащихся:

-организация рабочего места, культура труда;

-соблюдение правил техники безопасности;

-правильность выполнения приёмов и качество работы;

-степень самостоятельности;

-правильность использования технологической документации.

- Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные.

5. Подведение  итогов. Закрепление знаний

-С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

-Монограмма, метка, виньетка.

-Заключительный  инструктаж :

-анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся,

-  показ  лучших эстетически выполненных работ ,

-анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;

-выставление оценок (если они получены) в классный журнал и дневники учащихся,

- на следующем уроке мы будем доделывать салфетку, где будут выставлены оценки за выполненное изделие.

6. Домашнее задание: ( прил.7)

п.20  прочитать, запомнить  определение новых слов, принести салфетки и инструменты для вышивки.



Предварительный просмотр:

1.

М

у

л

и

н

е

2.

и

г

О

л

ь

н

и

ц

а

3.

Н

о

ж

н

и

ц

ы

4.

с

т

р

О

ч

к

а

5.

у

т

ю

Г

6.

н

а

п

е

Р

с

т

о

к

7.

к

А

н

в

а

8.

к

р

о

М

к

а

9.

т

а

М

б

у

р

10.

и

г

л

А


                   кроссворд



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МОНОГРАММА  (монетная  монограмма)

          (лат. monogramma от греч. monos - один + gramma - буква, запись), инициалы в виде крупных  переплетающихся букв. Монограммы встречаются уже на греческих и римских монетах вместо названия места чеканки или имени монетчиков и правителей.

В эпоху Великого переселения народов (ок. 300 - 600) остготские, бургундские и вестготские короли чеканили золотые монеты с монограммами  по примеру византийских императоров.

При Каролингах Монограмма  занимала все поле  монеты (денарий).

После Карла Великого (768/800 - 814) монеты с монограммами встречаются чрезвычайно редко. Широкое распространение монограмма  получила, начиная со 2-й пол. 17 в., особенно на медных монетах германских государей; это был период расцвета монограммы  как произведений графического искусства.

Однако особо усложненное переплетение букв иногда преследовало цель скрыть имя правителя, напр. на низкопробных зекстельталерах, чеканенных во время Семилетней войны (1756 - 1763).

(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)



Предварительный просмотр:

(лат. monogramma,

 от греч. monos - один +

gramma - буква, запись),

- вязь  из  начальных  букв имени и  фамилии.

 

- обозначение                принадлежности  данного  предмета  определенному  лицу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Сычевская средняя школа №1 Презентация к уроку технологии для 5 класса Монограммы и метки Составила Ревва М.В., учитель технологии г. Сычевка, 2009г.

Слайд 2

Слово монограмма (греч.- простая линия) - изображение, нарисованное одной линией; - знак, составленный из сплетенных двух и более букв, обычно это начальные буквы имени и фамилии.

Слайд 3

Монограмма появилась еще у древних египтян , которые пользовались своеобразными штампами с инициалами вместо автографов. От египтян монограмма перекочевала в античную Грецию и Древний Рим . Монограммы использовались активно на монетах и в религии. Немного истории

Слайд 4

Самой известной монограммой по сей день является кристограмма Иисуса Христа , составленная из первых двух греческих букв его имени Chi и Rho :

Слайд 5

Корешки старинных книг

Слайд 6

Со временем к буквам стали добавлять различные украшения - узоры, замысловатые витиеватости .

Слайд 8

Виньетка - начальная буква, используемая в начале текста

Слайд 9

Сегодня большой популярностью пользуется украшение белья, элементы мужского и дамского костюмов, столовых приборов, скатертей, салфеток монограммами .

Слайд 12

Современные монограммы

Слайд 13

Метки



Предварительный просмотр:

1.  Иглу и  булавки   хранить  только в  игольнице.

2. При  потере  обязательно найти  её.

3. Не  шить  ржавой  иглой.

4. При   поломке   вколоть                                          в   ткань  и  отдать  учителю.

5. Не  размахивать  иглой  по  сторонам.


1.При   необходимости  ножницы  передавать  кольцами  вперед.

2.Ножницы  должны  лежать  с  сомкнутыми  лезвиями  от себя  с  правой  стороны.

                                                                                                     

                                                                                                                                                                 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Меткое русское слово"

Конспект  итогового урока русского языка в 5 классе, возможно использование в 6 классеВ приложении к конспекту есть раздаточный материал к уроку. Электронное сопровождение к уроку СМ. в ра...

"Меткое русское слово" презентация

Презентация к уроку  "Меткое русское слово"...

Внеклассное мероприятие по профилактике курения «Черная метка»

Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения...

Программа кружка "Меткий стрелок"

Патриотическое воспитание молодежи – важнейшая задача государства. Патриотом можно считать того , кто любит свое Отечество не за то , что оно дает ему какие-то блага и привилегии , а потому , чт...

Программа кружка "Меткий стрелок"

Патриотическое воспитание молодежи – важнейшая задача государства. Патриотом можно считать того , кто любит свое Отечество не за то , что оно дает ему какие-то блага и привилегии , а потому , чт...

Программа кружка "Меткий стрелок"

Программа кружка "Меткий стрелок"...