Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе
статья по технологии по теме
Статья для учителей технологии. Также имеется авторская разработка программы проведения кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.6 КБ |
![]() | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Винокурова О.А.,учитель технологии
МБОУ «Улах-Анская СОШ им.А.И.Притузова»
Хангаласский улус
Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе
Основные задачи учителя технологии при обучении детей 5-х классов основам проектирования-это создание модели организации учебного процесса,ориентированной на творческую самореализацию развивающейся личности ученика,развитие его интеллектуальных и физических возможностей,волевых качеств и творческих способностей,формирование у него адекватной самооценки,подготовка к будущему профессиональному определению.
Необходимость выполнения учащимися проектных работ очевидна,но практическое исполнение этой задачи порой бывает проблематичным.Основы проектирования направлены на формирование у обучающихся представлений об основных методах конструирования и проектирования,получения знаний,умений и навыков при составлении и решении конструкторско-технологических задач,практическое выполнение проектных работ.
Примерная структура проекта
Цели:
-ознакомление учащихся с проектной деятельностью;
-создание условий для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом;
- привлечь учащихся к планированию творческой работы при решении конструкторских задач.
Методы проведения занятий: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.
Материально-техническое оснащение: оборудование учебной мастерской, инструменты и приспособления, схема структуры проекта,образцы выполненных проектов.
1.Организационная часть
-контроль посещаемости
-проверка рабочего места и готовности к занятию
2.Повторение пройденного материала
Беседа с целью выявления знаний, умений, навыков, полученных учащимися в процессе обучения в 5-м классе
3.Изложение нового материала
Ознакомление с памяткой учащегося как с моделью современной творческой деятельности. Пояснение основных стадий при работе над проектом .
4.Структура пароекта
- обоснование темы проекта, аргументировать необходимость выбранного проекта
- выбор темы проекта, выявление наиболее оптимального варианта изготовления изделия
- технологическая последовательность выполнения проекта,составление плана изготовления изделия
- выбор материала ,оборудования, инструментов, использование при возможности простых технологий и дешевых материалов
- техническая документация, разработка технологической документации
- экономико-экологическое заключение, определение стоимости изделия, экологичности его изготовления
- самооценка качества выполненной работы
5.Вводный инструктаж
-Демонстрация объекта изготовления,
-ознакомление с технологической картой ;
- внесение в технологическую карту нужные дополнения;
6.Самостоятельная работа учащихся
- доработка технологической карты изготовления изделия;
- проверка организации рабочих мест учащихся;
- проверка правильности работы при заполнении технологической карты;
- проверка степени практических умений обучающихся при изготовлении изделия
7. Заключительный инструктаж
- анализ характерных ошибок и их причин
- сообщение оценки работы каждого ученика
8.Оформление титульного листа по определенному стандарту
-
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»__________________
Зам.директора по УВР Мартынова Р.Е.
«____» _______________ 2012г.
МБОУ «Улах-Анская СОШ им.А.И.Притузова»
Рабочая программа
кружка изобразительного искусства
«Радуга»
(нач.классы)
Преподаватель: Винокурова О.А.
2012г.
Оглавление
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Формы подведения итогов. Критерии оценивания
- Календарно-тематическое планирование (1-ый год обучения)
- Календарно-тематическое планирование (2-ой год обучения)
- Календарно-тематическое планирование (3-ий год обучения)
- Литература (для учителя)
- Оснащение образовательного процесса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому плану занятий кружка изобразительного искусства « Радуга»
Программа рассчитана на три года обучения детей 8-11 лет.
Программа предполагает целостный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, изонить, оригами, аппликацию, мозаику.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета : в первый год обучения 1 час в неделю (34ч.),2-й и 3-й годщ обучения -2 часа в неделю (68 часов за учебный год). Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Содержание программы направлено на овладение способами художественной деятельности, на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, на развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментов, а также предполагается использование электронных средств обучения.
Кружок изобразительного искусства « Радуга»
Девиз: «Сделай мир ярче!»
Символ: Радуга (в стиле оригами из разноцветной бумаги всех цветов радуги)
Цели:
- помочь ребенку открыть самого себя, увидеть прекрасное в самых обычных вещах и сделать мир ярче (развивать творческую личность)
- воспитывать интерес ко всем видам искусств, дизайну в разных формах
- приобщать к национальному и мировому художественному наследию
- прививать любовь к родной природе, своему народу, Родине (уважение к ее традициям, героическому прошлом, многонациональной культуре).
- развивать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей действительности, на произведения искусства
- формировать художественно-образное мышление
- расширять фантазию, воображение
Задачи:
- формировать художественную грамотность, практические умения и навыки работы
- познакомить с различными техниками рисования и историей рисунка
- познакомить с выразительными возможностями и свойствами изобразительных материалов
- познакомить с жанрами изобразительного искусства
- познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением
Формы подведения итогов
Формами подведения итогов реализации программы “ Радуга ” являются выставки (тематические, праздничные) и художественные конкурсы.
Критерии оценивания.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
2012-2013 учебный год (1-ый год обучения)
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме занятия | Дата | Примечания | ||
Тематический раздел | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||
1 четверть | |||||||
Введение | 1 | ||||||
1-2 | Формирование группы, знакомство с режимом работы кружка, правила поведения во время занятий, ознакомление с планом работы и перечнем художественных материалов, необходимых для занятий. | Оформление стенда (символ, название, список учащихся) Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся) | 1 | ||||
Школа рисования | 7 | ||||||
3 | Техника работы графитным карандашом. | Концентрические «загогулины»: «Зимний лес», «Девушка в бальном наряде»; штриховка | 1 |
| |||
4 | Цветовые решения. Техника работы цветными карандашами. | Радуга Цветик-семицветик
| 1 |
|
| ||
5 | Техника работы акварелью | Рисуем море | 1 |
|
| ||
6 | Техника работы акварелью | Рисуем небо | 1 |
|
| ||
7 | Техника работы гуашью | Фантазия | 1 |
| |||
8 | Техника работы гуашью | Осенний лес | 1 |
|
| ||
9 | Техника «Набрызг» | Объекты природы (листья деревьев) | 1 |
|
| ||
2 четверть | |||||||
Школа мастерства | 4 | ||||||
10-11 | Поделки из соленого теста | Фоторамки Подсвечники | 2 |
| |||
12-13 | Открытки-раскладушки | Простые игрушки на пружинах, с коробочкой | 2 |
|
| ||
14 | Школа рисования | 6 | |||||
15 | Рисование пальчиками | Картина «Ёлка и Ёжики» | 1 |
| |||
16 | Рисование ластиком | Морозные узоры | 1 |
| |||
17 | Рисование зубной щеткой | Новогоднее дерево (Ёлка) | 1 |
| |||
18 | Рисование – печатание | Печатание ёлочных шаров трафаретами из половинок овощей | 1 |
|
| ||
3 четверть | |||||||
19 | Техника работы гуашью и зубной пастой | Зимний пейзаж | 1 |
|
| ||
20 | Техника работы акварелью, губкой | Зимнее небо | 1 |
|
| ||
Школа мастерства | 2 | ||||||
21 | Поделки из пуговиц | Сердечко (ко Дню Святого Валентина) | 1 |
|
| ||
22 | Поделки из пуговиц | Бабочки (к 8 марта) | 1 |
|
| ||
Школа рисования | 1 | ||||||
23 | Рисование по мокрой бумаге | Открытка с анемонами | 1 |
|
| ||
Школа мастерства | 12 | ||||||
24 | Рисование ножницами и украшение открытки | Открытка с украшениями и контуром профиля девушки (тень) | 1 |
|
| ||
25 | Игрушка-мобиле из картона и бумаги | Букет к 8 марта | 1 |
|
| ||
26 | Поделки из соленого теста | Подставки для яиц, подставки для салфеток (лепка) | 1 |
|
| ||
27 | Поделки из соленого теста | Подставки для яиц, подставки для салфеток (разукрашивание) | 1 |
| |||
4 четверть | |||||||
28 | Игрушка-мобиле из картона и бумаги | Пасхальная корзина | 1 |
|
| ||
29 | Игрушки с подвижными частями | Ракета с космонавтом | 1 |
|
| ||
30 | Игрушки с подвижными частями | НЛО с марсианином | 1 |
| |||
Школа рисования |
| ||||||
31 | Техника работы гуашью | «Лес весной» | 1 |
| |||
32 | Рисование по мокрой бумаге | «Весна» | 1 |
| |||
33 | Техника работы цветными карандашами. Техника работы фломастерами. | Рисуем буквы и слова Рисуем цифры и числа | 1 |
|
| ||
34 | Техника работы гуашью | Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся | 1 |
|
| ||
| Выставка работ учащихся | Организация выставки работ учащихся |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
2013-2014 и 2014-2015 учебные года
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме занятия | Дата | Примечания | ||
Тематический раздел | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||
Перспективное планирование на 2-3 года обучения (136 часов) | |||||||
Школа рисования | 36 | ||||||
Народные росписи | Гжель | 6 | Презентация | ||||
Хохлома | 6 | Презентация | |||||
Дымковская игрушка | 6 | Презентация | |||||
Городецкая роспись | 6 | Презентация | |||||
Урало-Сибирская роспись | 6 | Презентация | |||||
Полх-майданская роспись | 6 | Презентация | |||||
Школа мастерства | 8 | ||||||
Печатание узоров красками | Упаковка подарков, рисование узоров в круге, в полосе (орнаменты) | 4 | Презентация | ||||
Поделки из пуговиц | Корона, рамка, «Осенний вальс», «Магия света», «Сияющие звезды» | 4 | |||||
Школа рисования |
| 40 | |||||
История рисунка Основные жанры изобразительного искусства | Рисунок на свободную тему (для диагностики умений учащихся) Знакомство с произведениями великих художников по репродукциям (серия книг «Художественная галерея») | 2 | Презентация | ||||
| Композиция | Рисование с натуры (куб) | 2 | Презентация | |||
Перспектива | Рисование с натуры (шар) | 2 | Презентация | ||||
Свет и тень | Рисование с натуры (конус) | 2 | Презентация | ||||
Вес и объем | Рисование с натуры (цилиндр) | 2 | Презентация | ||||
Конструкция | Рисование с натуры (тор) | 2 | Презентация | ||||
Пропорции | Рисуем героев мультфильмов | 6 | Презентация | ||||
Движение | Рисуем героев мультфильмов | 4 | Презентация | ||||
Мимика, передача движения, усилия | Создаем комиксы | 8 | Презентация | ||||
Техника работы акварелью (тоновая отмывка). | Пейзаж | 4 | |||||
Техника работы маслом (гуашью). | Рисование с натуры (букет цветов) | 6 | |||||
Школа мастерства | 50 | ||||||
Карнавал: маски и костюмы. | Кинозвезда Пчелки над цветами Пляшущие рыбки Птички Тигр | 6 | Презентация | ||||
Открытки-раскладушки | Раскладные цепочки Раскладная ферма Зверюшки с открывающейся пастью Взлетающая ракета | 6 | |||||
Поделки из соленого теста | Натюрморт в корзине (фрукты) Натюрморт с самоваром (кондитерские изделия) Подвески, кулоны и т.д. Цветы, клумба Картины Мелкие скульптуры Вазы и кашпо | 8 | |||||
Объемное моделирование из бумаги | Кукольный домик Техника Животные | 6 | |||||
Волшебная бумага | Объемные букеты Настенные панно | 8 | |||||
Волшебная нить (изонить) | Снежинки Узор в круге | 8 | Презентация | ||||
Игрушки-мобиле | Карнавал Арктика Пасхальная корзина Букет к 8 марта Аквариум Праздничный венок | 8 | |||||
Выставка работ учащихся | Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся) Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок» | 2 | 2 |
Список методической литературы
- Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
- Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
- Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
- Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
- Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.
- Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
- Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
- Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
- Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
- Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
- Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
- Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
- Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
Оснащение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
Печатные пособия | |
Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д Д Д Д |
Технические средства обучения (ТСО) | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Настенная магнитная доска для крепления картинок. Аудиомагнитофон Интерактивная доска Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер, принтер Фотокамера цифровая | Д Д Д Д Д Д Д Д Д |
Звуковые пособия | |
Аудиозаписи по музыкальным и литературным произведениям | Д |
Учебно-практическое оборудование | |
Материалы для художественной деятельности: карандаши, ластики, губки, краски акварельные, гуашевые, масляные, бумага белая и цветная, бумага для акварели, фломастеры, кисти разных размеров (беличьи и щетинные), банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина/соленое тесто, клей, ножницы. | К |
Натурный фонд | |
Гербарии Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) | Д Ф П |
Электронные средства обучения | |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | Д |
Большая детская энциклопедия | Д |
«Русский музей» | Д |
«Дизайн. Архитектура. » (СарИПКиПРО) | Д |
«Школа маленьких художников» | Д |
DVD-диски с произведениями по программе | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-784961-1462552391.jpg)
Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-275617-1374577520.jpg)
"Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока"
Урок - это главная составная часть учебного процесса. Проектирование современного урока следует рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-849918-1481575804.jpg)
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1084130-1542653561.jpg)
Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....
"Новые результаты образования как основа проектирования современного урока математики"
Выступление на конференции "Школа"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-150907-1514994890.jpg)
"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс
Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица ...