Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе
статья по технологии по теме

Статья для учителей технологии. Также имеется авторская разработка программы проведения кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Винокурова О.А.,учитель технологии

МБОУ «Улах-Анская СОШ им.А.И.Притузова»

Хангаласский улус

Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе

Основные задачи учителя технологии при обучении детей 5-х классов основам проектирования-это создание модели организации учебного процесса,ориентированной на творческую самореализацию развивающейся личности ученика,развитие его интеллектуальных и физических возможностей,волевых качеств и творческих способностей,формирование у него адекватной самооценки,подготовка к будущему профессиональному определению.

Необходимость выполнения учащимися проектных работ очевидна,но практическое исполнение этой задачи порой бывает проблематичным.Основы проектирования направлены на формирование у обучающихся представлений об основных методах конструирования и проектирования,получения знаний,умений и навыков при составлении и решении конструкторско-технологических задач,практическое выполнение проектных работ.

Примерная структура проекта

Цели:

-ознакомление учащихся с проектной деятельностью;

-создание   условий для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом;

- привлечь учащихся к планированию творческой работы при решении конструкторских задач.

Методы проведения занятий: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.

Материально-техническое оснащение: оборудование учебной мастерской, инструменты и приспособления, схема структуры проекта,образцы выполненных проектов.

1.Организационная часть

-контроль посещаемости

-проверка рабочего места и готовности к занятию

2.Повторение пройденного материала

Беседа с целью выявления  знаний, умений, навыков, полученных учащимися в процессе обучения в 5-м классе

3.Изложение нового материала

Ознакомление с памяткой учащегося как с моделью современной творческой деятельности. Пояснение основных стадий при работе над проектом .

4.Структура пароекта

- обоснование темы проекта, аргументировать необходимость выбранного проекта

- выбор темы проекта, выявление наиболее  оптимального варианта изготовления изделия

- технологическая последовательность выполнения проекта,составление плана изготовления изделия

- выбор материала ,оборудования, инструментов, использование при возможности простых технологий и дешевых материалов

- техническая документация, разработка технологической документации

- экономико-экологическое заключение, определение стоимости изделия, экологичности его изготовления

- самооценка качества выполненной работы

5.Вводный инструктаж

-Демонстрация  объекта изготовления,

-ознакомление с технологической картой ;

- внесение в технологическую карту нужные дополнения;

 

6.Самостоятельная работа учащихся

- доработка технологической карты изготовления изделия;

- проверка организации рабочих мест учащихся;

- проверка правильности работы при заполнении технологической карты;

- проверка степени практических умений обучающихся при изготовлении  изделия

7. Заключительный инструктаж

- анализ характерных ошибок и их причин

- сообщение оценки работы каждого ученика

8.Оформление титульного листа по определенному стандарту

-



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»__________________

Зам.директора по УВР  Мартынова Р.Е.

«____» _______________  2012г.

МБОУ «Улах-Анская СОШ им.А.И.Притузова»

 Рабочая программа

кружка изобразительного искусства

«Радуга»

(нач.классы)

 

Преподаватель:   Винокурова О.А.

2012г.


Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Формы подведения итогов. Критерии оценивания
  4. Календарно-тематическое планирование (1-ый год обучения)
  5. Календарно-тематическое планирование (2-ой год обучения)
  6. Календарно-тематическое планирование (3-ий год обучения)
  7. Литература (для учителя)
  8. Оснащение образовательного процесса

             

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                     к тематическому плану занятий кружка                                                                                                                                                                           изобразительного искусства « Радуга»

Программа рассчитана на три года обучения  детей 8-11 лет.            

         Программа предполагает целостный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное  декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, изонить, оригами, аппликацию, мозаику.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета : в первый год обучения 1 час в неделю (34ч.),2-й и 3-й годщ обучения -2 часа в неделю (68 часов за учебный год). Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.

Содержание программы направлено на овладение способами художественной деятельности, на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, на развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментов, а также предполагается использование  электронных средств обучения.

 

Кружок изобразительного искусства « Радуга»

Девиз: «Сделай мир ярче!»

          Символ:  Радуга (в стиле оригами из разноцветной бумаги всех цветов радуги)

Цели:

  1. помочь ребенку открыть самого себя, увидеть прекрасное в самых обычных вещах и сделать мир ярче (развивать творческую личность)
  2. воспитывать  интерес ко всем видам искусств, дизайну в разных формах
  3. приобщать  к национальному и мировому художественному наследию
  4. прививать любовь  к родной природе, своему народу, Родине (уважение к ее традициям, героическому прошлом, многонациональной культуре).
  5. развивать эмоциональную  отзывчивость на явления окружающей действительности, на произведения искусства
  6. формировать  художественно-образное мышление
  7. расширять  фантазию, воображение

Задачи:

  1. формировать художественную грамотность, практические  умения  и навыки работы
  2. познакомить с различными техниками рисования и историей рисунка
  3. познакомить с выразительными возможностями и свойствами изобразительных материалов
  4. познакомить  с жанрами изобразительного искусства
  5. познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов реализации программы “ Радуга ” являются выставки (тематические, праздничные) и  художественные конкурсы.

Критерии оценивания.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются  качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

2012-2013 учебный год (1-ый год обучения)

№  п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме занятия

Дата

Примечания

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1 четверть

Введение

1

1-2

Формирование группы, знакомство с режимом работы кружка, правила  поведения во время занятий, ознакомление с планом работы и перечнем художественных материалов, необходимых для занятий.

Оформление стенда (символ, название, список учащихся)

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся)

 1

Школа рисования

 7

3

Техника работы графитным карандашом.

Концентрические «загогулины»: «Зимний лес», «Девушка в бальном наряде»; штриховка

1

 

4

Цветовые решения. Техника работы цветными карандашами.

Радуга                        Цветик-семицветик

 

 1

 

 

5

Техника работы акварелью

Рисуем море

1

 

 

 6

Техника работы акварелью

Рисуем небо

1

 

 

 7

Техника работы гуашью

Фантазия

1

 

 8

Техника работы гуашью

Осенний лес

 1

 

 

 9

Техника «Набрызг»

Объекты природы (листья деревьев)

 1

 

 

2 четверть

Школа мастерства

 4

 10-11

Поделки из соленого теста

Фоторамки

Подсвечники

2

 

 12-13

Открытки-раскладушки

Простые игрушки на пружинах, с коробочкой

 2

 

 

14

Школа рисования

  6

 15

Рисование пальчиками

Картина «Ёлка и Ёжики»

 1

 

 16

Рисование ластиком

Морозные узоры

 1

 

 17

Рисование зубной щеткой

Новогоднее дерево (Ёлка)

 1

 

 18

Рисование – печатание

Печатание ёлочных шаров трафаретами из половинок овощей

1

 

 

3 четверть

 19

Техника работы гуашью и зубной пастой

Зимний пейзаж

 1

 

 

 

 20

Техника работы акварелью, губкой

Зимнее небо

 1

 

 

Школа мастерства

2

 21

Поделки из пуговиц

Сердечко (ко Дню Святого Валентина)

1

 

 

 22

Поделки из пуговиц

Бабочки (к 8 марта)

1

 

 

Школа рисования

1

 23

Рисование по мокрой бумаге

Открытка с анемонами

1

 

 

Школа мастерства

  12

 24

Рисование ножницами и украшение открытки

Открытка с украшениями и контуром профиля девушки (тень)

1

 

 

 25

Игрушка-мобиле из картона и бумаги

Букет к 8 марта

1

 

 

 26

Поделки из соленого теста

Подставки для яиц, подставки для салфеток (лепка)

1

 

 

 27

Поделки из соленого теста

Подставки для яиц, подставки для салфеток (разукрашивание)

1

 

4 четверть

 28

Игрушка-мобиле из картона и бумаги

Пасхальная корзина

1

 

 

 29

Игрушки с подвижными частями

Ракета с космонавтом

1

 

 

 30

Игрушки с подвижными частями

НЛО с марсианином

1

 

Школа рисования

 

 31

Техника работы гуашью

«Лес весной»

 1

 

 32

Рисование по мокрой бумаге

«Весна»

1

 

 33

Техника работы  цветными карандашами. Техника работы фломастерами.

Рисуем буквы и слова Рисуем цифры и числа

1

 

 

  34

Техника работы гуашью

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся

1

 

 

 

Выставка работ учащихся

Организация выставки работ учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 


2013-2014 и 2014-2015 учебные года

№  п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме занятия

Дата

Примечания

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Перспективное планирование на 2-3 года обучения (136 часов)

Школа рисования

36

Народные  росписи

Гжель

6

Презентация

Хохлома

6

Презентация

Дымковская игрушка

6

Презентация

Городецкая роспись

6

Презентация

Урало-Сибирская роспись

6

Презентация

Полх-майданская роспись

6

Презентация

Школа мастерства

8

Печатание узоров  красками

Упаковка подарков, рисование узоров в круге, в полосе (орнаменты)

4

Презентация

Поделки из пуговиц

Корона, рамка, «Осенний вальс», «Магия света»,          «Сияющие звезды»

4

Школа рисования

 

40

История рисунка   Основные жанры изобразительного искусства

Рисунок на свободную тему (для диагностики умений учащихся)                  Знакомство с произведениями великих художников по репродукциям (серия книг «Художественная галерея»)

2

Презентация

        

Композиция

Рисование с натуры (куб)

2

Презентация

Перспектива

Рисование с натуры (шар)

2

Презентация

Свет и тень

Рисование с натуры (конус)

2

Презентация

Вес и объем

Рисование с натуры (цилиндр)

2

Презентация

Конструкция

Рисование с натуры (тор)

2

Презентация

Пропорции

Рисуем героев мультфильмов

6

Презентация

Движение

Рисуем героев мультфильмов

4

Презентация

Мимика, передача движения, усилия

Создаем комиксы

8

Презентация

Техника работы акварелью (тоновая отмывка).

Пейзаж

4

Техника работы  маслом (гуашью).

Рисование с натуры (букет цветов)

6

Школа мастерства

50

Карнавал: маски и костюмы.

Кинозвезда                       Пчелки над цветами Пляшущие рыбки        Птички                             Тигр

6

Презентация

Открытки-раскладушки

Раскладные цепочки Раскладная ферма Зверюшки с открывающейся пастью Взлетающая ракета

6

Поделки из соленого теста

Натюрморт в корзине (фрукты)                     Натюрморт с самоваром (кондитерские изделия) Подвески, кулоны и т.д. Цветы, клумба        Картины                      Мелкие скульптуры        Вазы и кашпо

8

Объемное моделирование из бумаги

Кукольный домик        Техника                 Животные

6

Волшебная бумага

Объемные букеты Настенные панно

8

Волшебная нить (изонить)

Снежинки                        Узор в круге

8

Презентация

Игрушки-мобиле

Карнавал                  Арктика                     Пасхальная корзина      Букет к 8 марта       Аквариум         Праздничный венок

8

Выставка работ учащихся

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся) Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок»                

2

2

                 

                          Список методической литературы

  1. Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.
  2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
  3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
  4. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
  5. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.
  6. Барта Ч. «200 моделей для умелых рук».  Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
  7. Ланг И. «Поделки из пуговиц».  Москва «Айрис-пресс» 2006.
  8. Хайн Д. «Игрушки-мобиле».  Москва «Айрис-пресс» 2007.
  9. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
  10. Хосе М. Паррамон «Как писать маслом».  Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
  11. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
  12. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
  13. Хайнс К.,  Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».  Москва «Росмэн» 2002.
  14. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
  15. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
  16. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
  17. Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии».  Москва «Профиздат» 2006.
  18. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика».  Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
  19. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.
  20. Блейк В. Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2003.

Оснащение образовательного процесса

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на   5-6 человек)

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

Д

Д


Д

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Настенная магнитная доска для крепления картинок.

Аудиомагнитофон

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Сканер, принтер

Фотокамера цифровая

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Звуковые пособия

Аудиозаписи по музыкальным и литературным произведениям

Д

Учебно-практическое оборудование

Материалы для художественной деятельности:

карандаши, ластики, губки,  краски  акварельные, гуашевые, масляные,  бумага белая и цветная, бумага для акварели, фломастеры, кисти разных размеров (беличьи и щетинные), банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина/соленое тесто, клей, ножницы.

К

Натурный фонд

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Д

Ф

П

Электронные  средства обучения

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Д

Большая детская энциклопедия

Д

«Русский музей»

Д

«Дизайн. Архитектура. »  (СарИПКиПРО)

Д

«Школа маленьких художников»

Д

DVD-диски с произведениями по программе

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

"Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока"

Урок - это главная составная часть учебного процесса. Проектирование современного урока следует рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС....

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....

"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс

Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица ...