Проектная деятельность на уроке технологии
методическая разработка по технологии (10 класс) по теме

Антипина Валентина Михайловна

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта  предусматривает изготовление нового конкурентоспособного  изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_v_shkole.doc60 КБ
Office presentation icon tvorcheskiy_proektv_shkole.ppt750.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Проектная деятельность на уроках технологии

Предмет

технология

Класс

10

Автор урока (ФИО, должность)

Антипина Валентина Михайловна - учитель технологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Республика/край, город/поселение

Оренбургская область, п. Акбулак

Методическая информация

Тип урока

Урок-обобщение знаний

Цели урока

Образовательная: обобщить знания по теме «Проект»

Развивающая: способствовать развитию у школьников творческой самореализации.

Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Задачи урока

- организовать применение учащимися знаний и опыта  проектирования;

- повторить этапы выполнения проекта;

- организовать просмотр проектов и презентаций проектов,

- развивать интерес и творческие способности,

- развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны знать:

-понятие проекта, проектной деятельности;

-типологию проектов;

-этапы выполнения проекта;

-методы, используемые при выполнении этапов проекта;

-способы представления информации;

-возможные формы презентации;

-критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

-выбирать и обосновывать тему проекта;

- различать типы проектов;

-определять структуру проекта;

-ставить цель;

-определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- составлять план работы над проектом;

- владеть различными способами познавательной деятельности;

-использовать различные источники информации;

- организовывать трудовой процесс;

- применять различные методы исследования;

- рассчитывать необходимые материалы;

- выбирать информацию для презентации;

- использовать технические средства в процессе презентации;

- оформлять результаты проектной деятельности.

Необходимое оборудование и материалы

- мультимедийный проектор,

- персональный компьютер,

- мультимедийная презентация к уроку «Творческий проект в школе»,

- проект «Разработка проекта изготовление панно в технике Изонить»;

- проект «Мои жизненные планы»,

- мультимедийные презентации проектов «Причёски»,  «Подарок к Пасхе», «Комнатные растения»;

- выставка проектных работ.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

   Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта  предусматривает изготовление нового конкурентоспособного  изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы урока. Постановка цели урока.
  3. Повторение изученного (тестирование).
  4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Особенности выполнения проекта в 10 классе.
  5. Усвоение знаний. Презентация в электронном виде («Творческий проект в школе»).
  6. Обобщение и систематизация знаний. Просмотр и анализ мультимедийных презентаций учащихся («Изонить», «Мои жизненные планы»,     «Причёски», «Комнатные растения», «Подарок к Пасхе»).
  7. Итог урока.  Анализ успешности овладения знаниями.
  8. Домашнее задание. Подготовить проект  и его защиту.  

Проверка и оценивание ЗУНКов

Фронтальный  опрос (тестирование).

Рефлексия деятельности на уроке

   Результат тестирования. Беседа с учащимися в процессе демонстрации презентации «Творческий проект в школе». Обсуждение тематики проектов, предлагаемых к выполнению в 2009-2010 учебном году. Обмен мнениями после знакомства с проектами и презентациями, выполненными учащимися школы. Анализируя информацию, полученную на уроке, выдвигают гипотезу исследовательской деятельности, выбирают тему своего будущего проекта.

Домашнее задание

Работа над проектом.

Подготовка защиты проекта.



В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

-Сафрис О.М. «Подготовка и оформление пояснительной записи к проекту по технологии» Шк. и пр-во. 2001 №1 стр. 54-56;

-Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Л.Н. Морозова и др. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008.

 -Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А. Пономарёва. – Волгоград: Учитель, 2008.

-Технология. 10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие/ сост.: Л.Н. Бобровская и др. – М.: Издательство «Глобус», 2008.

- http://edu.ksu.ru/russian/olymp/Tehnology/

- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com 

http://www.lostsoft.ru/component/option,com_docman/task, cat_view/gid,130/Itemid,218/  

- http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/load/

- http://www.zavuch.info/

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

   Проектирование позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения. Для активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся используется проблемное обучение с использованием ИКТ.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующие уроки могут быть в виде индивидуальных  консультаций по выполнению проекта, по созданию презентаций, подготовке к защите проекта. Заключительный урок по проектированию может быть проведён в виде конкурса проектов.

Антипина В.М. учитель технологии МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект в школе Антипина В.М. учитель технологии высшей категории МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области» МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 2

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 3

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной . МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 4

I ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА Организационно-подготовительный этап Обоснование возникшей проблемы и потребности. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений Описание внешнего вида модели. Выбор материалов. Выбор модели. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 5

На I этапе ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека (зачем и почему надо выполнить проект, каково его значение в жизни общества); ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер; планируется технология изготовления, ( подбор инструментов и оборудования); определяется последовательность технологических операций (выбор оптимальной технологии изготовления изделий); средствами деятельности выступает личный опыт, а так же все рабочие инструменты и оборудование; результатами деятельности является приобретение новых знаний, умений, производится самоконтроль и самооценка. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 6

II ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА Технологический этап Выполнение технологических операций . Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 7

На II этапе выполняются технологические операции, корректируется деятельность, производится самоконтроль и самооценка работы; цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции; результат – приобретение знаний, умений и навыков. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 8

III ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА Заключительный этап Оценка проделанной работы. Защита проекта. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 9

На III этапе происходит окончательный контроль и защита проекта; проводятся экономические расчеты; проводятся экологические исследования; анализируется проделанная работа, устанавливается, результат труда. оформляются результаты; производится защита проекта. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 10

I СТРУКТУРА ПРОЕКТА Введение Основная часть 2.1 Банк идей и предложений 2.2 Исследование проблемы 2.3 Технологическая часть 2.4 Экономическая оценка 2.5 Экологическая оценка Заключение Литература Приложения МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 11

Введение - Актуальность выбранной темы; - цель и содержание поставленной задачи; - планируемый результат; - межпредметные связи; - характеристика источников информации (литература); - оборудование и материалы; - задачи, которые предстоит решить: изучить... описать… установить... выявить МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 12

Банк идей и предложений Идея №1 описание Идея №3 описание Идея №2 описание Идея №4 описание Обоснование выбора идеи. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 13

Исследование проблемы - предлагаемая методика и техника выполнения; - краткий обзор литературы; - история предмета и техники выполнения; - исследование материалов. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 14

Технологическая часть Технологическая карта № п/п Описание операции Графическое изображение Оборудование, инструменты, Материалы МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 15

Экономическая оценка обоснование экономичности проектируемого изделия, наличие рынка сбыта. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 16

Экологическая оценка Обоснование того, что изготовление и эксплуатация изделия не нанесут вреда окружающей среде и жизнедеятельности человека МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 17

Заключение - последовательно изложить полученные результаты; - определить их соотношение с общей целью и задачами; - самооценка проделанной работы; - указать пути продол­жения исследования темы; - задачи, которые предстоит решить. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 18

II СТРУКТУРА ПРОЕКТА проект Теоретическое обоснование Практическая часть Приложения Выбор темы проекта Актуальность цель Задачи проекта Гипотеза Авторская разработка Реализация разработки Результаты исследования Анкеты Диаграммы Таблицы Фотографии МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 19

ОЦЕНКА ПРОЕКТА Проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям: доступность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобство эксплуатации; технологичность; стоимость. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 20

Тематика проектов Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский, социальный характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 21

Темы проектов 2009-2010 уч. год Социальный проект: Будьте здоровы. Музей пуговицы в школе. Творческий проект: Вышивка (крест, гладь, изонить) Вязание (крючком, спицами). Плетение (макраме, лоза). Декупаж. Дизайн (помещения, ландшафта). Исследовательский проект: Моя будущая профессия. История материалов (металл, ткани). Роль косметики в жизни человека. Новые направления дизайна (пирсинг, тюнинг, татуировки). МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Слайд 22

«Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на создание детьми нравственной ценности трудового начала жизни». Лернер П.С. МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...