Открытый интегрированный урок по технологии в 5 классе.
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

"Чаепитие по - китайски" на уроке  технологии и истории в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок по истории и технологии в 5 классе на тему « Обряды и традиции Древнего Китая. Чаепитие по-китайски».

Цели:  углубить знания по истории и технологии о чае.

Задачи урока:

Знакомство с чаем как культурой, с чаем как частью быта и его культурой потребления народов Китая.

Знакомство с бытом и традициями  народов Дальнего Востока через изучение чая, с правилами приема гостей, традициями чаепития Древнего Китая, сервировкой стола, ознакомить учащихся со структурой, назначением чая, видами и сортами чая.

Умение  использовать при подготовке к уроку различные источники. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных навыков в процессе подготовки и реализации урока.

 Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся, творческую инициативу и эстетический вкус. Формировать навыки публичного выступления учащихся. Воспитание бережливости, аккуратности.

 Практическое применение полученных знаний. Пропаганда здорового образа жизни.

Методическое обеспечение урока:

- кабинет трудового обучения;

- Китайский чайный сервиз, комплект для китайской чайной церемонии. Чай  зеленый, каркаде, матэ, деревянные подставки под чайник, скатерть, салфетки бамбуковые, салфетки бумажные. Китайские предметы одежды, аксессуары, рисунки учащихся, аудиозапись.

Дидактическое обеспечение: 

- Компьютер, проектор, доска, карта "Великие географические открытия",   CD-диск "Горячее наслаждение - чай".

  -рабочая тетрадь;

 -инструкционные карты.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Нетрадиционный (технология - история)

Методы обучения: Словесный,  исторический, познавательный, практический.

Форма урока:  Бригадная с разделением труда.

Домашнее Задание:

 §17, с178-181, §28, с289, "Внутреннее и внешнее положение Китая".

 Придумать слоган о чае, оформить вопросы викторины о чае и провести ее дома с родителями  или в классе.

Ход урока: 

1.Организационный момент:

-приветствие;

-проверка явки учащихся.

2.Вступительное слово и изложение нового материала:

Учитель истории:

Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространённый - чай. Его пьют повсюду. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней. Посмотрите на доску и увидите высказывания учёных, поэтов, путешественников о целебных свойствах чая.                                    

Чаепитие по-китайски – элемент древней в мире культуры, насчитывающей около 6000 лет. Традиционное китайское чаепитие предполагает обязательное участие трех составляющих:  чай с его неповторимыми свойствами, тот, кто его пьет и само действо – среда общения.

Посмотрим что же китайцу нужно, чтобы попить чаю: стол, сиденья (подушки), керамический чайник для заваривания чая, чайник с открытым носиком для самого чая, чайник для кипячения воды, чашки или пиалки, талисман на удачу

 (изложение нового материала проходит в форме диалога учитель-ученик, а также в форме игры).

Звучит стихотворение:

Я хочу открыть секрет

 И полезный дать совет:

 Если хворь с кем приключится

 Чаем можете лечиться,

 Чай всех снадобий полезней,

 Помогает от болезней.

 Чай в жару нас освежает,

 А в морозы согревает.

 И сонливость переборет,

 И с усталостью поспорит,

 Сокрушит любой недуг,

 Чай здоровью - лучший друг!

Учитель истории:  Ребята,  какая же страна является родиной чая?

Заслушав ответы учеников, учитель продолжает рассказ об истории чая.

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий древнекитайской цивилизации. Первые легенды о полезных свойствах чая относятся ко времени правления китайского императора Шень Нуна, известного как Божественный целитель. Однажды император, спускаясь с горы захотел пить, и в чашу к нему упал листок, он попробовал этот листок и почувствовал бодрость. Вначале чай использовался как лекарственное растение, в первую очередь как противоядие. Буддийские монахи заваривали листья чая и пили настой во время многочасовых медитаций. Примечательное событие в истории чая произошло в 300-400 гг.н.э. Для приготовления напитка стали использовать молодые листья- “ча”, откуда и пошло название чая. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: “Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, как делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил”.

На протяжении многих веков отношение к чаю менялось. Вначале это был напиток для религиозных ритуалов, затем – драгоценное питьё для аристократов, приравненное к самым дорогим изысканным винам, постепенно чай стал доступен и среднему классу, а с некоторых пор чай – самый доступный и дешёвый напиток для всех слоёв населения.

Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лон, владевший фабрикой чайной фарфоровой посуды. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора, чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка.

В Китае измельченные листья, спрессованные в брикеты, лепёшки или в полуторакилограммовые “доски” долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае тало таким же секретным, как производство щёлка, фарфора, бумаги и другие китайские изобретения. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

Учитель технологии:

 Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию. Хотя чай и стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не могли и привозили из Китая.

Сегодня на уроке мы подробно  познакомимся с чайной церемонией  по-китайски и опробуем это здесь и сейчас,  а также вы узнаете, как принять гостей по-китайски.

Но прежде чем начать работу по этой теме, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:

 желтый - спокойствие;

 красный - возбуждение, активность;

 синий - безразличие, ни то, ни се;

 черный - совсем плохое, скука.

У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не веселое; не активное - к концу урока, я думаю, у всех оно будет замечательным.

Не зря на доске вы видите слова Экзюпери, которые и будут девизом нашего урока.

И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе. Вот и наш урок сегодня будет в форме беседы.

3.Основная часть:

- Сегодня мы попробуем показать самый древний способ заваривания чая и называется он «метод Лу Юя»,  о имени первого известного китайского исследователя чая.

Игра – инсценировка:

(У нас получилась небольшая сценка: китайская семья: хозяин, хозяйка и дочь, принимает гостей и угощает чаем.)

Китайцы народ очень гостеприимный, сейчас вы это увидите сами.

(Приходят гости, встреча, приглашение к столу).

Заваривать чай принято хозяину дома, а угощать хозяйке.

Чтобы сварить чай предварительно сухой чайный лист помещают в чашку с крышкой и трижды заливают холодной водой. Чай набирает влагу и готовится к варке.

Чайная церемония по-китайски:

Мальчик – «хозяин»  в китайской одежде демонстрирует процесс

  1. Особое место уделяется кипячению воды: важно было следить за водой и определять стадии ее закипания.
  2. Рассмотрим эти стадии: при первых пощелкиваниях с чайника снимается крышка и вода готовится остальное время без крышки. Когда звук становится постоянным, мы отливаем часть воды из чайника в чайник для заваривания чая. Это делается для того, чтобы, когда кипяток станет старым, мы, залив в него недокипевшую воду, смогли вернуть ему молодость.
  3. Затем с помощью деревянного инструмента нужно раскрутить воду по часовой стрелке и в создавшуюся воронку, забрасывают уже набравший силу размокший чай. Когда все листочки упадут на дно он готов к употреблению.
  4. А в это время прогревается вся чайная посуда.
  5. Чай из чайника переливают в спец. чайник для чая, а из него – по чашкам.

(Девочка – «хозяйка» угощает гостей)

  1. Каждому гостю чашка дается в руки. Каждый устремляет свое внимание на свои ощущения чая и начинается с ним общение. Вокруг царит спокойствие  и тишина.
  2. Заварка тут же заливается по второму разу, а самым ценным считается третий раз. Только поставишь пиалку на стол – ее тебе тут же наполняют снова. Если осталась пара недопитых капель – их выливают на жабу. И так непрерывно, пока не становишься окончательно круглым и умиротворенным.

8. Гости восхищаются и благодарят хозяев.

Учитель истории:

А как пьют чай в других странах? В России – за чаем общаются, поют чайные частушки, в Англии – ведут деловые разговоры, в Японии – не разговаривают, размышляют о смысле жизни. Сколько народов, столько и форм чаепития.

Оказывается, казалось  бы  такое простое  занятие попить чайку, и сколько заложено смысла в самом действии. Есть замечательные слова: «Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай – это взлет души» В.А.Милашевский.

Учитель технологии: отдохнем

Предлагаю игру “ Черный ящик”. (Загадки)

  1. Из темницы 100 сестёр

 Выпускают на простор,

 Осторожно их берут,

 Головой о стенку трут,

 Чиркнут ловко раз и два –

 Мой сердечный друг – приятель

 Загорится голова. (Спички)

  1. Мой сердечный друг – приятель

 В чайном тресте председатель:

 Все семейство вечерком

 Угощает он чайком. (Самовар)

  1. Он бел –

 А купается только однажды:

 Он смело ныряет

 В кипящую воду,

 Себе на беду,

 Но на радость народу...

И добрые люди

 (Вот это загадка!)

 Не скажут:

 - Как жалко...

 А скажут:

 - Как сладко! (Сахар)

  1. Сел на жар

 Из – пар. (Чайник)

  1. 4 ноги, 2 уха

 1 нос да брюхо. (Самовар)

  1. Стоит толстячок,

 Подбоченивши бочок,

 Шумит, кипит,

 Уходить не велит. (Чай в самоваре)

Практическая работа по группам:

А теперь ребята попробуем выполнить практическое задание в тетрадях. Каждая группа получает китайские символы – языки знаков и попробует их изобразить рисунком.

Дети выполняют задание и сдают учителю.

6. Защита мини-проектов.        

7. Вопросы для закрепления нового материала:

 Кто открыл чай, Родина чая?

 Как правильно сказать «чайный куст» или «чайное дерево»?

 Какую пользу приносит чай?

 Из каких растений, цветов можно заваривать чай?

 В какой стране больше всего пьют чай?

 Какие виды чая вы знаете?

 Как правильно хранить чай?

 Назовите целебные свойства чая?

      8.  Подведение итогов:

Рассмотрев, эту интереснейшую тему в традициях чаепития мы пришли к выводу, что чаепитие давно стало национальной традицией, а сам чай – интернациональным напитком. Чай не просто растительная культура, а Культура с большой буквы, со своей историей и географией, с тайной происхождения и секретами приготовления. Различные сорта чая употребляются разными народами не одинаково, и различные географические районы имеют своих потребителей.  Из поколения в поколение  чайная церемония учит увидеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом.

После глубокого изучения этой темы об искусстве чаепития, мы поняли,     что чай желательно пить отдельно до еды или после еды с интервалом через 30 минут. Тогда чай будет полезен для организма человека. Поскольку чай растет на горных склонах, он впитывает первые нежные лучи восходящего солнца, его молодые листочки ласкает нежный ветерок, то этот свежезаваренный чай обязательно зарядит энергией добра каждого человечка на нашей Планете.

    9.Анализ ошибок, выставление отметок

   10. Домашнее задание:

Подготовить творческое задание – «Пути распространения чая по миру, история и география чая». Оформить в виде доклада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика-технология 8 класс

Разработка урока и презентация к нему. В своей работе я не ограничиваю уроки только учебным материалом, но и стараюсь, чтобы эти знания пригодились ребенку в жизни....

Открытый интегрированный урок по теме «Праздничная английская и русская кухня» (английский язык - информационные технологии)

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект данного урока и презентацию, которую использовали при его проведении. Раскрытие данной темы продолжается в болге моей страничке, к тому же  я...

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями

Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...

Презентация к открытому интегрированному уроку биологии, географии, технологии "Роль комнатных растений в жизни человека"

Какую роль играют комнатные растения в нашей жизни? Для чего мы их выращиваем? Как правильно за ними ухаживать?...

Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"

Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...