Социальный проект "Жевательная резинка:польза или вред?"
учебно-методический материал по технологии (7 класс) на тему

Головчанская Галина Анатольевна

Социальный проект в рамках предмета "Технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

ПРОЕКТ

«Жевательная резинка – польза или вред?»

         Авторы работы:

 обучающиеся 7 класса

   МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

Руководитель:

учитель  технологии

   Головчанская Галина Анатольевна

Тема проекта: «Жевательная резинка – вредна или полезна?»

Актуальность

Человечество жует давно! Люди жуют повсюду - жуют в транспорте, жуют на занятиях, жуют дома, жуют в школе и на работе, жуют за рулём автомобиля, на концертах и футбольных матчах, и даже в постели.

В настоящее время жвачка пользуется большим спросом. Жевательная резинка производится в 180  странах мира. Её можно купить в киоске, любом продуктовом магазине.

Её жуют взрослые и любят дети. По телевидению часто рекламируют жевательную резинку.

Производители считают, что жвачка очищает рот от остатков пищи, защищает зубы, освежает дыхание, укрепляет дёсны.

В школе мы учимся третий год, ребята часто приносили в класс жвачку, и учительница делала нам замечания, а потом предложила нам самим разобраться вредно или полезно жевать жвачку.

Мы  решила провести свои исследования и выяснить:

  1. Что такое жевательная резинка? Когда она появилась?
  2. Что содержит в себе  жевательная забава?
  3. Какое действие оказывает жвачка на организм человека?
  4. Этично ли жевать жвачку в обществе?
  5. Как и где можно применить использованную жвачку?

 У нас возникло желание самим разобраться в этих вопросах. Два месяца мы занимались  изучением этих вопросов: ходили в библиотеку, беседовали с родителями, стоматологом в больнице, врачом в поликлинике. Провели опрос среди учителей и обучающихся школы, исследование «Что и сколько содержит жевательная резинка?»,  провели классный час «Жевательная резинка-польза или вред?» в 5 и 6 классах. На основе проведённой работы, мы хотим доказать, что жвачка - это вредная привычка, она оказывает вредное воздействие на организм детей и взрослых.  


Цель работы

Выявить отрицательные и положительные действия жевательной резинки на наш организм.

Задачи работы

- узнать историю возникновения жевательной резинки;

- установить причины, по которым люди употребляют жвачку;

- узнать мнение врача – стоматолога и специалистов ФАП о пользе и вреде жвачки;

- провести эксперимент по исследованию состава жевательной резинки;  

- по результатам исследования провести агитационную работу среди учащихся школы о вреде жевательной резинки для человека.

Основополагающий вопрос

Мы жуём жвачку дружно.
А всегда ли это нужно?
Польза будет или вред?

Кто же даст нам всем ответ?

 

Проблемные вопросы

  1. Что такое жевательная резинка? Когда она появилась?
  2. Что содержит в себе  жевательная забава?
  3. Какое действие оказывает жвачка на организм человека?
  4. Этично ли жевать жвачку в обществе?
  5. Как и где можно применить использованную жвачку?

Гипотеза

Если человек часто употребляет жевательную резинку, то принесет ли она ему пользу?

Этапы работы над проектом

        Для реализации поставленных задач мы с одноклассниками разделились на 5 групп. Каждая из групп собирала информацию для ответа на один из проблемных вопросов.

       

Подготовительный этап

 

Провели опрос среди обучающихся школы и педагогов и  задали им такие вопросы:

  1. Жуёте ли Вы жвачку?
  2. Где её можно жевать?
  3. Как часто вы употребляете жевательную резинку?
  4. С какой целью вы используете жевательную резинку?
  5. Какую жевательную резинку вы предпочитаете?
  6. О  каких положительных свойствах жевательной резинки вы знаете?
  7. О каких негативных последствиях применения жевательной резинки вы знаете?

                                   

Основной этап

  1. Посетили школьную и сельскую библиотеку, знакомились с информацией об истории возникновения жевательной резинки,  собрали материал о  жевательной резинке.  
  2. Провели  эксперимент по исследованию состава жевательной резинки.
  3. Ходили на  экскурсию в ФАП п. Коминтерн,  беседовали с врачами: стоматологом и педиатром.
  4. С помощью сайтов Интернета узнали о том, где и как можно применить использованную жевательную резинку.

Заключительный этап

  1. С целью агитационной работы провели  классный час «Жевательная резинка-польза или вред» в 6 и 7 классах с использованием презентации.  
  2. Провели повторное опрос в школе.
  3. Составили рекомендации тем, для кого употребление жевательной резинки стало  вредной привычкой.

На основном этапе каждая группа провела защиту по теме одного из проблемных вопросов, создала слайды для презентации.

1 группа.

Опрос

 

   Среди 95 обучащихся нашей школы и 18 педагогов было проведено анкетирование.  Из результатов анкеты мы получили следующие сведения:

    Из 113 опрошенных жуют жевательную резинку 92 человека, из них 6 педагогов. Цели употребления  жевательной резинки следующие: освежить дыхание – 47 человека, от кариеса – 28 человек, просто так – 27, модно – 3 человека, чтоб зуб не выпал – 1 человек, чтобы мозг успокоить – 1 человек.

На вопрос «Сколько минут в день жуёте ЖР?» самым популярным ответом был – не знаю, прозвучали такие ответы, как долго, пока не станет безвкусной. Но были и ответы 10 – 15 минут. Какое количество жвачек вы сжёвываете в день? Ответы: 2-5 штук – 76 человек, от 5 до 9 – 12 человек, пачку – 3 человека, много –16 человек.

 После проделанной работы мы провели повторный опрос и сделали вывод:

анкета показала, что обучающиеся и педагоги изменили своё мнение к жевательной резинке. Они  поняли, какой вред здоровью приносит жвачка, что вполне можно обойтись без неё и что совсем некрасиво жевать её в обществе. Большинство из опрошенных теперь знают об отрицательных последствиях дурной привычки, понимают, что она создает проблемы их здоровью.

2 группа

Проблемный вопрос: Что такое жевательная резинка? Когда она появилась?

Жевательная резинка (жва́чка) — вид конфеты, которая состоит из эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается.

Жевать люди начали очень давно! Самой первой жвачке уже 5 тысяч лет.  Её нашли  в Финляндии. Это был небольшой кусочек смолы со следами зубов. Делалась такая жвачка из  тонкого верхнего слоя коры дерева берёзы. Люди, жившие в Северной Америке жевали сок елейного дерева или смешивали шерсть  с  мёдом диких пчёл.

Известно, что ещё древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и очистки зубов от остатков пищи. Для этого также использовался пчелиный воск.

Племена Майя использовали в качестве жвачки  застывший сок гевеи каучук. На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре.

В Сибири применялась так называемая сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли дёсны, а также лечили различные болезни.

Всё это продолжалось до тех пор пока стоматолог  Уильям  Сэмпл не придумал добавлять  в каучук различные  добавки. Так родилась жевательная резинка. Люди придумали делать жевательную резинку с разным вкусом, различным цветом, в форме подушечек, пластинок, шариков.

Вывод: удивительно, как быстро течет время и  как много в нем успевает произойти! Как много увлечений человечества успело родиться и уйти в небытие, оставив лишь ностальгические  воспоминания. И только старая добрая жевательная резинка до сих пор не утратила к себе интерес непостоянного и ветреного потребителя.

3 группа

Проблемный вопрос: Что содержит в себе  жевательная забава?

Просмотр видеоролика (производство жвачки)

Для расчета количества веществ, попадающих в желудок при употреблении одной подушечки жевательной резинки мы взвесили её до и после жевания.

Первоначальная масса

Масса после 15 мин. жевания

Масса веществ, попавших в организм

1,4г

0,5г

0,9г

Результат  насторожил. Исходная масса «подушечки» 1,4г. Через 10 минут жевания её масса становится равной 0,5г.  То есть проглатывается 0,9г разнообразных веществ,  масса которых в 2 раза больше массы самой жевательной основы. Так что же мы глотаем?

Мы   изучили этикетки  любимых жвачек и определили их состав.  

Разберем поподробнее состав:

  1. сорбит Е420 - может спровоцировать болезни пищеварительной системы;
  2. манит Е421- может спровоцировать болезни пищеварительной системы;
  3. мальтитный сироп Е965;
  4. натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы Е,
  5. загуститель Е414 - может спровоцировать болезни пищеварительной системы;
  6. эмульгатор соевый лецитин Е322 - Генетически Модифицированные Организмы.  Это   организмы, в которые встраивают чужеродные гены с целью получения хозяйственно-полезных свойств.
  7. стабилизатор Е422 - может спровоцировать болезни пищеварительной системы;
  8. краситель диоксид титана Е171 - вызывают болезни печени и почек;
  9. подсластитель аспартам Е951 – Генетически Модифицированные Организмы, особо  опасная запрещённая во всём мире добавка, при 30 градусах по Цельсию аспартам начинает распадаться на высокотоксичный метанол (метиловый спирт, вызывает слепоту и смерть при употреблении в сравнительно небольших дозах) и формальдегид Е240 (запрещённый в России), который считается канцерогеном. Он входит уже в более чем 15000 самых употребимых продуктов и является биологическим оружием против человека и всего живого.  Аспартам повышает аппетит, и вызывают жажду. Подавляющее большинство независимых экспертов подтверждают, что длительное использование аспартама может вызывать головную боль, мигрень, звон в ушах, аллергию, депрессию, бессонницу, и даже рак мозга.
  10. ацесульфам  Е950;
  11. кислота лимонная;
  12. гидрокарбонат натрия Е500 - отрицательно влияют на печень, вызывают расстройство  желудка;
  13. глазурь Е903;
  14. антиоксидант Е320 – опасная добавка, вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта, может спровоцировать приступ астмы, задерживает воду в организме и повышает содержание холестерина;
  15. резиновая основа.

Вывод:  неумеренное употребление жевательной резинки может вызвать аллергические реакции и нарушение работы печени, заболевания желудочно-кишечного тракта, а также вызвать депрессию, бессонницу, и даже рак мозга.  

4 группа

Проблемный вопрос: Какое действие оказывает жвачка на организм человека?

Чем чреват такой химический букет для организма? Мы попытались выяснить это у специалистов фельдшерско - акушерского пункта педиатра Прониной Ольги Борисовны и стоматолога Линючевой Ирины Юрьевны

  1. Из беседы с Ольгой Борисовной оказалось, что неумеренное употребление жевательной резинки может вызвать аллергические реакции и нарушение работы печени. Жевать резинку перед приемом пищи и между едой нежелательно, поскольку в этом случае вырабатывается избыточный желудочный сок. И если жевание входит в привычку, то оно может стать причиной гастрита и возникновения язв. Но иногда можно пожевать жвачку для быстрого интенсивного освежения дыхания перед важной встречей, чтобы не попасть в неловкое положение. В этом случае резинка может помочь человеку, у которого есть стоматологические проблемы, или если он голоден. У большинства людей запах изо рта появляется через несколько часов после еды. Чтобы избавиться от него нужно что-нибудь съесть, выпить или, в крайнем случае, воспользоваться жевательной резинкой.
  2. Из беседы с врачом -  стоматологом   мы узнали, что врачи относятся к жевательной резинке неоднозначно. С одной стороны, этот продукт стал обязательным атрибутом современной жизни, особенно если мы говорим о молодом поколении. Жевательные резинки действительно дезодорируют и освежают полость рта, но этот эффект сохраняется ненадолго - в среднем на 10-15 минут в зависимости от содержания в продукте ментола и других освежающих компонентов.
  3. В нашей стране у многих людей наблюдаются патология, связанная с недостаточным развитием челюстно-лицевого скелета, особенно нижней челюсти.  Это вызвано тем, что дети подолгу сосут соски, редко едят грубую жесткую пищу. Жевательная резинка способна подкорректировать эту проблему.
  4. С другой стороны, жевательную резинку только с очень большой натяжкой можно отнести к средствам гигиены полости рта. Достоверные научные данные о положительном влиянии жевательной резинки на зубы существуют только для малочисленного ассортимента жевательных резинок с фторидами.
  5. Стоматологи против жевательных резинок, которые содержит сахар. Употреблять их все равно, что все время жевать конфеты. Особенно вредно жевать сахаросодержащие резинки детям.
  6. Жевательную резинку можно и нужно жевать каждый день после еды приблизительно по 5 минут. Это нужно для того, чтобы очистить зубы. Желательно употреблять жевательную резинку без сахара, особенно это касается людей, больных сахарным диабетом.
  7. Жвачка не влияет на нормально поставленную пломбу. Резинка заставляет слюну вырабатывать вещества, необходимые для очистки зубов и защиты от образования бактерий. Она очищает мягкий налет с жевательной поверхности зубов, но она не может очистить боковые поверхности.
  8. Конечно, резинка ни в коем случае не является альтернативой чистки зубов, Тщательно очистить их можно только с помощью пасты и щетки.

Вывод: после беседы с врачами мы поняли, что если жвачка жуётся после еды в первые пять или десять минут и не более 2-3 раз, то это жвачка-польза. Конечно же, если она без сахара. Он является углеводом и  способствует развитию бактерий в полости рта, а, в конечном счете, люди страдают заболеванием кариеса.  В остальных случаях жвачка-вред. И для детей особенно.

5 группа

Проблемный вопрос: Этично ли жевать жвачку в обществе? Как и где можно применить использованную жвачку?

Учёные всего мира  работают над созданием химикатов, которые бы растворяли жевательную резинку, не причиняя вреда окружающей среде. Для безвредной утилизации придумывают весьма необычные способы.

Так, в городе Сан-Луис-Обиспо (Калифорния) уже сорок лет стоит стена, на которую каждый желающий может прилепить свою жевательную резинку. Это — местная достопримечательность. Стена залеплена резинкой в несколько слоёв.

Интересно, что создание скульптуры из жевательной резинки - признанная во всем мире форма искусства.

Джейсон Кроненвальд - необычный художник, который создает картины из жевательной резинки, в основном это портреты знаменитостей.

Последние 10 лет своей жизни итальянский художник Маврицио Савини создает замечательные скульптуры из кусочков розовой жевательной резинки.

Есть ещё интересные факты о жвачке. Например, самый большой пузырь был надут Сьюзен Мантгомери. Она надула его в 1994 в телевизионной студии канала «ABC» в Нью-Йорке. Размер пузыря составил 58,5 сантиметров — это примерно равно длине вытянутой руки среднестатистического человека.

А вот если видеть во сне человека, жующего жевательную резинку, - к незаслуженному оскорблению.  Деловым людям такой сон предсказывает трудности в переговорах и заключении сделок. Наступить на жевательную резинку - быть втянутым в нечестное дело.

Заключение

Своей работой мы показали, что жевательные резинки оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие. К нашему сожалению, отрицательных свойств оказалось намного больше, чем положительных.

 В ходе исследования мы выяснили историю происхождения жевательной резинки, изучили в специальной литературе о положительном и отрицательном влиянии жевательной резинки на здоровье человека. Провели опрос и узнали,  как наши беседы, доводы по теме влияют на отношение к  жевательной  резинке  моих одноклассников, тем самым, выполнили  поставленные задачи

Каждый, кто прочитает нашу исследовательскую работу, сможет разобраться сам -  нужна ему жевательная резинка или нет.

Выводы делать только вам: друг жевательная резинка или враг.

Жевать - не жевать?

Решайте сами!

Мы рассказали,

А выбор за вами!

Используемые ресурсы

  1. Большая детская энциклопедия «Всё обо всём», изд. Москва АСТ, 2000г.
  2.   «Золотая книга народной медицины. Оздоровление натуральными продуктами» Сидоров П.   И...«Вече», Москва, 2005 г. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» журнал № 4,2007г.
  3.  Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости», изд. Москва Вако, 2008г.
  4.   «Твоя первая научная лаборатория» А.И.Шапиро
  5.   Ресурсы Интернет:

http://wikipedia.ru

http://revolution.allbest.ru

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11178

http://emedy-ru/articles/chewing-gum.html

http://www.rambler.ru/style/images/

http://www.buzzle.com/img/articleImages/

http://www.aif.ru/application/public/article/

http://www.tden.ru/f/articles/020474/illu_1.jpg

http://www.okofinista.ru/yadoprodukty_gmo.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жевательная резинка: польза или вред?»

Классный час, проведенный в 5 классе, в рамках двумесячника "Молодежь за ЗОЖ".Тема классного часа  посвящена любимому лакомству детей - жевательной резинке. Конспект составлен по различным ...

Исследовательская работа на тему: «Жевательная резинка: польза или вред?»

   Работа посвящена актуальной проблеме– здоровья современных школьников. Реалии жизни таковы, что ребята часто употребляют жевательную резинку....

Жевательная резинка польза или вред?»

Классный час (5 класс).Тема: «Жевательная резинка: польза или вред?»Цель: показать и рассказать учащимся о пользе и вреде жевательной резинки на здоровье, воспитывать культурное поведение при ис...

Классный час в 5 классе по ФГОС "Жевательная резинка: польза или вред?». "

Данный методический материал разработан в соответствии с ФГОС второго поколение и нацеливает на формирование здорового образа жизни ребенка, его адаптации и поведения в социуме, формирует умение анали...

"Жевательная резинка-польза или вред?"

Эксперимент с жевательной резинкой...

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Жевательная резинка - польза или вред

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.Задачи: - провести опрос учащихся 5 класса об использовании ими  жевательной резинки;- выяснить, как изготавливают жевательную резинку, ее ...