"Уроки технологии и здоровье школьников"
статья по технологии по теме

Шаповалова Ирина Николаевна

Доклад содержит интересные сведения о положительном воздействии рукоделия на здоровье школьников, упражнения  для снятия  напряжения  глаз, физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_shkolnikov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования Российской Федерации.

МБОУ Сухо-Сарматская СОШ

           

            ДОКЛАД

                                           

«Уроки технологии и здоровье школьников»

Учитель технологии: Шаповалова Ирина Николаевна.

                                       

                              2013 год.

                                         

                     

 Уроки технологии и здоровье школьников. 

 Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

 

    В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

     Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя технологии состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

    В процессе занятий на уроках технологии я часто использую разные техники. Они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

    С другой стороны, рукоделие – это приобщение ребенка к нашей русской народной культуре.

    По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

    Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что технологии здесь отведена особая, главная роль.

    Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

    На своих уроках я знакомлю детей с народным колоритом, показывая ее красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в ней.  

    По своему опыту могу сказать, что знакомство с народными художественными промыслами  и бытом очень доступно детям, они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

   Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

   Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

   Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

    Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

    Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

 Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

                                  Чудодейственная сила вязания


  Свыше трех тысяч лет существует вязание. Все его секреты, казалось, бы, давно известны. Так нет, и сегодня древнее рукоделие раскрывает новые, неожиданные возможности. Ручное вязание  используется в качестве предотвращения различных заболеваний! Увлеченность работой, на которой человек невольно сосредоточивается, и сопровождающие эту работу приятные эмоции  дарят хорошую ауру.

 Занимаясь вязанием можно улучшить осанку с помощью  комплекса упражнений «Красивая спинка»...  Если кому это интересно я могу предложить этот комплекс.

     

                                           «Красивая спинка».  

   Любители вязания хорошо знают, что длительное общение со спицами не проходит бесследно. Уже через 40-50 мин немеют шея, спина, затекают бедра и поясница и вязальщица все ближе наклоняется к спицам и вскоре уже сидит совсем согнувшись. Сутулость при вязании испокон веков считалась неизбежным злом, мирились с ним только потому, что уж больно много радости доставляли связанные своими руками вещи. Но оказалось, что вязание может исправлять сутулость и даже улучшать осанку.
Если при работе со спицами занять правильную позу и поддерживать ее изо дня в день, можно рассчитывать на успех. Разговор о позе начнем с рабочего места. Стул или кресло выбирайте с твердым или полумягким сиденьем и прямой спинкой. Желательно, чтобы свет был не сильно ярким и падал на руки слева, сверху и чуть сзади.
Следующее, на что нужно обратить внимание, - это поза вязальщицы. Нижний край лопаток должен упираться в спинку стула, а поясница чуть отходить от нее. Колени слегка приподняты над сиденьем, поэтому если стул или кресло высоковаты, подставляйте под ступни ног скамеечку. Нельзя вязать, положив ногу на ногу.
В основном у нас принято "швейцарское" вязание, когда двигаются в основном кисти рук, а локти должны быть прижаты сбоку к туловищу. Сядьте на несколько минут в такую позу, и вы сразу почувствуете, что приосанились. Основная нагрузка при таком сидении приходится на мышцы-разгибатели шеи, спины и поясницы. Для подержания соответствующей позы эти мышцы исключительно напряженно работают в так называемом изометрическом режиме, то есть фактически тренируются по методике йогов и культуристов. В связи с этим объем и сила мышц-разгибателей, ответственных за осанку, быстро увеличиваются. В результате нескольких месяцев спицетерапии мышцы шеи, спины, поясницы становятся настолько сильными, что мешают вязальщице сутулиться, и она предпочитает сохранять хорошую осанку, т.к. это удобнее для нее. Итак, поза- основа основ, это фундамент хорошей осанки. Но нельзя забывать и о дозировках в вязании, но об этом будет мой следующий раздел "Как бороться с гиподинамией, связанной с вязанием".

    На уроках я говорю девочкам, что пока мы сидим рукодельничаем мы попутно и здоровье свое поправляем.

    Известно, что на теле человека есть различные точки, при воздействии на которые можно причинить вред либо пользу определенным частям тела и органам. Очень подробно этим занимаются мануальные терапевты. Но и рукоделие тоже является невольным целителем. Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия мы воздействуем на определенные точки - нервные окончания на наших золотых ручках. Так что же происходит с нами, когда мы шьем, вяжем, вышиваем?

Ручное вышивание: Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, воспалительные заболевания половых органов, растяжения связок, профессиональные заболевания рук и ног, пищевые расстройства, болезни мочевой системы, кровеносной и лимфатической систем. Снимает порчу и сглаз, защищает от внешних негативных воздействий.

Машинное вышивание: Лечит заболевания органов слуха, травмы черепа и последствия от сотрясения мозга. Помогает восстановить интуицию.

Макраме:Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, желудочные боли, облегчает спазматические боли мышц, боли в костях из-за старых травм, снимает раздражение, волнение, голодные спазмы, сонливость, гормональные нарушения.
Не рекомендуется заниматься макраме людям с чувствительной кожей и плохой свертываемостью крови.

Бисероплетение: Лечит бессонницу, рассеянное внимание, головные и зубные боли, нарушения обмена веществ, хронические заболевания дыхательных путей, судороги. Является одним из самых действенных средств для снятия порчи, сглаза, наговора, проклятия, гипновнушения и прочих направленных негативных воздействий.

Выжигание по дереву:Снимает напряжение, нервные тики, помогает при лечении хронических заболеваний простудного характера, язвы, болезней желудка, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы, ускоряет лечение при растяжении связок, уменьшает болевые ощущения во время судорог, нормализует давление.
Дымом дышать нельзя. При аллергических заболеваниях и особой чувствительности к запахам заниматься выжиганием не рекомендуется. Также не следует приносить домой работу по выжиганию, выполненную в другом месте.

Резьба и роспись по дереву:Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ушибах, гематомах, способствует заживлению язвы двенадцатиперстной кишки, лечит гастрит, бронхит, одышку, нарушения вестибулярного аппарата, травмы печени, блуждающую почку, сонливость, гипотонию, нервный кашель, различные фобии.

Лозоплтение: Лечит полиартрит, нервные тики, депрессию, гипотонию, умственную усталость, упадок сил, головные боли из-за перегрузок, агрессивность, укрепляет память.

Шитье: Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, уменьшается склонность к запорам и вздутию живота, улучшается состав крови.

Шитье предметов интерьера:
 Лечит головные боли, связанные с погодными условиями, болезни печени, селезенки, почек, снимает, нервные стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев, стимулирует деятельность желудка и обменные процессы в организме.

Шитье мягких игрушек, думок:Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, болезни пищеварительного тракта, вялость, сонливость, болезни рук, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата, при ненаследственных болезнях крови, нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.

Пэчворк(лоскутная техника): Лечит головные боли, различные новообразования в организме, озноб, аллергию на шерсть, боли в ногах и судороги, простуды и воспаления дыхательных путей, болезни голосовых связок, носовые кровотечения, плохую свертываемость крови, нарушение кровообращения в ногах, заторможенность.

Вязание на спицах: Лечит сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, зубные и головные боли, воспаление почек, болезни нервной системы, помогает при травмах позвоночника, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.

Вязание крючком: Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов, болезни печени и почек, остеохондрозы, повышенную утомляемость и боли из-за старых травм.

Вязание на вилке: Снимает нервные головные боли, боли из-за старых травм, отеки ног, сухость кожи, помогает восстановить силы при истощении организма, улучшает состояние волос и ногтей, тормозит старение организма, лечит нарушения в работе вестибулярного аппарата, плохую свертываемость крови, носовые кровотечения, различные страхи.

Вязание на машинах: Лечебным действием не обладает, но способствует очищению организма от накопленной негативной энергии.

Фриволите:Помогает при лечении воспалительных процессов, головных болей, гипертонии, при судорогах ног, растяжении связок, болях в суставах, полиартритах, носовом кровотечении, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата, поражениях центральной нервной системы.

Плетение кружев на коклюшках: Лечит головные боли воспалительного характера, зубные и ушные боли, экзему, внутренние язвы и раны, судороги ног, воспаления и болезни кишечники, воспаления в мочевой системе, воспалительные заболевания носа, общую раздражительность и стенокардию. Помогает снять испуг, справиться с различными комплексами, тормозит старение органов слуха и общее старение организма, снимает шум в ушах.

Игольное кружево: Помогает при дисбактериозе, опущении внутренних органов, аллергии на продукты и ткани, судорогах мышц лица и шеи, ослаблении зрения из-за нервных потрясении, снижает раздражительность, лечит нарушения координации, болезни дыхательных путей, воспаления лимфосистемы, высокое внутричерепное давление.

Вышитое кружево: Лечит сердечно-сосудистые заболевания, хронические болезни без обострения, судороги, послестрессовые заболевания, фобии, аномальные изменения голоса, раздражительность, бессонницу, упадок сил, нарушения вестибулярного аппарата, полноту, вызванную нарушениями в работе нервной системы, воспаления пищеварительного тракта.

         Для охраны осанки учащихся необходимо, соблюдать правила посадки  в соответствии с медицинскими рекомендациями. Учащиеся должны сидеть за столами ровно, спокойно, не подкладывать ногу под себя, не сутулясь, не смотреть на работу сбоку.
В течение урока необходимо делать 1—2 физкультминутки или паузы (в зависимости от напряженности работы). Во время этих перерывов учитель должен проводить упражнения, направленные на расслабление мышц спины и шеи.
 
   
Чтобы сохранить зрение детей, необходимо выполнять упражнения для глаз на основе китайской гимнастики. Дети должны не просто запомнить их, но и выполнять осознанно.  

                  Упражнения  для снятия  напряжения  глаз.

   Посмотрите на мой белый лист и мысленно закрасьте его зеленым цветом.

Вверх-вниз, влево-вправо

   Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

     Круг

   Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

   Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата

      Расширение поля зрения

   Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

    Представить себе, что внутри ладоней находится маленькая печка. Тепло практически сразу соберется внутри ладони. В течение 0,5—1 минуты необходимо направлять это тепло в глаза.

 Например:      От работы с бисером
                         Глазки отдыхали,
                         Мы согрели их ладошкой,
                         Чтоб не уставали.

                                                 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы листики осенние на веточках сидели. Дунул ветер - полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

С рыбками поплаваем,

С бобрами поиграем,

Вернемся к маме с папой мы,

Вновь став учениками.

                                             Пальчиковая гимнастика.

Вырос высокий цветок на поляне,        (руки на парте на локтях, ладони сомкнуты )

Утром весенним раскрыл лепестки.        (ладони раскрываются)

Всем лепесткам красоту и питанье        (пальцы сплетаются)

Дружно дают под землей корешки.        (пальцы вниз)

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.


2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.


3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

 

   И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, написанными детьми.

Здоровая школа –
Здоровья желает!
Здоровая школа –
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сбережения здоровья младших школьников на уроках английского языка

Технология сбережения здоровья младших школьников на уроках английского языка...

Разработка урока информатики в 10 классе по теме "Информационная технология создания презентации по социальной тематике "Компьютер и здоровье школьника"

Разработка урока информатики по теме "Информационная технология  создания презентации по социальной тематике "Компьютер и здоровье школьника". Урок подготовлен для 10 класса обучающегосмя по прог...

Нестерук В.В. Влияние уроков музыки на здоровье школьников.

Нестерук В.В.Статья посвящена исследованию влияния уроков музыки на здоровье школьников. Автор приводит примеры использования методик, способствующих укреплению здоровья детей. например, выполнение ды...

Инновационные технологии и здоровье школьников (из опыта работы)

Школа  уже не первый год  ведёт поиск  возможностей  сохранения  здоровья  ребёнка при организации образовательного процесса.Изменилась  структура урока...

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. Здоровье школьников как педагогическая проблема

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...


 

Комментарии

Хороший доклад Голосую ! Просмотрите мою работу!