Инновационные технологии и здоровье школьников (из опыта работы)
статья (7 класс) на тему

Ковылина Анна Александровна

   Школа  уже не первый год  ведёт поиск  возможностей  сохранения  здоровья  ребёнка при организации образовательного процесса.

Изменилась  структура урока, а именно: введены  валеологические паузы  в каждом классе на каждом уроке. Это побудило искать пути рационального использования урочного времени. У многих учителей иностранного языка возникла идея использования  валеологических  пауз на предметной  языковой базе, продолжается поиск других способов для решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии и здоровье школьников

(из опыта работы)

Ковылина А.А., учитель английского языка МАОУ «СОШ №2»,

 г.Колпашево Томской области

     В наш век информационных  технологий  и компьютеризации  процесса  обучения  возникают опасения  по поводу здоровья сегодняшних школьников. Необходимость интенсификации процесса обучения, повышения его эффективности, с одной стороны, и исключение перегрузки учеников, с другой стороны, заставляют вновь и вновь обращаться к поиску применения оптимальных технологий при обучении сегодняшних учащихся.

Очевидные перегрузки, нерегламентированные  домашние задания, постоянное сидение за партой, компьютером не прибавляют здоровья детям.

По некоторым  подсчётам, учёба в школе,  приготовление домашних заданий  вместе со временем,  которое тратится на занятиях  в кружках и секциях, в сумме составляет более 10 часов в день.

   Такое количество работы не соответствует физиологическим  данным школьника.

В результате увеличивается число заболеваний в детской и подростковой  среде.

Педагоги стараются внедрить в учебный процесс  инновационные  технологии, добиться  положительных результатов, подготовить учащихся к ГИА, ЕГЭ и так далее.

Это похвально, но успешность обучения в школе определяется  прежде  всего  уровнем состояния здоровья школьников.   Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого,  а особенно детского организма.

   Школа  уже не первый год  ведёт поиск  возможностей  сохранения  здоровья  ребёнка при организации образовательного процесса.

Изменилась  структура урока, а именно: введены  валеологические паузы  в каждом классе на каждом уроке. Это побудило искать пути рационального использования урочного времени. У многих учителей иностранного языка возникла идея использования  валеологических  пауз на предметной  языковой базе, продолжается поиск других способов для решения данной проблемы.

   В данной  статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих и игровых технологий с целью  сохранения здоровья школьников при обучении иностранному языку.

    На своих  уроках  я   использую  музыку, валеологические  паузы,  нестандартное  оформление текста , игры , загадки, сказки для предупреждения  и снятия хронической усталости  учащихся,  повышения мотивации  к учению.

Часто  включаю   инструментальную  музыку  на переменах,  так как убеждена, что музыка способна  повышать и развивать интеллект человека.

Младшие школьники с удовольствием  учат и поют песни  на английском языке, а на среднем и старшем этапе  учащиеся легче усваивают  грамматический  и лексический  материал  на песенной основе.

   Для снятия напряжения  в начальной школе иногда  начинают урок с весёлой  музыки, что создаёт  эмоциональную  атмосферу  урока.  Слушая музыку, дети угадывают  какой

 « гость» к ним сегодня придёт,  затем  слушают  текст (аудирование) и готовят  вопросы «гостю».

   Нецелесообразно проводить целые уроки  в игровой форме, но элементы игры должны присутствовать, например, подвижные, сюжетно - ролевые игры на уроках младших школьников. Ребятам среднего звена нравятся ролевые игры, а старшие учащиеся с удовольствием играют в деловые игры. Приведу примеры подвижных игр, которые я использую в начальной школе:

“Circle Game” (начальная школа)

Учащиеся стоят в кругу. Каждый учащийся держит в руках карточку с изображением животного (или с буквами алфавита, цифрами. Карточки могут быть любыми в зависимости от изучаемой темы.) Учитель называет два слова: a cat – a frog. Учащиеся, у которых на карточках изображены данные животные, должны поменяться местами. Затем учитель называет следующую пару животных и так далее.

Игра “What? Where? When?” (среднее звено)

Цель игры: активизация лексики и навыков устного высказывания по определённой теме.

Каждый учащийся по очереди называет факт, относящийся к какому – либо событию. Задача: отгадать само событие и указать факты, связанные с ним.  

Игра “Try to guess”(на старшем этапе)

Каждый учащийся получает статью и кодирует текст (чертёж, рисунок). Затем работа ведётся в парах. Участники игры обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание статьи.

Задача: передать основное содержание текста.

   Чтобы повысить мотивацию при формировании навыков различных видов чтения, а это сложный процесс, я осуществляю нестандартное оформление текста. При оформлении текста справа и слева должны быть поля, где глаз учащегося может отдохнуть. Такое оформление позволяет школьникам усвоить как можно больше информации из текста. Поля справа от текста рекомендуется использовать для семантизации незнакомых слов. Незнакомые слова можно выделить, а перевод этих слов на русском языке выносится на правую сторону этой же строки, что позволяет не прерывать сам процесс чтения.

   Чтобы снять общую усталость, использую простые, но достаточно эффективные упражнения:

  1. Энергично разотрите ладонями ушные раковины, произнося при этом:

I like cakes

I like tea

I like the girls

And they like me

  1. Динамические упражнения:

 Повторяйте за мной!

Hands on the head,

Hands on the hips,

 Hands on the table,

Hands like this (любое движение)

Hands on the shoulders,

Hands up and down,

Hands behind the head,

And sit down

Hands on the chair,

Hands on the head,

Hands on the shoulders,

 Hands like that.

Fly, swim, jump, run, sit down, sleep…и так далее.

One, one, one. Run, run, run.

Two, two, two. Go to the zoo.

Three, three, three. Climb a tree.

Four, four, four. Touch the floor.

Five, five, five. Swim and dive.

Six, seven, eight. That was great!

Nine and ten. Count again!

Для снятия усталости глаз использую следующие упражнения:

  1. Крепко зажмурьте глаза на 3 – 5 секунд, затем откройте их (считаем от 1 до 20  по - английски).
  2. Быстро поморгайте глазами в течение 30 – 60 секунд (считаем десятками от 10 до 100 по – английски).
  3. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождается повторением предлогов: to the right, to the left,up, down…).
  4. Делайте глазами движения по кругу, по и  против часовой стрелке, при этом произносим скороговорку: “ Ann has a fat black cat and a rabbit”.
  5. Делайте движение глазами по лежачей S (лежачая змея). Повторяйте пословицу :”Out of sight, out of mind”.

Считаю, что все валеологические упражнения активизируют лексический запас, особенно на ранней стадии изучения иностранного языка.

Игра может применяться и в самом начале урока, когда учитель берёт на себя какую – нибудь роль, чтобы настроить учащихся на определённую тему. Ролевая игра может использоваться на любом этапе урока, так как практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, но целесообразнее по возможности  использовать и  элементы подвижных игр. В основе таких игр лежат разнообразные движения, которые помогают снять напряжение.

Применение данных технологий помогает повысить эффективность обучения, соответствовать возрастающим требованиям к  качеству деятельности учителей и учащихся без перегрузки всех субъектов образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников Из опыта работы

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение  к своему здоровью,   необходимо  создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять ...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

"Открытие" детьми нового знания на уроке технологии: приёмы и методы организации деятельности школьников (из опыта работы)

Обучение школьников по предмету "Технология" строится на основе освоения конкретных процессов использования и преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. На ...

Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)

Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....