Метод проектов на уроке технологии
статья по технологии по теме

Бугай Наталья Евгеньевна

в статье раскрыты особенности метода проектов и области приминения данного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurn.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

СТАТЬЯ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ НА ТЕМУ:  

«Метод проектов на уроке технологии»

                                                                   Подготовлена

                                                                   учителем технологии

                                                                   II категории СШ № 4

                                                                   Бугай Н.Е.

2010 г

Педагог, желающий что – нибудь прочно  запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз,  ухо,  чувство мускульных движений и даже, если возможно,

обоняние  и  вкус - приняли участие в акте запоминания.

                                                                                                            К.Д.Ушинский

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, разработан американским педагогом Дж. Дьюи. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

      Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

       «Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

        Мой стаж педагогической работы в СШ №4: 20 лет. Я преподаю технологию в 5-8 классах.

С 2000 учебного года преподаю технологию в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, классах– по разделу «Проектная деятельность». В 2003 году начала работать по теме «Метод проектирования на уроках технологии», К урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: разработаны разноуровневые тесты, инструкционные карты, карточки-задания, практические работы, - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.

в 2008 году расширила рамки своей деятельности по данной теме в связи с повсеместной компьютеризацией «Метод проектирование в курсе преподавания технологии с использованием мультимедийных технологий». Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты.      

Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-8 классов. Опыт по данной теме рассмотрен  на заседании методического объединения учителей технологии, на научно-методической конференции в рамках курсовой переподготовки по теме «Методология и технология исследовательской проектной деятельности учителей и учащихся».

        На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:

  1. Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.
  2. Задания творческого характера.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Проектное обучение.

При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.

            Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

           Вся деятельность делится на три этапа:

предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

            Данная система рассчитана на 4 года  обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

         Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)

          На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно  на  этом  году  обучения  учащиеся  учатся  оценивать  своё  "хочу"  и

"могу ".Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

           На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

            На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.  Оценивается  как итоговая работа в четвертой четверти. Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер. 

          Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  1. повысить познавательную активность учащихся;
  1. поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность),

учителя (обучение  школьников по самой передовой технологии);

  1. включить в процесс обучения учащихся их родных и близких

(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);

  1. усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
  2. активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
    (трудолюбие,  целеустремленность, ответственность, экономичность,
    предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Выполнение  творческих  проектов   позволило    организовать  в  школах

региональные ученические праздники: «День моды», конкурс творческих проектов, выставки-ярмарки творческих проектов и др. Защита творческих проектов усиливает коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано защитить свой проект, эффектно его представить.

      Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.

Литература

Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.-сост. О.А.Несонова и др.- Волгоград:Учитель, 2009.-207с.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. / Сост. И.Н.Кузнецов. Мн.: Харвест, 1999. — 176 с.

Самородский П.С. Основы разработки технических проектов. Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск, 1995, — 220 с.

Технология.  Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999.—288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках технологии

Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...

Использование метода проектов на уроке "Технология"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии

Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...


 

Комментарии

В работе видна актуальность использования метода проектов на уроках технологии, опыт который интересен не только учителям технологии, но и педагогам дополнительного образования. Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому так важно углублять и расширять это направление в своей работе.Спасибо автору!