Применяемые методы на уроках технологии
статья по технологии на тему

Бугай Наталья Евгеньевна

в данной статье представлены основные методы, применяемые на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2metod.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

В зависимости от содержания и характера изучаемого материала учащиеся выполняют задания индивидуально, фронтально или бригадами. В V—VI классах  проводится в основном фронтальная организация работы, при которой все дети выполняют одинаковые операции, позволяет расчленить данную работу, объяснить и показать отдельные ее части, своевременно устранить и предупредить ошибки и, главное, наблюдать и проверять, как девочки усваивают новые операции и выполняют задание, так как формируются первоначальные умения.

Организация работы бригадами (по 2—5 человек) получает широкое распространение на  практических занятиях по кулинарии., изучение тем «Приготовление бутербродов», «Приготовление блюд» бригада  получает одно задание. При этой форме занятий учащиеся широко  проявляют свою самостоятельность, и многие вопросы решают без помощи учителя.

Практика показывает, что при выполнении заданий одни учащиеся заканчивают работу раньше других на 10—20 минут. Возникает необходимость давать дополнительные индивидуальные задания учащимся. Для таких целей я использую карточки,  

      При изучении технологии применяются различные методы обучения. Наиболее важные: устное изложение в форме рассказа, объяснения, беседы; инструктаж; практические работы; лабораторные работы; упражнения; графические работы;

Рассказ, объяснение, беседа. Учитель сообщает учащимся сведения об устройстве и взаимодействии отдельных деталей швейных машин, о свойствах различных тканей, о конструкции инструментов и принадлежностей, о правилах вычерчивания чертежей выкроек, о технологии обработки тканей, о продуктах питания, об основных видах приготовления пищи, о стирке белья,  об обустройстве жилища,  и т. д.

Главная часть учебного времени должна использоваться для практических работ девочек. Теоретические объяснения, рассказ сопровождаются показом инструментов и принадлежностей, таблиц, картин, демонстрацией образцов изделий, которые намечается сделать, различных наглядных пособий и приемов выполнения отдельных операций.

Например, при изучении темы «Заправка верхней и нижней нитей» объясняю и показываю, что нитеводитель ставят в верхнее положение, нить заводят в направляющее ушко, между тарелочками натяжения и правой рукой вдевают в ушко иглы. При сопровождении объяснений показом учащиеся лучше запоминают  материал.

На уроках я применяю  инструктаж. Он проводится в том случае, если нужно, объяснить девочкам, как следует выполнить соответствующее упражнение, тот или иной трудовой прием

вводный инструктаж по выполнению изучаемой на уроке работы. В его содержание входит объяснение и показ приемов обработки тканей, продуктов  использование ножа, ножниц, булавок, и т. п. Например, объяснив, как прорабатывается запошивочный шов, учитель показывает, как он выполняется.

На уроках кулинарии очень удобно применять инструкционные карты. В них обычно указывается, что учащийся будет готовить, из каких продуктов, какая для этого потребуется посуда и какова последовательность приготовления пищи. Дозировка продуктов в инструкционной карте обычно указывается па 1 порцию. Расчет потребности продуктов на бригаду учащиеся делают самостоятельно. Инструкционные карты приучают учащихся к самостоятельной работе и сокращают количество вопросов.

Практические работы. После предварительного инструктажа проводится практическая работа, в процессе которой учащиеся приобретают те или иные умения по ручной и машинной обработке ткани, продуктов питания, занимаются изготовлением общественно полезных вещей и т. д. Эти умения совершенствуются в результате повторения соответствующих практических работ. Практические работы выполняются по разделам « Технология обработки изделий», «Приготовление блюд», «Вязание образцов спицами и крючком», «Вышивание».

Лабораторные работы. Проводятся с целью развития и закрепления знаний учащихся, полученных в теоретической части, на уроке «материаловедения» -«строении различных тканей», «определение вида ткани» об их свойствах, о распознавании тканей, на уроках «кулинарии» о продуктах питания- «определение качества муки» (7 класс),и «определение различных видов круп» и др. Эти лабораторные работы представляют большой интерес, так как они носят исследовательский характер. Как правило, по лабораторной работе составляется  письменный  отчет,

Упражнения. С целью закрепления полученных умений проводятся упражнения. В программе материал распложен так, что учащиеся постепенно из класса в класс упражняются в совершенствовании приобретенных умений.

Графические работы.

В V классе учащиеся строят выкройки косынки и фартука с нагрудником; в VI классе—  выкройку прямой, конической и клиньевой юбки; в VII классе — цельновыкроенное изделие (блуза, платье, ночная сорочка).

Моя задача как учителя заключается в том, чтобы научить девочек выполнять простейшие чертежи изделий, обучить их чтению этих чертежей, переносить выкройки на ткань и раскраивать.

Внеклассные формы обучения Внеклассные мероприятия  « А ну ка, девочки», «КВН», «Счастливый случай».

Используя игровые ситуации, на уроке у учащихся повышается интерес к предмету, активизируют работу на уроке, делая каждого участником игры, создается определенный эмоциональный настрой на получение знаний.

На практике я чаще всего использую такие игровые ситуации: «Рассуждалки», «Кроссворды», «Тесты», «Звездочки обдумывания», «Мини ателье», «Догонялки».

Игра «Рассуждалки» строится по типу телевикторины «Устами младенца». Цель - ознакомить учащихся с правилами приготовления блюд или изготовление кого-либо изделия:

«Рассуждалка» №1- это можно есть холодным можно туда сыпать все что угодно, и мешать, потом есть, лучше чем-либо полить.

«Рассуждалки» целесообразно проводить до прохождения определенной темы. Два ученика рассказывают «рассуждали», а учащиеся отгадываю, что это за блюдо или изделие.

Можно  и наоборот придумать новое     применение таким знакомым предметам как: -носовой платок; -столовая ложка; -швейная игла; -бельевая прищепка и др.

Игра «Звездочка обдумывания». Цель - повысить активность работы учащихся, развить остроту мышления и воображения.

Особенно интересно эта игра проходит при изучении темы моделирования.     На    доске     учитель    рисует     эскиз     изделия(зависимости от класса: в 5 классе - фартук, в 6 классе - юбку, 7 классе - ночную сорочку (пижаму), 8 классе - блузу ( брюки).

Необходимо изменить изделие, ваши предложения. Учащиеся или учитель зарисовывают или записывают изменения.

Игра « Мини ателье» («Мини кафе»)

Учащиеся делятся по 2-3 человека: один исполняет роль заказчика, другой приемщика, третий закройщика. Снимают мерки, записывают их в тетрадь и рисуют эскиз изделия Цель-ознакомление с профессиями повторение и закрепление знаний по теме конструирование одежды.

В игре «мини кафе» роли: посетитель, официант, повар.

  1. Посетитель перечисляет блюда;
  2. Официант принимает заказ и составляет список блюд;
  3. Повар перечисляет продукты, которые входят в эти блюда.
    Цель   -    ознакомление    с    профессиями        повторение    и

закрепление материала по теме «Приготовление блюд» и «составление меню».

       Игра« Догонялки».

Цель- повторение и закрепление знаний по многим темам. Один учащийся задает вопрос и называет фамилию, кто должен отвечать, тот ученик отвечает и задает вопрос следующему ученику. Если не сможет ответить, то «догонявший» ему помогает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

применение игрового метода на уроках технологии

Перед современной школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные пер...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Использование проектного метода на уроках технологии

Материал содержит описание опыта работы по использованию проектного метода на уроках технологии...

Методы эвристического обучения и примеры использования данных методов на уроках технологии

При разработке творческого урока необходимо использовать методы эвристического обучения: когнитивные (методы учебного познания) и креативные методы....

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»

Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...