Конспект урока "Русские традиции и праздники. Масленица"
презентация к уроку по технологии (7 класс) по теме


 

Цель: Воспитание духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Задачи:

·       Развитие творческой инициативы в познание культурного наследия русского народа.

·       Воспитать уважение к народным традициям, навыки коллективного творчества.

·       Познакомить учащихся с народными традициями и обрядами.

·       Научиться выпечке блинов по различным рецептам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_maslenica.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала Арадушкина Е. В., учитель технологии

МАОУ СОШ №21 г. Магадан

Урок технологии 7-й класс

Тема урока:  Русские традиции и праздники.

Цель: Воспитание духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Задачи: 

  1. Развитие творческой инициативы в познание культурного наследия русского народа.
  2. Воспитать уважение к народным традициям, навыки коллективного творчества.
  3. Познакомить учащихся с народными традициями и обрядами.
  4. Научиться выпечке блинов по различным рецептам.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование и наглядные пособия:  мультимедийный проектор, инструкционно – технологические карты по приготовлению блинов, кухонное оборудование, продукты.

Межпредметные связи: 

  1. Литература «Притча», «Пословицы и поговорки».
  2.  Природоведение «Питание человека».
  3. Биология «Молочнокислые бактерии».
  4. Химия «Реакция окисления».
  5. История «Русские праздники».

ХОД УРОКА

I Организационный момент   (Слайд 1).

II Мотивация к изучению нового материала.

Рассказ учителя. (Слайд 2)

  - Старое уходит, но его необходимо знать и беречь. Почему?

 Расскажу такую притчу. ( Звучит русская народная мелодия)

     Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но она о корне не забывала, ведь именно от него получала жизненные соки и силы.  Жило, не тужило это дерево сто лет, пока один глупый росток не сказал: «Да зачем мне эти старые сухие корни, я молод и свеж! Не хочу питать их своей юной силой!  Пусть их подрубят!» Эти слова услышал дровосек и подрубил корни.

     Нет и молодых ростков, нет сегодня этого дуба, а ведь он мог стоять и по сей день.

     Так давайте не будем настолько глупы, чтобы забывать о своих корнях.

Учитель:

- А что вы знаете о русских  народных традициях и праздниках? (слайд 3)

 - Опишите содержание картин.

-  Чем они отличаются друг от друга?

- Какие праздники художники изобразили на этих картинах?

- Какой праздник отмечают православные люди ранней весной?

Девочки заходят  в народных костюмах и поют песню «Ах ты масленка дорогая» (слайд 4)

Учитель:

- Что вы знаете о масленице?

III Изучение нового материала.

  1. Сообщение нового материала.

Учитель:

- Сегодня мы с вами рассмотрим один из самых продолжительных и весёлых праздников – Масленица.

Масленица – древне - русский народный праздник, один из самых любимых в народе. На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Он не имеет устойчивой датировки. Его празднуют, за 8 недель до Пасхи, целую неделю.

   Работать на уроке мы будем по группам. Каждая группа получает задание и с результатами исследования выступят перед классом.

  1. Работа по группам (слайд 5)
  1.  История  возникновения масленицы
  2. История костюма
  3. Традиции празднования
  4. Рецепты приготовления блинов

Учитель:

- Послушаем результаты исследования первой группы по теме: «История возникновения масленицы» (слайд 6)

Ученики:

      - Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленицу празднуют на последней неделе перед Великим постом. (Слайды 7-11)

      Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо не едят, а едят масленые блины. Первоначально  Масленицу называли Мясопустом.

Обычай праздновать Масленицу берет начало с древнейших времен от обрядов славян – язычников. Блин, круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом набиравшего яркость и жар весеннего солнца.

Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи в масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания на Москве – реке, вдоль кремлевской стены, у  Красных ворот. Сам царь открывал праздник.

В 1722году, по случаю Ништадского мира, который подвел итог почти 20 летней войне со Швецией, Петр I пригласил иноземных послов на празднование масленицы. Царь дал в  Москве невиданный маскарад  и санное катание.  Шествие открывал Арлекин.

2 группа - сообщение « История костюма». (слайд 12)

Ученики:

- Так как Масленица — праздник народный, надевали костюмы в русском стиле.                                                                                                   Мужчины носили красные рубахи-косоворотки, которые в старину считались самой нарядной одеждой. По подолу и краям рубахи были обшиты широкой тесьмой, украшены вышивкой по подолу и рукавам. В те далекие времена рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Вместо пояса подойдет широкий шарф с кистями — кушак. На голове мужчины носили атласный колпак-остроконечная шапка с продольными разрезами спереди и сзади. Разрезы должны застегиваться на мелкие пуговицы.

    Женский костюм состоял из широкого просторного сарафана, расклешенного книзу. По подолу можно сделать вышивку или обшить цветными атласными лентами либо бахромой. Сверху сарафана для полной достоверности можно надеть душегрейку (это короткая одежда без рукавов на лямках). На голову взрослые женщины повязывали разноцветный платок, а девочки вплетали яркие ленты в косы.

3 группа – Традиции празднования Масленицы. (Слайд 13)
Ученик  1:

- Понедельник называли «встречей». В этот день встречали Масленицу. Наряжали куклу – чучело. (слайд 14)
Масленицу делали из соломы и наряжали в женскую одежду. Куклу устанавливали в сани, до пятницы она стояла на самой высокой горе.

Ученик 2:

- Вторник — заигрыш. (слайд 15)
 С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Ученик 3:

- Среда — лакомка (слайд 16)

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду поводились ярмарки, шли народные гуляния. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины»

Ученик 4:

- Четверг — разгул, самый веселый день. (Слайд 17)

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Ученик 1:

- Пятница — Тещины вечерки  (слайд 18)

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощал ее блинами

Ученик 2:

- Суббота — золовкины посиделки (слайд 19)

Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.

Ученик 3:

- Последний день Масленицы – прощеное воскресенье или проводы. (слайд 20)

Традиции этого дня широко известны и в наши дни. Воскресенье было ознаменовано проводами Масленицы. Заканчивались гуляния, заканчивалось веселье. В храмах во время вечернего богослужения производился чин прощения. Люди просили прощения друг у друга. Отвечать на эту просьбу принято фразой: «Бог простит, и я прощаю». Завершался праздник сожжением чучела Масленицы, которое изготавливалось, из соломы и ненужных вещей. Также старые вещи можно было бросить в костер. После этого пепел следовало развеять по ветру, а остатки соломы разбросать по полям.

Учитель: (слайд 21)

- Как вы дома встречаете Масленицу? (ходим в гости, нас угощают блинами и блинчиками, а также мама печет блины и мы угощаем тех, кто к нам приходит в гости).

- С чем можно подавать блины? (со сметаной, яйцами, икрой, маслом, медом, грибами, вареньем, творогом и т. д.)

- Какие блины вы знаете? (дрожжевые, манные, яблочные, на соде, с припеком, бездрожжевые, рисовые, гречневые и т. д.)

Учитель:

- Вы назвали разнообразные виды блинов, которыми угощают на Масленицу. А девочки нас познакомят с некоторыми из этих рецептов.

Ученица 4: «Блины с припеком» (слайд 22)

Блины с припеком — так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком — это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и «предки» закрытой пиццы.

Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку («припек») и заливают его новой порцией теста так, чтобы «припек» оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

Ученица 5: «Картофельные блины» (слайд 23)

Мука 1,5 ст., яйца 2 шт., сахар 100 г., масло 200 г., молоко 3 ст., картофель 400 г.,

Лук репчатый 1 головка, соль и черный перец

      Смешать молоко и яйца, муку и приправы. Тщательно        вымесить, дать тесту постоять. В это время нарезать лук, натереть картофель и затем добавить их в тесто. Блинчики нужно делать небольшими, как оладьи, и обжаривать их на сливочном масле на медленном огне   до золотисто-коричневой корочки.

Ученица 6: «Оладьи с сыром» (слайд 24)

сыр типа рокфор или стилтон раскрошенный — 4 ст. ложки масло сливочное — 4 ст. ложки мука пшеничная — 300 г молоко — 225 г кукуруза консервированная — 500 г яйцо — 4 шт. перец черный молотый, соль

Из муки, яиц, молока, соли и перца замесить жидкое однородное тесто. Добавить в него сыр и кукурузу, хорошо перемешать. Выпекать оладьи на масле, поджаривая с обеих сторон.

Подавать с маслом, густыми сливками или сметаной.

IV Практическая работа.                                                                                                    Замес бездрожжевого теста на блины. Показ выпечки блинов. ( Деление класса на 2 бригады)       Первая бригада – печет блины, а вторая в это время проводит игры, которые можно проводить на Масленицу, знакомятся с пословицами и поговорками, частушками о Масленице. Далее бригады меняются работой.                                          

V Закрепление нового материала (разгадать кроссворд) (слайд 25)

VI Итог урока. (слайд 26)

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чтобы еще хотели узнать о Масленице?
  3. С какими праздниками вы хотели бы еще познакомиться на уроках?

VII Рефлексия (допишите предложение) (слайд 27)

  1. На уроке я работал …..(активно/пассивно)
  2. Своей работой на уроке я ….. (доволен / не доволен)
  3. Урок для меня показался ….. ( коротким / длинным)
  4. За урок ….. ( не устал / устал)
  5. Мое настроение ….. ( улучшилось / стало хуже )
  6. Материал урока мне был ….. (понятен / не понятен)

Учитель:

- Наш урок подошел к концу. Мы с вами плодотворно поработали на нем.

- Прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с историей праздника и традициями празднования Масленицы, с историей костюма и с символом весеннего солнца. А дома вы сожжете приготовить блины и угостить ими родных и близких.

- Всех вас поздравляю с Масленицей, с праздником солнца и весны!

VIII Выставление оценок и их аргументация.

- За сообщение

- За презентацию

- За домашнее задание (слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну Берендея", сценарий праздника "Масленица"

Конспект занятия: «Путешествие в страну Берендея».    Цель занятия:  закрепить знания о народных промыслах Руси, народных праздниках и традициях;  совершенс...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

История и традиции праздника Масленица

Учащимся об истории и традициях Масленицы...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Конспект урока Веселый праздник Масленицы.

Знакомство с праздником "Масленица", дать представлеие учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях....

Конспект урока "народные традиции и обряды масленица"

конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...

Конспект внеклассного занятия «В гостях у тётушки-Забавушки» для воспитанников МБДОУ в рамках Дня открытых дверей. Тема: Сувенир «Солнышко на палочке» (к празднику «Масленица»)

Внеклассного занятия «В гостях у тётушки-Забавушки»  для воспитанников МБДОУ в рамках Дня открытых дверей. Тема: Сувенир «Солнышко на палочке» (к празднику «Ма...