Самоанализ старшего воспитателя ДОУ о внедрении метода проектов в работу
проект по технологии по теме

Сергеева Марина Александровна

В данном самооанализе я рассказываю поэтапно, как мы в нашем ДОУ внедряли проектную деятельность, с чего начинали, что планируем далее

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ старшего воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк» М.А.Сергеевой по внедрению в работу метода проектов.

Уже не первый год слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада.

Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Одна из инновационных технологий, применяемых в ДОУ- это проектная деятельность.

Использованные формы работы с педагогами:

Форма работы

Тема

сроки

Анкетирование педагогов

Метод проектирования в ДОУ

Январь 2012г

Семинар -

консультация

«Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Январь  2012г

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Январь  2012г

Педчас с показом обучающей  презентации

«Технология проектной деятельности в ДОУ»

Февраль  2012г

Педсовет

«Анализ использования проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Февраль  2012г

Индивидуальные консультации для педагогов

«Как организовать работу по реализации проектов в группах»,

«Разработка плана реализации проектов»

В течении 2012-2013 года

Педчас с показом обучающих  презентаций

«Технология проектной деятельности в ДОУ»

Ноябрь 2012г

Педчас  с показом обучающих  презентаций

«Технология проектирования в ДОУ»

Январь 2013г

Педсовет

«Анализ использования проектной деятельности по реализации образовательных областей  «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Февраль 2013г

Педагогическая импровизация -игра

«Кто хочет стать знатоком проектного метода»

На педчасе в январе

 2013г

Командная викторина

«Проектная деятельность»

На педсовете

февраль 2013г

Педагогическая гостиная

«Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста»

Февраль 2013г

Педагоги нашего сада сами сформировали основные подходы к использованию метода проекта в детском саду:

  1. в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  2. проект – это «игра – всерьез»; результаты её значимы для детей и взрослых;
  3. обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Алгоритмы действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования:

  1. Ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей.
  2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель).
  3. Намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
  4. Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск).
  5. Собираем информацию, материал совместно с родителями и детьми.
  6. Осуществляем проект через все виды деятельности детей.
  7. Даем домашние задания родителям и детям.
  8. Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомы и т.д.)
  9. Организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытая НООД, акции, КВН); составляем книги, альбомы и т.п.
  10. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.

 

Одним из этапов внедрения в работу с детьми метода проекта является исследовательская деятельность (2010-2011гг). Мы, педагоги, ставим проблему и намечаем стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со взрослыми, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Нами делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Экспериментирование – проводим в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми на НООД или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи», «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно!

Взвесить все, что хочешь, не только с помощью гирьки,  ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы.

К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь именно в них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Приходить в лабораторию детям нравится, но еще лучше, когда можно провести исследования тогда, когда хочется, а не по расписанию. Это можно сделать прямо в группе, в мини-лаборатории.   В группах ставили журнальный   столик, придумывали с ребятами эмблему и готовили самое простое оборудование и материалы. Оборудование и материалы время от времени меняли. Для самостоятельных исследований использовали различные схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.  

Детям очень нравится работать с ящиком ощущений.

Сделать его несложно. Мы брали коробку из-под обуви или любой другой картонный (деревянный) ящик, крышка которого легко открывается, таким образом мы легко помещали предметы внутрь. По бокам ящика проделывали два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляли рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками с изображениями воздушных шаров, птиц, насекомых и других предметов, связанных с темами блока. Время от времени мы клали в ящик различные предметы. Задача детей определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Предлагалось детям провести с тем или иным предметом опыт.

Наблюдения практической работы показывают, что постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх – опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети младшего и среднего возраста делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Удивлёнком, Незнайкой. Старшие дошкольники вместе с серьезным Знайкой и любопытной капелькой задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».  

В детской научной лаборатории мы выделяем:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории:

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

15. Часы песочные.

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 Условия для хранения всего практического материала: весь материал распологается в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность   следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Уместно ввести правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

При организации исследовательской работы с детьми наши педагоги старались соблюдать определённые правила:

  1. Формировать умение детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям в формировании умения управлять процессом усвоения знаний.
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

План работы в детской лаборатории

с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Темы занятий - экспериментов

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвёртая

неделя

Октябрь

1.Какая бывает вода?

2.Вода-растворитель.

Очищение воды.

3.Сила тяготения

4.Упрямые

предметы

Ноябрь

5.Волшебные стёклышки

6.Почему предметы движутся?

7.Хитрости инерции

8.Что такое масс?

Декабрь

9.Воздух

10.Солнце дарит нам тепло и свет

11.Почему дует ветер?

12.Почему не тонут корабли?

Январь

-

13.Путешествие Капельки

14.Чем можно измерить длину?

15.Всё обо всём

Февраль

16.Твёрдая вода.

Почему не тонут айсберги?

17.Откуда взялись острова?

18.Как происходит извержение вулкана?

19.Как появляются горы?

Март

20.Испытание магнита

21.О «дрожалке» и «пищалке»

22.Как сделать звук громче?

23.Почему поёт платинка?

Апрель

24.Как образуются метеориты и кратеры?

25.Почему в космос летают на ракете?

26.Секретные записки

27.Что такое молния?

Май

28.Почему горит фонарик?

29.Электрический театр

30.Радуга в небе

31.Забавные фокусы

Так в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей – дети моделируют проблемные ситуации. В последствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Дети постепенно совместно с воспитателем подходят к использованию «метода проекта»  в организации детской деятельности в течении дня.

Но прежде, чем дети самостоятельно смогут проектировать свою деятельность в течении дня, необходимо научить этому педагога. Поэтому первым этапом в нашей работе стало изучение «метода проектов», разработка пробных проектов, используя для этого методическую литературу, Интернет-ресурсы, обучающие презентации, семинары, педчасы (описаны в таблице выше).

Проекты первого этапа работы:

  1. «Волшебница – вода»  воспитатель : А.А.Дёмина, дети 6-7 лет, исследовательско – творческий, средней продолжительности – 1 месяц, февраль 2012г.
  2. «Белоствольная красавица»  воспитатель : О.В.Никишина, дети 5-6 лет, информационно-познавательный, краткосрочный – 2 недели февраля 2012г.
  3. «Наши младшие друзья» воспитатель Л.Н.Страхова, дети 4-5 лет, детско-родительский, средней продолжительности – 3 недели, февраль 2012г.
  4. «Птицы - наши друзья» воспитатель С.Г.Можаева, дети 4-5 лет,ролево-игровой, краткосрочный – 2 недели, февраль 2012г.
  5. «Радуга лета» старший воспитатель М.А.Сергеева,информационно-творческий, длительный – 3 месяца, фронтальный лето 2012г.

На втором этапе воспитатели уже уверенно разрабатывали проекты, привлекая детей, родителей, специалистов ДОУ:

  1. «Педагогическая школа» старший воспитатель М.А.Сергеева, учитель-логопед Е.С.Крошкина, педагогический коллектив, долгосрочный – 2012-2013 уч.год
  2. «Радуга лета» старший воспитатель М.А.Сергеева,информационно-творческий, длительный – 3 месяца, фронтальный лето 2013г.
  3. «Первые шаги к здоровью» инструктор по физической культуре Ю.Д.Лепешова, воспитатель гр.№10  С.Д.Паткина, дети 4-5 лет, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный – 5 дней:11.02.13г-15.02.13г
  4. «Здоровый малыш» воспитатель Е.А.Скороделова, дети 2-3 лет, практико-ориентированный, средней продолжительности – 1 месяц февраль 2013г
  5. «Быть здоровым – здорово!» инструктор по физической культуре Ю.Д.Лепешова, старший воспитатель М.А.Сергеева, воспитатель гр.№3 Ю.А.Войтехович, дети 5-6 лет, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный – 5 месяцев(октябрь 2012г – февраль 2013г)

На третьем этапе (это уже перспективы) работа будет строиться от детей, используя метод «Трёх вопросов» 

Модель 3-х вопросов:

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?


метод заполнения детьми старшего возраста «Паутинки проекта» по проектированию детской деятельности в центрах активности,

Литературный центр(библиотека)




Центр Искусства

Центр науки и природы

Центр конструирования








         ТЕМА проекта

«Книжкина неделя»

(по произведениям А.С.Пушкина)

Центр математики и логики

Центр театра



Центр музыки

Центр игр (игровые зоны)




а также разработки «Паутинки проекта» педагогами по организации деятельности и постановке задач и целей по образовательным областям

Познание



Чтение художественной литературы

Коммуникация

Социализация



Труд

Безопасность

Здоровье


Физическая культура

Художественное творчество

Музыка



Формы взаимодействия с семьёй, социальными партнёрами

Режимные моменты

ВЫВОДЫ


Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Особую педагогическую значимость проектного метода мы видим в том, что:

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при работе с текстовыми задачами по математике

Использование метода проектовпри работе с текстовыми задачами по математикев 6 классе коррекционной школы....

Метод проектов в работе ШМО учителей русского языка и литературы

Технология «Метод проектов». В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, р...

Метод проектов. Опыт работы учителя математики Васильевой Е.С. ГОУ №411

Метод проектов, система интегрированных уроков позволяет моделировать целостное образовательное пространство при обучении математике, открывающее разнообразные возможности для творческой самореа...

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе

Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...

Презентация "Использование метода проектов в работе классного руководителя."

Цель проекта: познай себя. Данная работа направлена на выявление интересов и увлечений учащихся одного класса. Итогом работы было оформление герба класса....